Редакция «Как тут жить» попросила знаменитого режиссера, кинокритика и магистра киноведения Никиту Лаврецкого выбрать лучшие фильмы кинофестиваля «Листопад»-2019, как себе. Билеты на фильмы уже можно купить.
«Атлантида»
Best Friend Forever
Как ни удивительно, но в числе главных игровых фильмов, снятых по горячим следам войны на Донбассе, можно найти исключительно отличные работы: будь то мизантропический фарс-альманах Сергея Лозницы «Донбасс», или лютейший научно-фантастический хоррор «Обезьяна, страус и могила», или экзистенциальное путешествие в сердце тьмы в «Инее» Шарунаса Бартаса.
«Атлантида» Валентина Васяновича, рассказывающая о гуманитарном работнике, занятом эксгумацией погибших на Донбассе солдат, кажется, продолжает эту уже славную традицию поэтического экзистенциализма на новом эстетическом уровне. Нельзя не обратить внимания ни на трейлер этого участника недавнего Венецианского фестиваля, где главный герой красиво принимает баньку в разогретом на огне экскаваторном ковше, ни на роскошный постер, где он обнимает подругу в экране тепловизора.
«Свистуны»
MK2 Films
Центральный режиссёр румынской «новой волны» Корнелиу Порумбою из года в год исправно поставляет на «Листопад» самые смешные и душевные картины фестиваля: в прошлом году это был искромётный документальный фильм «Бесконечный футбол»; три года назад — великая разговорная комедия о поиске фамильных драгоценностей «Сокровище». Странно видеть артхаусного мастера ассоциированным с «Оскаром» (в программу с почти издевательским названием «Без пяти минут «Оскар» режиссёр угодил после внутринационального выдвижения на премию), да и чуть ли не нуарная жанровая принадлежность нового фильма может смутить, но при первом же внимательном взгляде все сомнения оказываются развеяны.
«Свистуны» — это картина на сто процентов родом из комедийной вселенной Порумбою: начиная от великолепного для нео-нуара сеттинга на одном из Канарских островов, где местная мафия разговаривает на малоизвестном свистяще-плевательном языке, и заканчивая тем самым занудливым капитаном полиции из «Полицейского, имя прилагательного», снова неотразимо сыгранного Владом Ивановым.
«Последний день этого лета»
Юлия Шатун, Никита Александров
Так случилось, что в этом году я так или иначе приложил руку к большей части полнометражных игровых фильмов из Национального конкурса «Листопада», поэтому в этом списке я не буду выписывать, например, VHS-хоррор про эмо-рэп и сатанизм «Сашин ад» или фильм-поэму «Берлинской школы» в декорациях постчернобыльской Беларуси «1986» (ха-ха, понимаете, что я только что сделал, да?). Третий белорусский полный метр в конкурсе — это «Последний день этого лета» Юлии Шатун и Никиты Александрова, и это, скажем вам по секрету (окей, дисклеймер: Юля Шатун — моя соратница, мы с ней даже кино снимали, поэтому новый фильм я видел одним из первых), одна из интереснейших картин фестиваля.
«Последний день этого лета» — это история одного ленивого летнего дня из жизни обычного минского старшеклассника Вадима. В отличие от другого белорусского фильма о школьниках в программе «Листопада», остросоциальной драмы «II» члена жюри «Листопадика» Влады Сеньковой, про кино Шатун можно без преувеличения сказать, что в нём ничего не происходит — если только не считать драматическими событиями минуты поездки на автобусе, проведённые за чтением мемов (львиная доля фильма отведена выведенному на весь экран дисплею телефона), пару необязательных фоток красивого двора да странный ночной разговор с приятелем о достоинствах комедии Луи Си Кея и Джорджа Карлина.
Кто-то в таком описании сразу увидит самый естественный и сладкий фильм о школьных каникулах, а у некоторых зрителей, знакомых с негуманным визуальным методом Шатун, на этом месте запотеют ладошки. Не пугайтесь: оператор и монтажёр фильма «Завтра» Никита Александров не зря получил повышение до звания сорежиссёра — картина «Последний день этого лета» среди прочего оказывается наполнена нетипично объёмными композициями, плавными проездами камеры и приятной глазу желтизной летнего Минска.
