Что почитать, послушать и посмотреть в эти волшебные выходные с почти нулевой температурой.
Альбом «Near to the Wild Heart of Life»
Japandroids
Стадионный рок – слепое пятно музыкальной журналистики. Песни, весь смысл которых в том, чтобы заставить слушателя орать вслед за вокалистом что-то воодушевляющее под огромные барабаны и карабкающуюся в небеса гитару, пели и Боб Дилан, и Rolling Stones, но так как никакой особой технической выделки или изобретательности такие песни не требуют (а требуют гораздо более тонких и сложноописуемых навыков скорее психологического характера), на бумаге их прелести описывать скучно. В результате множество больших и популярных артистов до появления интернета как бы лишались будущего: собиравшие стадионы группы уходили на покой и выпадали из рецензий, а следующее поколение слушателей про них могли узнать, разве что найдя пластинку в родительской коллекции или слушая немодные радиостанции.
Канадская группа Japandroids в 2009-м неожиданно и неожиданно удачно скрестила сладкую мелодичность выдающейся и вплоть до середины прошлого десятилетия забытой группы Thin Lizzy с расплывчатым и агрессивным шумовым попом. Приближающиеся к тридцати геолог и социальный работник из Ванкувера собирались уже навсегда спрятать гитару и барабанную установку в шкаф, когда их дебютный альбом вдруг собрал восторженную прессу, и они смогли сами попробовать стать стадионной группой. Следующий альбом «Celebration Rock» закрепил успех и позволил им на два года отправиться в мировое турне. Свежий третий альбом «Near To The Wild Heart Of Life» совсем мало похож на гаражный шумовой рок и очень похож на что-то, с чем можно было поселиться на стадионах конца 70-х.
На первых двух альбомах (и притаившемся на синглах, выпущенных в промежутке между ними условном еще одном альбоме) Japandroids внесли кое-какие важные дополнения в форму рок-песен. Рассудив, что, по сути, слушателям нужно просто: а) орать б) прыгать в) немного глохнуть –они ужали весь звук до напористого вокала, шумной, но незамысловатой гитары и барабанов. Цепкие мелодии, запоминающиеся риффы и блестящая работа барабанщика (который умудрялся подменять подразумеваемого басиста даже на прямо дискотечных песнях) позволили создать десятка два песен, где не только нет ничего лишнего, но каждая грубая, сочная деталь работает безотказно. В «Near To The Wild Heart Of Life» Japandroids пытаются добавлять в механизм новые запчасти, но синтезаторы и гитарные эффекты в лучшем случае не мешают. Главное оружие группы по-прежнему – твердолобая и неироничная энергия, которая прет из них не потому, что так было у Thin Lizzy, или молодого Спрингстина, или у инди-рокеров, которые по этой дорожке уже ходили (Mclusky, Constantines), а просто прет и все тут. На альбоме нет, в отличие от прошлых, прямо сногсшибательных песен, но «Midnight To Morning», «Arc Of Bar» и «In A Body Like A Grave» для любителей старорежимных удовольствий станут серьезным подарком. А.С.
Фильм «Ожидание»
Сестры Эмма и Анджела приезжают на безмятежные орегонские земли хоронить недавно умершую мать. Первая некстати берется ответить на загадочный телефонный звонок, после чего начинает верить, что мама еще вернется, нужно только подождать. Вторая какое-то время ведет себя нормально, но после знакомства с обаятельным местным пареньком уносится в мир собственных переживаний. Пока героини – каждая по-своему – справляются с несчастьем, сильные лесные пожары разрисовывают дымом безоблачные небеса невдалеке.
Американский режиссер М. Блаш, дебютный фильм которого еще в 2006-м обругали за претенциозность все желающие, снова зовет на ведущие роли Джену Мэлоун и Хлою Севиньи и снова же получает от критиков по полной программе. Мистическое варево, куда Эмма с Анджелой по очереди забрасывают то обряды с бархатцами и щенками, то ночные пробежки с просьбами восстать из мертвых, всеми силами приправляют и менее важные персонажи – и уж поди тут удержись от сомнений в том, что автор не наводит тумана почем зря. Но Блаш, похоже, именно тем и увлечен: следуя принципу «дорога важней пункта назначения», он складывает свое тревожное стихотворение из странных поступков опечаленных людей на фоне летних пикников, невесомых девичьих танцев и походов в парикмахерскую. В «Ожидание» интересно всматриваться и улавливать мимолетные эмоции на женских лицах ровно так же, как перечитывать книжки любимых поэтов, – остается лишь определить, по пути ли вам с фильмом, где горящая древесина да платья в цветочек сами по себе важней ответа на любой из вопросов, которых тут вообще не счесть. А.Св.
