Пчелы-трансгендеры и еще 4 развлечения на выходные

Что почитать, посмотреть и послушать в первые теплые выходные, если коронавирус запер вас дома.

 

 

 

 

 

Альбом «After Hours»

XO/Republic

 

The Weeknd

 

 

 

 

В последние дни 2011 года канадский певец Абель Тесфайе, выступавший почему-то под псевдонимом The Weeknd, выпустил третий за год бесплатный альбом. Там были очередные 45 минут мрачных R’n’B-стенаний под холодные биты, не лучше, чем на втором бесплатном альбоме Тесфайе 2011-го года и довольно сильно хуже, чем на первом. В общем, никто особо не обратил внимания на то, что в песне «Montreal» Тесфайе 4 минуты стенал французскую поп-песенку «Laisse tomber les filles», а кто заметил, тот уж наверняка не подумал, что именно по пути воссоздания эффекта этой песенки (в оригинале, не в душнилове «Montreal») карьера Тесфайе и пойдет в следующие десять лет. Придурковатую «Laisse tomber les filles» для совсем девочки Франс Галль сочинил мрачный похабник Серж Генсбур, и пелось при всей задорности в ней о разбитых сердцах.

 

Какое-то время Тесфайе пытался тащить груз стиля, принесшего ему успех, но выходило совсем плохо. Годы спустя выяснилось, что просто стиль этот ему придумал другой человек: белый паренек, подрезавший на сэмплы белый же инди-рок, и стилизовавший R’n’B под тогда звучавший пустынно и гулко дабстеп. Собственный стиль Тесфайе паренек характеризовал как «легенький», с песнями про день рождения и свечки. Потребовалось вмешательство крупнейшего поп-сонграйтера современности Макса Мартина, чтобы природная склонность Тесфайе к нездоровому сочетанию сердечной гадости и поверхностной развлекательности проявилась в песнях – по собственным словам Тесфайе, с хитом о любви к кокаину «Can't Feel My Face» он обошел даже слишком много церемоний вручения премий детских телеканалов. Такими же костылями для еще неуверенного собственного стиля Тесфайе выступили на двух хитах с альбома 2016-го года Daft Punk.

 

Новый альбом Тесфайе «After Hours» впервые полностью выполнен в стиле ровно грустноватого, но в то же время ровно динамичного поп-рока, который, если не приглядываться, в самый раз, чтобы с удовольствием подвигаться под него в примерочной, но и в любой момент готов стать немного печальным и чувствительным, если слушателю захочется вслушаться. В смысле объединения мейнстримной черной и мейнстримной белой музыки «After Hours», всеми силами отсылающий к 80-м, – кажется, самая большая удача со времен Джорджа Майкла, что ли (то есть английского грека сменил на посту канадский эфиоп). В отличие от двух предыдущих альбомов, ярких лишь пятнами, «After Hours» весь равномерно сверкает и искрит. На синглах «Heartless», «Blinding Lights» и «In Your Eyes», если не в пляс, так в раскачивание по комнате пустится и мертвец, на «Save Your Tears» слюной бы захлебнулись поклонники танцевального ретро-инди-рока первой половины 10-х, а удивительно компактная для своих 6 минут «After Hours» выходит немножко уже на территорию Chromatics, не вываливаясь при этом из общей стилистики альбома. В то же время Тесфайе постоянно, не срываясь в нудеж или наигранную веселость, перед слушателем кается, винится и создает атмосферу искреннего, откровенного разговора по душам. «After Hours» – настоящий стилистический триумф Тесфайе-звезды, исполняющий разом и все его мечты о себе, и удовлетворяющий слушательские желания.

 

Плохая новость, увы, в том, что получившийся легенький, деньрожденьевский стилёк благополучно вычеркивает Тесфайе из первого ряда R’n’B-артистов, где он после своих микстейпов 2011 года числился: куда изощреннее музыка не только у давно канонизированных Дрэйка, Д’Энжело и Фрэнка Оушена, но и у умеренно успешных Джеремайи и Мигеля.

 

Антон Серенков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фильм «Jobe'z World»

Режиссер Майкл М. Биландик

 

 

Jobewerkz

 

 

«Мир Джоуба» – это картина об одной безумной ночи из жизни стареющего рейвера-драгдилера на роликовых коньках. Ее нежности не вредит даже то обстоятельство, что монологи Джоуба звучат как абсолютная пародия на духовные поиски: «Я представляю, как музыка будет качать через всю Солнечную систему, как бит будет разноситься зверским эхом. Не знаю, как здесь работает так называемая физика звука, но я слышу всё это в своей голове. Я как раз сейчас рисую офигенную мангу на эту тему». Катаясь от клиента к клиенту по ночному Нью-Йорку, Джоуб натыкается на всех мастей хипстеров, тусовщиков и даже на своего любимого актёра из низкобюджетных хорроров – всё заканчивается почти что трагично, но всегда можно успокоить себя мыслью, что это всего лишь комедия.