«Раскрашенная птица»
Celluloid Dreams, Pascale Ramonda
Снятый на универсальном панславянском языке военный фильм «Раскрашенная птица» сгущает гротескные краски и выворачивает уровни чудовищного насилия в жизни одного несчастного еврейского мальчика до степени не исторического реализма, но эффектной художественной абстракции.
Со стороны эта картина кажется более-менее необязательным воспроизведением идей и методов классического шедевра «Иди и смотри» (кроме мировых звёзд в лице Удо Кира, Стеллана Скарсгорда и Харви Кейтела, в «Раскрашенной птице» не случайно снимается и Алексей Кравченко из «Иди и смотри»), но всё равно для просмотра именно на большом экране в рамках кинофестиваля мало какие фильмы располагают больше, чем такие бесконечные (почти 3 часа хронометража) и художественно бескомпромиссные.
«Матиас и Максим»
Seville International
Новую гей-драму Ксавье Долана «Матиас и Максим» после каннской премьеры хейтеры назвали очередным провалом в фильмографии зарвавшегося вундеркинда, а нейтрально настроенные кинокритики, наоборот, восприняли кино как камбэк после парочки довольно стыдливых картин. И только истинные ценители творчества этого принца чувственного кэмпа и красочного китча осознают, что Долану даже после фильма о сложной жизни поразительно похожего на Джона Сноу телеактёра, заканчивающегося смехотворным монтажом под стыдный хит «Bitter Sweet Symphony», никакой камбек не нужен.
«Государственные похороны»
Atoms & Void BV
Новая монументально-монтажная работа самого влиятельного режиссёра барановичской «новой волны» Сергея Лозницы (это не шутка: в разных конкурсных программах «Листопада» этого года можно также найти новые фильмы таких знаменитых уроженцев Барановичей, как Андрей Кутило, Александр Михалкович и Алексей Полуян) — это раскопанные в госархиве и впервые представленные публике кадры из когда-то положенного на полку грандиозного кино «Великое прощание» о похоронах Иосифа Сталина. Как и в случае с прошлогодним «Процессом», Лозница не претендует на явную авторскую интерпретацию найденного кинополотна, а эксклюзивность и сырая мощь материала дерзость как бы безучастного художника полностью оправдывают.
«Патрик»
Beta Cinema
Режиссер Тим Милантс (Полуночные страсти)
2 ноября, Центральный, 23:10; 7 ноября, 21:15, Falcon Club
Патрик — житель нудистской коммуны со стрижкой школьника и телом 40-летнего бати — после смерти собственного отца отправляется в экзистенциальное путешествие в поисках загадочно пропавшего любимого молотка.
Тим Милантс — комедиограф-дебютант, поэтому трудно сказать, чего скорее стоит ждать от его фильма с великолепной завязкой про поиск любимого молотка — беспросветной артхаусной дичи или чего-то по-настоящему свежего и смешного. Пара любопытных обстоятельств, которые стоит иметь в виду: сам Милантс ранее выступил постановщиком отдельных серий не слишком комедийных сериалов «Террор» и «Острые козырьки»; среди актёров фильма «Патрик» задействован ни много ни мало создатель «Летучих Конкордов» и «Реальных упырей» Джемейн Клемент.
«Прекращение»
Indie Sales
В страшном антиутопическом будущем, логично вытекающем из депрессивного настоящего, бедный филиппинский народ страдает от напастей диктатора-кровопийцы, извержения мегавулкана и убивающей миллионы эпидемии.
Лав Диас уже пару десятилетий снимает кино о страданиях филиппинцев, балансирующее где-то между большими русскими романами (кино Диаса может длиться вплоть до 12 часов; новое 5-часовое «Прекращение» — один из более коротких его фильмов), провинциальным театром (большая часть актёров в кадре — традиционно непрофессионалы, часто произносящие длинные пафосные монологи) и галерейным видеоартом (Диасу нет равных в вопросах съёмки часовых дублей тайфунов, стрекота джунглей и обычных филиппинских полей).