Сериал «Охотники на троллей»
Двое самых настоящих троллей, одного из которых зовут АААААААААААААААА, берутся за воспитание из обычного человеческого школьника высокопрофессионального воина с темной силой. Обучение более-менее сводится к тому, чтобы мальчик всегда и всего боялся, а в любой опасной ситуации бил врага по яйцам, но, как ни странно, быстро приносит свои плоды: новый охотник на троллей сначала побеждает сына прошлого охотника, затем выходит на след таинственного заговора, угрожающего всему человечеству и, наконец, завоевывает расположение симпатичной девочки из театрального кружка.
«Охотников на троллей» придумал сначала в виде книжки, а теперь вот и в виде мультфильма Гильермо Дель Торо – мастер яркого фантастического кино, курсирующего между детской с игрушками и подвалом с чертями. Как уже давно бывает с его кинопроектами, визуальная часть сериала ему не вполне подвластна: если троллей и прочую нечисть он очевидно курировал плотно, то люди и аккуратный мир сказочного Лос-Анджелеса взялись скорее из других мультфильмов студии DreamWorks. Поклонники «Как приручить дракона» и «Кунг-фу панды» то есть получают самый настоящий многочасовой пир, качество анимации тут вполне сопоставимое. Привередливым взрослым может быть скучновато смотреть на в миллионный раз разыгранную школьную часть сериала (у героя кроме зазнобы есть работящая мама, болтливый друг-толстяк, фепелявый противник-спортсмен и все остальные клише, которые вы представили, глядя на постер), но, как обычно в таких случаях бывает, серии к пятой втягиваешься, да и все, что касается воображаемых тварей в «Охотниках», сделано ужасно интересно. A.С.
Комикс «Limbo»
Limbo – один из тех комиксов, который пересказывать вкратце не имеет никакого смысла. Во-первых, потому что сюжет можно описать как «запутанный нонсенс», а во-вторых, здесь все держится исключительно на атмосфере, отсылках и безумно ярком визуальном стиле. По сути, это прямой родственник всеми любимых «Очень странных дел» – тоже эстетика 80-х, загадочная история и бесконечное копирование любимых произведений поп-культуры как творческий метод. К примеру, в шести коротких выпусках тут есть: детектив с потерей памяти, девочка-танцор-шаман, духи из других измерений, злодей в маске Луча Либре, рыбаки-людоеды, зомби-музыканты с армией змей, телепортация через аналоговые сигналы, несколько сюжетных поворотов из ниоткуда и многое, многое другое.
Сразу понятно, что придумывают все это авторы по ходу дела и в любой момент в угоду сюжету могут достать очередное сверхъестественное нечто, но жаловаться на это совсем не хочется. К тому же, в лучшие моменты, помимо «Странных дел», комикс внезапно напоминает еще «Рика и Морти» – где-то во втором выпуске главный герой попадает внутрь телевизора и начинает скакать по разным телеканалам, а потом и вовсе оказывается в видеоигре, так как к телевизору подключают приставку. Юмора и издевки над бесконечными клише тут, конечно, не всегда хватает, но уже неплохо. К.М.
Игра «Glittermitten Grove»
Небольшая компания феечек потихоньку обживает миленькую рощу. С кустов малины нужно собирать ягоды, в подходящих местах развешивать призмы для сбора солнечного света, а на самых прочных ветвях неплодоносящих деревьев – строить домики для прилетающих из других мест феечек, амбары и сарайчики. Еще можно хлопушками рыть под землей шахты и добывать всякие полезности: кристаллы для призм и специальных мерцающих маяков, сундучки с кладами и вот, например, можно наткнуться под землей на дверцу, которую нажимаешь и оказываешься квадратом с глазами в какой-то совершенно другой игре года так 1991-го. Игра предложит запустить ваше сохранение из «Mass Effect 2» и, если таковое у вас найдется, впредь будет честно обращаться к вам как к капитану Шепарду. Чтобы найти один из ключей на уровне, придется сыграть в «Floppy Bird», только вместо неадекватной птички будет летучий тостер. Потом нужно будет брить Барака Обаму, кричать в микрофон компьютера, играть в эмулятор допотопной приставки, проходить адвенчуру про семейную жизнь с ксеноморфом. Единственная мысль будет: «А что чувствуют те, кто попал сюда, ничего не зная про Frog Fractions-2?»