 

«Мир Джоуба» – это такой маленький необязательный фильм, чья ценность и красота открывается с каждым минующим годом, когда становится понятно, что только такому маленькому и пронырливому фильму дано в полной мере запечатлеть хрупкий дух времени. Это не просто атмосферная одиссея по тёмным улицам наркоманского Манхэттена, но и полноценный экскурс в постироничное состояние культуры 2010-х (самая смешная сцена приходится на диалог с мамой, которую Джоуб забирает на убере из аэропорта: мама восхищённо докладывает про благотворительную деятельность Боно из группы U2, а Джоуб делится планами о татуировке на виске в форме символа инь-ян – ведь тату на лице сейчас делают все, даже Джастин Бибер). Наконец, это ещё и концентрированный слепок американского независимого кинематографа современности: в качестве режиссёра и сценариста – протеже Абеля Феррары Майкл Биландик; во всех второстепенных ролях – ветераны мамблкора (пускай имя Кейт Лин Шейл вам ничего и не говорит, но она состоит в числе лучших актрис своего поколения); за камерой – выдающийся оператор Шон Прайс Уильямс, воссоздающий одновременно пугающий и манящий сюрреалистический Нью-Йорк, ранее нарисованный им в картинах братьев Сэфди.

 

Никита Лаврецкий

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

Сериал «Последнее танго в Галифаксе»

 

 

BBC One

 

Даже самая тихая провинциальная жизнь не способна застыть в сладкой статике на пять сериальных сезонов (впрочем, и на три и на четыре тоже не способна – см. сериалы «Баскетс» и «This Country»). За четыре года, минувшие с, казалось бы, окончательного хэппи-энда четвёртого сезона, отношения пенсионеров Селии и Алана подошли, смешно сказать, к первому по счёту «кризису семилетия» (именно столько лет прошло с их фейсбучного воссоединения после полувека разлуки в первом сезоне). Алан, чтобы меньше проводить времени дома, устраивается на полставки кассиром в местный супермаркет; в это время Селия тратит семейные сбережения на установку новой кухни ручной работы за 10 тысяч фунтов (у которой, дескать, не будут болтаться дверцы шкафчиков и забиваться грязью щели) – Алан разочарован, потому что предпочёл бы отдать часть денег своей дочери, оказавшейся на грани банкротства из-за короеда, атаковавшего крышу фермы. Пока дочь Алана Джиллиан подумывает о продаже фермы, на стене амбара появляется стрит-арт, подозрительно смахивающий на работу дорогущего художника Бэнкси; циничная Джиллиан такому счастью ни за что не верит, но перестать нервничать по этому поводу всё равно не может. Деньги на ремонт ей предлагает дочь Селии Кэролайн, ставшая за последние несколько сезонов для Джиллиан ближайшей подругой и только что не родной сестрой; у Кэролайн, работающей директором школы, действительно проблем с деньгами нет, но зато плодятся проблемы на личном фронте: одна женщина-завуч, которую Кэролайн не без задних мыслей пригласила домой на ужин, обвиняет ту чуть ли не в сексуальном домогательстве; после чего на пороге возникает скользкий бывший муж, в очередной раз разругавшейся со своей женой-алкоголичкой Джудит. Тем временем сама Джудит, будучи популярной подростковой писательницей, готовится к грозящему обернуться публичной катастрофой выступлению в актовом зале школы Кэролайн.

 

Пересказывать сюжет «Последнего танго в Галифаксе» можно ещё долго: сценаристка Салли Уэйнрайт – это действительно большой мастер мелодраматического жанра, готовая, кажется, плести крайне увлекательную нить повествования практически до бесконечности (это мы ещё не упомянули ни детей Кэролайн и Джиллиан, ни чудаковатого брата Алана, прибывающего с визитом из Австралии, ни мальчика-сиротку, с которым Алан знакомится в супермаркете). При этом ошибкой было бы увидеть в «Последнем танго» рядовую мыльную оперу: никакая мыльная опера не укладывается в такие концентрированные четыре серии; никакая мыльная опера не блещет таким остроумием и добротным психологизмом. В данном случае мы имеем дело с поистине уникальным произведением на современном телевидении: локальный хит британского канала BBC «Последнее танго в Галифаксе» выступает в таком жизненно необходимом, но дефицитном жанре как драма о тревогах и поиске свободы взрослых неглупых людей – и в лайнапе, скажем, главного американского взрослого канала HBO аналог этому сериалу без участия роботов, мафии и драконов можно увидеть разве что в лице другого сериала выдающейся сценаристки Уэйнрайт «Джентльмен Джек».

 

Никита Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комикс «Соты»

Виталий Терлецкий

 

Терлецки комикс

 

 

 

 

Трансинсект по имени Петя чувствует себя трутнем в теле рабочей пчелы, но, в отличие от другой трансгендерной пчелы по имени Бранфорд из графического романа «Building Stories» 2012 года выпуска, испытавшего экзистенциальный ужас, впервые в жизни обнаружив у себя на лапках рабочие корзиночки для пыльцы, Петя из комикса «Соты» 2020 года никакого ужаса не испытывает, а вместо этого идёт к врачу и нахально требует эти самые корзиночки удалить и сделать его полноценным трутнем.