Увы, в последние годы заматеревший мастер тяготеет к самым лобовым и пошлым комбинациям своих приёмов (несмотрибельный атональный мюзикл о политических репрессиях «Время чудовищ»; бесконечная историческая сага о филиппинских революционерах «Колыбельная скорбной тайне»), и новая антиутопия по описанию звучит как продолжение этого ряда. Однако нельзя забывать, что во всех самых удачных случаях кино Диаса — это и правда полноценный кинематографический аналог романной формы литературы, завораживающее и увлекательное зрелище, не имеющее никаких аналогов.
«Малыш Джо»
Coproduction Office
Режиссер Джессика Хауснер (Львы, медведи, пальмовые ветви)
1 ноября, Центральный, 12:00; 2 ноября, к-р Пионер, 17:00
Впервые за пять лет в листопадовской программе «Львы, медведи, пальмовые ветви» невозможно найти ни одного, собственно, обладателя Золотого льва, Золотого медведя или Золотой пальмовой ветви. В этом году это логично: не повторы же «Паразитов» и «Джокера» крутить, да и «Синонимы» вроде бы уже все посмотрели.
Теперь зато можно уделить внимание аутсайдерам больших киносмотров — например, странной гуманитарной фантастике «Малыш Джо» руки холодной, как смерть, австрийки Джессики Хаузнер с Беном Уишоу и Эмили Бичем (Бичем в Каннах выиграла приз за лучшую актрису, который, кажется, и стал формальной причиной попадания фильма в листопадовскую программу), до которой иначе мало какие зрители добрались бы.
«А потом мы танцевали»
Totem Films
Красивый танцор Национального грузинского ансамбля Мераб влюбляется в другого красивого танцора, вновь прибывшего в ансамбль, — «харизматичного и беззаботного» Ираклия.
Внимательных читателей сайта «Как тут жить» грузинской гей-романтикой уже давно не удивить — какое-то время назад мы советовали к просмотру эпическую грузинскую гей-драму о танцоре «Let the Summer Never Come Again», снятую на мутное пиксельное сито SonyEricsson. С красотой и величием этого фильма в этом десятилетии вообще мало что сравнится, но это не повод сбавлять градус ожиданий от грузинского выдвиженца на «Оскар» этого года «А потом мы танцевали» — скорее наоборот. Проще говоря, нам так понравилось в первый раз, что можно и повторить
«Обход»
Беларусьфильм
Режиссер Виктор Аслюк (Основной конкурс документального кино)
3 ноября, Сильвер Скрин, 17:35; 7 ноября, Музей кино, 20:30
Программа любого современного кинофестиваля никогда не испытывает недостатка в так называемом «кино блуждания» — артхаусных картинах, чьи герои в кадре в основном занимаются ходьбой туда-сюда, а описания гласят, что это «медитативные», «таинственные», «экзистенциальные» работы.
В этом году на «Листопаде» можно будет увидеть, среди прочего, фильмы «Лиллиан» Андреаса Хорвата (про девушку, пешком пересекающую всю Америку по дороге в Россию), «Уилкокс» Дени Коте (постдок про канадского бродягу с таинственным ореолом «дезертира — преступника — искателя приключений»), «Преступный человек» Дмитрия Мамулии (про человека, который — и это дословная цитата из пресс-релиза — «будучи никем, совершает ряд действий и поступков, которые должны сделать его кем-то»), да и Диас с Шатун, видать, без традиционных доз ходьбы не обошлись.
И всё-таки наиболее упоительным артхаусом об экзистенциальном блуждании здесь выглядит «Обход» от главного белорусского дзэн-поэта Виктора Аслюка и студии «Беларусьфильм», в котором обычный мядельский участковый Александр Клемата проводит ленивый обход залитой зеленой обычной белорусской деревни.
Обложка: Seville International