Бесплатная флэш-игра «Frog Fractions» вышла в 2012-м, если вы в нее не играли, сделайте это прямо сейчас. Успех этого безумного жанрового мутанта был такой, что на Kickstarter автор игры собрал под сотню тысяч долларов на продолжение, при том что единственными обещаниями его было: 1) спрятать сделанную игру в другой игре; 2) выпустить ее, никому ничего не говоря. Ссылки на «Frog Fractions 2» были разбросаны более-менее во всех важных инди-играх последних лет, и сама она, находящаяся посередине между постмодернистскими работами Дэви Редена и «Подземным человеком» Ильи Мэддисона, нацелена, конечно, главным образом на людей, днюющих и ночующих в современных видеоиграх и оттого давно мечтающих не о новых захватывающих механиках или поразительных уровнях, а о воскрешении ощущения неизведанности, которое приносили им первые игры в детстве. Если вы чувствуете, что это не про вас, то попробовать «Glittermitten Grove»/«Frog Fractions 2» все равно стоит – такой свободы и магической непредсказуемости сейчас нет ни в одном другом виде искусства. А.С.
Статья про (чудаковатого) выдающегося музыканта
Дэвид Лонгстрет ушел из Йеля, послушав дебютный альбом Джоанны Ньюсом, и в какой-то момент переехал в Нью-Йорк и основал свою группу, выпустившую несколько пластинок различной степени слушабельности (переигрываем альбом, который не слушали пятнадцать лет! записываем концептуальную штуку про ацтеков! запираемся с Бьорк и тоже потом что-то выпускаем! ну и так далее!). В какой-то момент Лонгстрет расстался с коллегой по группе и переехал в Лос-Анджелес. Сейчас он спродюсировал альбом бывшей (от комментариев отказалась), выпускает свой собственный (будет попроще, чем раньше), тусуется с Канье и Риком Рубиным (для тех, кто не в курсе – это друг Джей-Зи и Джастина Тимберлейка), мечтает разбить в новом клипе «Теслу» (пока не дают) и сэмплирует в песне видео с 3D-принтерами на YouTube (слышно не очень). Обо всем этом он рассказал корреспонденту издания Pitchfork.
Музыкальная журналистика уже давно не выглядит так, как фильм «Почти знаменит» – да и совсем уж таким образом, пожалуй, не выглядела. Тем не менее, накокаиненный Дэвид Боуи, приходящий в гости к журналисту и застревающий у него на восемь часов, сейчас абсолютно невозможен. Максимум, на что сейчас способен музыкальный журналист – это сводить Леди Гагу на каток (и то вряд ли) и в непринужденной обстановке поболтать с ней об альбоме. Тем приятнее видеть то, что удалось Майку Пауэллу: он довольно успешно пытается соответствовать Лонгстрету, сочетая его изысканный вкус с тем, что он, проще говоря, чудак. Каждая строчка здесь одновременно может быть и крайне поэтичной, и описывать какую-то дичь, которая не могла бы случиться с кем угодно, кроме, собственно, интервьюируемого. Лонгстрет вместо положенного получаса сидит с Пауэллом два часа, потом знакомит с братом, водит по студиям, рассказывает кучу анекдотичных совершенно фактов – и, в конце концов, заставляет того полетать при помощи виртуальной реальности над Нью-Йорком, городом, которому посвящен его будущий альбом. В конце думаешь, что и черт с ним, с альбомом – на мгновение кажется, этот забавный и очень талантливый человек, возможно, нашел себе друга; по нынешним меркам событие, тянущее на еще один альбом. А.М.
Фото: Anti-, Sammy Films /Olympus Pictures, Netflix, imagecomics.com, Adult Swim Games, Pitchfork (Michael Schmelling)