Кинопрокат и провидение в честь 14 февраля потчуют минчан «50 оттенками серого» и безумствами Губки Боба. «Как тут жить» напоминает, что в наших руках –великая сила интернета, и предлагает посмотреть сразу десять совсем других фильмов о любви.
Ужасный способ умереть
Из-под конвоя бежит жестокий серийный убийца, полиция не очень понимает, куда он направляется, зато активно проверяет лайкнувших посвященную ему страничку в фейсбуке. Параллельно молодая женщина пытается завязать с выпивкой и отойти от долгих отношений. Рифмовать любовь с опьянением, а расставание – с завязкой научились давным-давно, однако «Ужасный способ умереть» выводит старую метафору на новый уровень. Весь снятый как будто на страдающую головной болью ручную камеру, фильм нетвердой, но уверенной походкой пьяницы то выходит с территории душераздирающей мелодрамы на поле хоррора про маньяков, то возвращается обратно. Кто страшнее: способный на глубокую привязанность потрошитель или милая девушка, не вкладывающая в отношения ничего? Стоит ли пить много, если скучно жить? Что, в конце концов, значит лайк на фейсбуке? Меньше всего ожидаешь, что дешевый хоррор полезет отвечать на такие вопросы, тем более – так удачно.
Филадельфийская история
Девушка из хорошей семьи развелась с мужем за то, что тот выпивал и как-то раз стукнул ее. Когда через пару лет она решила выйти за молодого богача, на свадьбу под видом дальних родственников проникли репортер и фотограф желтой газетенки, а также бывший муж. «Филадельфийская история» является краеугольным камнем маленького, но важного жанра американской комедии – комедии повторного замужества. В кино нельзя было показывать свободную сексуальную жизнь американцев, стремительно терявших религиозную или экономическую необходимость жениться, и тогда в фильмах поиски себя героями придумали помещать между разводом и повторным браком. Кэтрин Хэпберн, Джеймс Стюарт и Кэри Грант, лучшие люди, каких когда-либо фиксировали кинопленка, два часа весело разбирают всевозможные комбинации влюбленных пар, чтобы прийти к неожиданно трезвому для романтической комедии выводу: радость нового чувства не стоит почти ничего, а любовь больше всего похожа на понимание.
Последний магнат
Молодой успешный кинопродюсер живет между кабинетом и съемочной площадкой, как-то в пути он натыкается на девушку, ради которой мог бы и поубавить рабочий пыл. На студии и руководство, и коллеги хватаются за возможность наконец избавиться от него. Элиа Казан заслуженно считается одним из лучших режиссеров в истории, «Последний магнат», экранизация Фитцджеральда, – последний его фильм и более-менее общепризнанно самый слабый. Всем бы такие слабые фильмы. Роберт де Ниро в главной роли не уступает своим лучшим выходам, для любителей золотого века Голливуда заготовлена серия совместных сцен де Ниро с титанами прошлого вроде Роберта Митчума и Тони Кертиса, ровно посередине находится десятиминутная беседа де Ниро и Джека Николсона, которая заканчивается потасовкой. Но главное – это пронзительная линия давно и безвозвратно утраченной любви, похожая на «Великого Гетсби», только без мишуры и бесконечно горькая.
Ночи и выходные
Программист и журналистка вроде как пара, но живут в разных городах и встречаются только иногда по выходным. Фильм начинается и заканчивается протяженными сценами секса, совершенно не похожими друг на друга и на любые другие сцены секса в кино не похожими – они не живописные, не грязные, не забавные, а какие – так и не скажешь, ну разве что «честные». Сейчас Гервиг потихоньку превращается в Дайан Китон, а Сванберг переходит к плавному и аккуратному инди-кино, но семь лет назад они, прижимаясь все ближе и ближе к камере и друг к другу, смогли запечатлеть историю одних отношений с такой скрупулезностью, что и сейчас от фильма голова начинает кружиться. Их герои лишены почти всех подробностей и задников, и вся жизнь чувств написана у них на лицах. Вместо историй, признаний и романтической музыки за кадром – Гервиг в домашних штанах ходит из угла в угол пять минут и ждет, когда за ней заедет парень, чтобы в последнюю минуту разбросать по кровати книги и сделать вид, что совсем и не думала о встрече.
Волчонок
Вдова с двумя детьми переезжает после Корейской войны в деревенский дом, где к семье прибивается одичавший мальчонка. Женщина решает, что это один из множества бродящих по стране сирот, и берет его в дом. Старшая дочка берется, опираясь на методы академика Павлова, воспитать из звероподобного парня нормального человека, но в дело вступает любовь и становится неясно, кто еще кого воспитывает. «Волчонок» - это самая бесстыжая мелодрама, какую вы когда-либо видели. Она выглядит как коробка конфет или как немного схалтуренный фильм Уэса Андерсона, содержит интригу, в равной степени подходящую детскому фэнтези и фильму с Жан-Клодом Ван Даммом, и при этом умудряется быть смешным, когда надо, и позволяет поплакать даже самому черствому зрителю.
