Что читать, смотреть и слушать в эти замечательные выходные.
Альбом «Oczy Mlody»
The Flaming Lips
Что должно было произойти с талантливой, но не блестящей американской нойз-поп-группой, которая ни шатко ни валко начала записываться в середине 80-х и бог знает как дожила до 2017-го?
Ее, конечно, должен был сразу же покинуть один из братьев-создателей, который, вообще говоря, и был зачинщиком, но потом понял, что ему лень и неохота. Потом группу должен был променять на собственную единственный по-настоящему наделенный ярким стилем гитарист. Потом, каким-то чудом наткнувшись на еще более яркого гитариста, группа должна была бы потерять и его – сразу после записи великолепного и явно пикового альбома. Потом барабанщик должен был жутко подсесть на героин, а вся деятельность группы фактически ужаться до взбалмошных акций вокалиста (соберем на подземной парковке много машин и будем слушать психоделическую ерунду через синхронно включенные динамики; издадим такой альбом, который можно слушать, только если у вас есть сразу четыре музыкальных центра). Даже если бы каким-то чудом группа после этого стала популярной, в начале нулевых их ждала бы подножка от технического прогресса, они выбросили бы из записей свои волшебные грязные барабаны и заменили все нелепыми синтезаторами. Потом они бы неизбежно полетели со своего большого лейбла (кому в середине 2000-х нужны сорокалетние псевдохиппи?), и даже имей они в запасе кое-какую любящую аудиторию и опыт масштабных шоу-концертов, ну какова вероятность, что к началу десятых они бы стали делать сырой и полубезумный психоделический рок, какого и в молодости-то не делали (часовой альбом без куплетов-припевов про сатану и черноту! шестичасовая песня про звездочку, упавшую на землю! 24-часовая песня, которую никто не дослушал до конца!)? Какова вероятность, что они подружились бы с Майли Сайрус? Остались бы такими же странными и живыми, как будто речь идет не об одышливых мужиках предпенсионного возраста, а о полных сил юношах?
Тысячи групп рассыпались на каком-то из перечисленных этапов, а одна не только выжила, но по дороге записала один великий альбом («Soft Bulletin»), три выдающихся («Clouds Taste Metallic», «Yoshimi Battles The Pink Robots», «Embryonic») и открыла миру большого продюсера (Дейв Фридман, басист той группы, куда ушел первый из талантливых гитаристов Flaming Lips, человек, придумавший барабаны, которыми вымостила дорогу к сердцам миллионов группа Tame Impala). «Oczy Mlody» – псевдопольский, черт знает какой по счету и откровенно второстепенный альбом Flaming Lips. В худшие моменты он похож на группу «Кассиопея», наконец открывшую для себя мир за пределами тюзовской гримерки и запойного алкоголизма, а в лучшие дает близко посмотреть на все те изумруды, которые группа выковыряла, пока болталась по мрачным пещерам судьбы. Наивный подложный прог-рок «We a Famly», доведенный до консистенции суфле синти-поп «The Castle», распевный нежняк «Sunrise (Eyes of the Young)» и многие другие маленькие чудеса альбома не произведут впечатления разве что на фанатов Flaming Lips, на которых сложно обижаться, потому что для них передозировка прекрасного – и так обычная жизненная ситуация. А.С.
Фильм «Поймай меня, папочка»
Пакистанка Лайла и шотландец Аарон, оккупировав скромный трейлер, мирно живут на задворках Шеффилда, где она днями работает парикмахером, а он, отвергая вакансии посудомойщика, вынужден временно бить баклуши. Где-то неподалеку серьезные люди азиатской наружности встречаются с наркоманом и здоровяком в спортивном костюме, и все разом, загрузившись в пару машин, отправляются агрессивно рыскать по округе – с портретами юноши и девушки наготове.