 

«Соты» – это третий за последний год (после «Русских, объединяющихся с крокодилами» и «Собакистана») графический роман популярного инди-комиксиста Виталия Терлецкого, в котором тот иносказательно описывает современное общество с привлечением в качестве действующих лиц представителей фауны; в отличие от «Крокодилов» и «Собакистана», «Соты» – это не политический комментарий, а чисто социальное наблюдение из сферы вопросов, как сейчас говорят, идентичности. И надо признаться, что читается такое наблюдение даже несмотря на некоторую наивность и сумбурность деталей (секция в конце книжки с определениями терминов «трансгендерность» и «трансвестит» называется почему-то «Интересные факты»; голос автора, сначала путающийся в местоимениях, которые он применяет по отношению к главному герою, но в конце всё-таки переходящий на «он», используется как художественный приём, однако, кажется, не до конца последовательно), так вот, этот социальный очерк читается даже более увлекательно, чем предыдущие два политически-сатирических романа; при этом чисто жанровые элементы истории вроде экшн-главы про войну с шершнями на сей раз смотрятся как никогда необязательными.

 

Причины удачного сочетания социального повествования о современности и формы комедийного комикса состоят, например, в том, что целая страница скриншотов с сообщениями из трансгендерного раздела пчелиного двача едва ли смотрелась бы столь же уместно в кино или литературе; лёгкость тона Терлецкий умудряется не потерять даже в той главе, где Петя поселяется в одной квартире с приятелями, работающими вебкам-моделями, а заканчивается всё трагической передозировкой синтетическим мёдом; наконец, при взгляде на комикс, где сложные социальные проблемы разыгрываются забавными кривонарисованными пчёлами, эти самые проблемы начинают выглядеть как никогда раздутыми и не стоящими наших с вами душевных страданий – ведь все мы всего лишь маленькие пчёлы, живущие в тесных ульях.

 

Никита Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Journey to the Savage Planet»

 

 

505 Games

 

 

На крошечную планету в медвежьем углу космоса жестко прилуняется человеческий космический корабль на одну персону. Пилоту предстоит по заданию назойливого даже через все эти световые годы корпоративного начальства изучить флору и фауну лишенной разумной жизни планеты, ну и найти источник топлива для ракеты, конечно, если он хочет все-таки с планеты выбраться. Тон начальства с лживо воодушевляющегося меняется на открыто агрессивный, когда на планете обнаруживаются заброшенные постройки некой загадочной цивилизации.

 

Руководитель инди-студии, сделавшей «Journey to the Savage Planet», начинал карьеру на «Spore», а пика достиг на «Far Cry 4»: в целом, это все нужные референсы и для его собственной игры. Из первой взята система мультяшных биомов (ледяная гористая местность, джунгли, полные лавы пещеры) для исследования и развития сюжета, из второй – безостановочный гринд при помощи огнестрельного оружия как основа геймплея. Из-за маленького размера игры («Journey to the Savage Planet» легко растягивается на десятки часов, но так же легко и пробегается за вечер) обе механики работают не только ярче, чем в играх-прообразах, а, есть ощущение, вообще на максимуме своих возможностей.

 

В первые же минуты игроку озвучивают, что обычно выносимая в «дополнительные задачи», а то и совсем не проговариваемая задача облазить всю карту и заглянуть в каждый угол, – его главная и единственная задача. Возможно, авторы задумывали это обнажение приема как шутку. Шуток в игре вообще с избытком и все – грубые и подростковые (что не отменяет качества: пародийные рекламные ролики из мира будущего легко пошли бы, что в «Рике и Морти», что в «Шоу Тима и Эрика»), по принципу «что у умного на уме, то у дурака на языке». Даже на пределе технических и финансовых возможностей нынешнее поколение разработчиков игр все равно, в конечном итоге, собирает какую-то гигантскую метроидванию-платформер с головоломками, а сюжет и труд художников подбирается к этой уже заранее готовой в голове игре более-менее рандомно.

 

Избавившись от неинтересной им самим тягомотины рассказа действием или окружением, авторы «Journey to the Savage Planet» довели обшаривание углов и перемещение между локациями до совершенства. Как и, например, прошлогодняя такая же трехмерная метроидвания «Supraland», «Journey to the Savage Planet» устанавливает очередную планку визуального совершенства инди-игр: она выглядит неотличимо от дорогих мейнстримных игр. По сути, это очередной «Far Cry» за крошечную долю бюджета «Far Cry» и минус все глупости и архаизмы «Far Cry». Даже если это, очевидно, тупик развития игр (какой вообще смысл обшаривать локации, если они не рассказывают истории и созданы людьми без воображения?), хочется верить, что после «Journey to the Savage Planet» большие студии начнут из тупика куда-то выбираться.

 

Антон Серенков

 

 

 

 

 

 

Обложка: XO/Republic

 
 
 
 
Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