Бог знает, мистер Эллисон
На необитаемый остров во время Второй мировой выносит американского пехотинца. Быстро выясняется, что на острове есть еще покинутая деревушка и церковь с одной-единственной премиленькой монашкой. Прежде чем морпех успеет как следует расхрабриться, на остров высадятся японцы, и тогда окажется, что любовь – это совсем не то, что он думал. «Бог знает, мистер Эллисон» повторяет на бис хьюстоновскую же «Африканскую королеву» с другими актерами и с другой мировой войной фоном и умудряется почти ни в чем ей не уступить. Роберт Митчум был рожден для ролей страстных, но отходчивых простых парней, а Дебора Керр – для ролей трепетных монахинь. В их руках сюжет о встрече двух одиночеств превратился в редкий и совершенно подкупающий гимн френдзоне.
Мисс Пуля
Мексиканская красотка записывается на конкурс красоты, по дороге заходит с подружкой в клуб и попадает в центр бандитской разборки. Слово за слово, и вот она уже возит через границу наркотики, пока ее семью держат под прицелом, участвует в покушении на крупного политика, и, конечно, выигрывает конкурс красоты. «Мисс Пуля» вроде как основан на реальной истории, но выглядит как совершено фантасмагорическая история любви бандита к хорошей девушке. Абсурдные события никак не выстраиваются в логическую цепочку, одни мексиканцы убивают других, продажная власть ничем не отличается от отмороженных наркодельцов. На фоне этого достойного пера Кормака Маккарти беспредела один маленький и смертельно опасный мужичок неизменно начинает говорить тише и ласковее при виде до смерти перепуганной девушки в бутафорской короне.
Шура и Просвирняк
Откуда-то с Украины в послевоенную Москву приезжает добродушный хромой, устраивается на телефонную станцию и сразу оказывается под испепеляющим взглядом красивой телефонистки. Если последующие фильмы Николая Досталя молодежь еще как-то помнит, то «Шуру и Просвирняка», один из ранних его фильмов, можно посмотреть явно только благодаря людям старшего поколения. Досталевская позднесталинская Москва совсем не страшная, но и не стилизованная, не Москва «Стиляг», и герои его – не фигурки, обозначающие страх перед государством, а живые и симпатичные люди. Долго фильм притворяется то зарисовкой нравов, то высказыванием на тему «богатыри, не вы», чтобы в конце оказаться фильмом о том, что политика политикой, а самое главное – это любовь.
Табу
В современном Лиссабоне эксцентричная старушка просит подругу перед смертью привести ей мужчину, с которым она не виделась пятьдесят лет. В живописном флэшбэке старушка оказывается вовсе не старушкой, а молодой красивой женщиной, живущей с мужем в поместье посреди португальских владений в Африке, а искомый мужчина –главной любовью ее жизни. Мигель Гомес начинал как кинокритик, и «Табу» чудесно распиливается на части. Это пародия-оммаж на одноименный классический фильм Фридриха Мурнау про влюбленных папуасов, которым нет покоя ни на родном острове, ни на территории французской колонии. Гомес одновременно и уравнивает своих героев-колонизаторов с героями Мурнау, и горько посмеивается – да, белым людям обычно хватает ума не умирать от любви, но, может быть, это и плохо.
А теперь не смотри
У молодой пары утонула дочка, и, чтобы как-то сбить навалившееся горе, они решают перебраться на время в Венецию. Пока муж реставрирует местную церковь, жена ходит к гадалке, которая говорит, что видела их дочь живой – и лучше бы не видела. Сюжет «А теперь не смотри» не сгодился бы и второсортному джалло, единственное, от чего каждый кадр фильма пугает так сильно – очень точное изображение любви и сильной привязанности между Джули Кристи и Дональдом Сазерлендом. Кто сказал, что любовь непременно ведет к хорошему? Главный ужас «А теперь не смотри» в том, как уже растоптанная ударами судьбы пара отказывается распадаться и держится друг друга, когда нужно бы уже бежать, куда глаза глядят.
Фото: Anchor Bay Entertainment, Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount Pictures, IFC, CJ Entertainment, 20th Century Fox, Мосфильм, O Som e a Fúria, British Lion Films
Вам понравится:
10 новых пугающих фильмов о женской доле
5 дико стильных советских фильмов (там нет Тарковского и Хуциева, шок)
5 фильмов с такими красивыми нарядами, что вам станет легче жить
5 лучших сериалов с неожиданной концовкой (хм, это и есть спойлер, да?)
Редакция рассказывает про любимые видео года и от души советует их вам
Эксперимент: редакция смотрит 10 самых популярных у белорусов сериалов
10 лучших видеопрогулок по городам, где вы, может, и не побываете