Братья Вульф – один сценарист, другой постановщик – разворачивают на ветреных йоркширских пустырях в буквальном смысле игру в салочки: группа азиатов всей гурьбой пытается вернуть отцу-радикалу дочь, махнувшую рукой на семейные устои и сбежавшую по зову сердца подальше от звероватой родни. Лирическая героиня и ее не самый бойкий парень плутают по ночным полям в поисках проблеска надежды, но авторы фильма без какой-либо жалости подкидывают им проблему за проблемой, тупик за тупиком, то и дело разбавляя поднывающий эмбиент песнями Патти Смит и Джексона Си Фрэнка. Семейная драма до поры притворяется бриткраймом, а на экваторе и вовсе набирается духу свернуть в хоррор при свете фар – и такую смену регистров украшает целая россыпь виньеток, от разноцветно мерцающих бабочек на потолке фургончика до локального юмора про английских футболистов. Этот смурной и немножко поэтичный рассказ не имел никакого права заканчиваться кляксой, однако чернильница с режиссерского стола того и не позволила: всех тех, кого по пути не задели ни трупы, ни всхлипы в полутьме, финальная нервотрепка пробует взять обрывом на полуслове – сколько тонким, столько и нежданным. А.Св.
Сериал «Атланта»
Тезка Хэмингуэя и однофамилец Маркса по какой-то причине вылетел из Принстона, пристает к людям в аэропорту из-за рекламных предложений и любыми способами доказывает бывшей жене, что она не зря с ним развелась. Все меняется, когда коллега – хотя про продажу таймшеров в аэропорту это громко сказано – показывает ему свежее рэп-видео, которое рвет всех. В видео читает кузен Эрнеста, и тот резво направляется к нему домой (не забыв уточнить его адрес у родителей, которые не рады его видеть).
Несмотря на то, что вы только что прочли пересказ первой серии «Атланты» (за вычетом стрельбы, которая то ли была, то ли ее не было), все это к самому сериалу имеет отношение крайне опосредованное. В каждой серии случается что-то новое, и под конец сезона все уже и забыли про стрельбу, про Принстон и про таймшеры – разве что песню кузена все еще ставят на парковках. Главный герой сериала тут, конечно, сам город Атланта, огромный, разный, постоянно удивляющий и таинственный. Играющий Эрнеста создатель Дональд Гловер довольно тонко и хитро издевается над всем подряд – музыкальной индустрией, телевидением, рэпом, белыми, мужчинами, блогерами, ну и так далее. Брошенная им реплика «Твин Пикс про черных» пошла в народ – хотя роднит их разве что нежелание отвечать на загадки и совсем уж потусторонние персонажи. «Атланта» – это такой пост-«Луи», в котором тоже происходит очень много странного и не происходит ровным счетом ничего. Убили мексиканца – так вышло. Уволили с работы – прошлый раз вы помните, все приходит с опытом. Это великолепный сериал про мутные будни и эти изученные до жути маршруты – с той оговоркой, что европейский зритель видит все это впервые и может хлопать глазами сколько угодно. А что до рэпа – даже если вы не оцените шутку про то, что братьев Migos на деле четверо, то бог с ней, вам все равно понравится. A.М.
Комикс «March»
На прошлой неделе новоизбранный президент США Дональд Трамп, инаугурация которого буквально только что состоялась, обругал в своем твиттере Джона Льюиса – политика и активиста, одного из ключевых участников движения за гражданские права. По словам Трампа, которого в СМИ критикуют за расистские взгляды чуть ли не каждый день, Льюис умеет только трепаться, а толку от него никакого. Вскоре после этого продажи комикса «March» взлетели в несколько раз – эта книга очень наглядно дает понять, что Льюис, помимо хорошего рассказчика, еще и человек дела.
«March» – черно-белая комикс-трилогия, в которой Льюис, будучи одним из немногих все еще живых участников тех событий, от первого лица рассказывает о движении за гражданские права в 50-60-е годы и о своей жизни в целом, от трудного детства до избрания президентом Барака Обамы. Благодаря личному взгляду сухая история оживает на глазах, и становится гораздо легче вжиться в роль мальчика из американской глубинки, который постепенно осознает расовую несправедливость и пытается что-то сделать по этому поводу. Борьба с сегрегацией, бойкоты автобусов, сидячие протесты, поездки свободы, марш на Вашингтон – автор подробно проходится по всем этим событиям и тому, к чему они привели, показывая человеческую сторону расизма в виде насилия и боли, еще раз напоминая, почему до сих пор все с этим постоянно носятся. Из-за формата комикса, впрочем, вся эта история может показаться супергеройской. Мартин Лютер Кинг тут практически Супермен, а жизнь Льюиса, пока его поливают водой из шланга в кафетериях и арестовывают в туалетах для белых, выглядит как длинная история происхождения борца с суперзлодеями в виде Ку-клукс-клана и президента Кеннеди. Впрочем, если попытаться посмотреть на это не как на культурный и исторический документ, то получается мощная история о том, каково это – быть по-настоящему свободным, когда все говорят тебе, что твое место «в конце автобуса». К.М.
Игра «The Walking Dead: A New Frontier»
Бывший бейсболист, сопровождающий многочисленных родственников посреди давно ставшего унылым и нудным зомби-апокалипсиса, натыкается на школьницу в замызганной кепке. У школьницы в руках дробовик, а за плечами столько ужасов, что на две игры легко хватило бы. Популярный телесериал «Ходячие мертвецы», как известно, имел довольно серьезный успех, однако, как знают люди, интересующиеся видеоиграми, он ничто в сравнении с успехом адаптации этой же серии комиксов в мире видеоигр. В описании «The Walking Dead» похож просто на мультфильм с кое-где подклеенной возможностью выбора предметов на экране и вариантов диалога персонажей. На практике именно необходимость самостоятельно делать мелкие действия, неизбежно составляющие огромную часть хронометража любого сериала (перед важным диалогом герои должны сначала войти в комнату – за 10 часов одних таких входов набирается на серию) заставляет проржавевшие детали драматургического механизма крутится как-то свежо, бойко и впечатляюще.
Вышедшие два из пяти эпизодов «A New Frontier» состоят из привычных и телезрителям, и игрокам последовательностей обживания на новом месте, затем внутригрупповых конфликтов и резких вспышек насилия. Как ни режиссируй такое, а ритм зритель всегда угадает и будет в какой-то момент готов к тому, что ему приготовили авторы. Но в «The Walking Dead» тут лишнюю минуту будешь возиться с простой головоломкой, там не заметишь еще один вариант хода диалога – и вот уже ритм сбился, мир потерял свою сконструированную связность и снова стал живым, непредсказуемым и страшным. Если вы играли в первые два сезона или в другие игры «Telltale», то и так знаете, чего от игры ждать, и она этим ожиданиям будет соответствовать. А если не играли, но, допустим, чувствуете некоторое утомление от сериалов и кино, то это идеальный способ без особого напряжения полностью освежить ощущения от страшных историй. А.С.
Статья о том, что иногда массовые убийства вызывают только зевоту
В апреле 2016 года неизвестные за одну ночь перебили восемь человек из семьи Роденов, живших в нескольких близко расположенных трейлерах на отшибе малонаселенного округа в штате Огайо. Полиция нашла все тела, буквально испещренные выстрелами, а в лужах крови взрослых мужчин и женщин ползали их младенцы. События вызвали шок в Америке, однако довольно скоро выяснилось, что вроде как спокойное провинциальное семейство выращивало на огороде коноплю, разводило бойцовых собак (частично на продажу, а частично, видимо, и для боев прямо тут – неподалеку нашлось и подобие арены), а у самого старшего, по слухам, была гоночная машина для специальных гонок на выживание стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. В общем, случай утратил свой однозначно трагический оттенок и приобрел типичный для всего в жизни смутный, неясный цвет чего-то, в чем не хочется разбираться и о чем проще вообще не думать.
На сайте Hazzlit недавно вышел огромный материал журналистки из Англии, которая решила поехать в Огайо вскоре после этой истории и лично разобраться, что к чему. Как она сообщает несколько раз людям, которых встречает, ее интересует не поймать кого-нибудь, а поговорить с людьми об их чувствах. В ее фантазии эти чувства, очевидно, были глубокими и серьезными: горе, страх, отчаяние, гнев и все такое. На практике же оказалось, что она заехала в мир, где живущие неподалеку от места, где неизвестные за ночь вырезают целые семейства, советуют ей «лучше написать статью про мой член», устанавливают на надгробные памятники подкрашенных под Элвиса Пресли садовых гномов и затариваются охотничьими ножами в местном «Евроопте». «Рядом с нами беременная девочка-подросток и ее парень выбирали ножи. Девочка хотела с костяной рукояткой, но ее парень все качал головой. «Да ты пальцы себе отрежешь, – сказал он, могло показаться, что пренебрежительно, пока он не показал свою руку с несколькими отсутствующими пальцами. – Вот как я». Любителям детективов лучше проходить мимо, но как поэтичная и информативная зарисовка о современной американской провинции текст работает превосходно. А.С.
Фото: Warner Bros. Records, Film4, FX, Top Shelf Productions, Telltale Games, Hazzlit (Rebekka Dunlap)