Что почитать, послушать и посмотреть в эти прекрасные осенние выходные.
Альбом «Plunge»
Fever Ray
Шведский дуэт The Knife, состоявший из брата и сестры Олафа и Карин Дрейер, в десятилетие между своим первым (2001-й) и пятым (2013-й) альбомами внес несколько важных исправлений в давно существовавший и, казалось, уже окостеневший жанр синти-поп. Самое главное заключалось в возвращении к корявым и неуютным корням жанра, придуманного не для гламурной и лакированной охмуряловки Depeche Mode, а чтобы маниакальная и дикая энергия Suicide и Throbbing Gristle посильнее оглушала слушателя. К моменту распада The Knife достигли кондиции Talking Heads начала 80-х: их плюмкающая и блямкающая музыка играючи включала в себя и сложноустроенные барабаны в ориенталистском стиле, и соло на флейте, и чтение феминистической белой поэзии, и современный балет и вообще все, что только можно было найти едкого и саднящего. Достигнув своего пика, брат с сестрой предпочли разойтись, чем, как Talking Heads, превращаться в пародию на себя, и вот свежий альбом «Plunge» – это сольная запись Карин Дрейер под псевдонимом Fever Ray.
В общем, звучит там все тот же ядовитый, скособоченный и всегда как будто тормошащий слушателя синти-поп, на каком остановились The Knife. Без Олафа Карин не лезет в кросскультурные дебри, в которых иногда здорово терялся их альбом «Shaking The Habitual», и предпочитает побольше внимания уделить голосу: на альбоме она поет и сладко, и страшно, и горько, местами она визжит, местами жует слова, местами – выплевывает. Пресса и слушатели уделяют большое внимание нарочитой сексуальности многих строк, однако, опять же, Fever Ray – не Depeche Mode и строчки вроде «хочу загнать тебе пальцы в вагину» нужны не для возбуждения слушателя, а потому, что это именно то, что хочет сделать сорокалетняя певица, пытающаяся вернуть своей сексуальной жизни свежесть и остроту. Выкрики и заявления, которые в иной ситуации сгодились бы разве что для площадной агитации и подростковой твиттер-публицистики, на «Plunge» обретают ясное и лишенное пустой патетики значение. Призыв «Свободные аборты и чистая вода / Уничтожьте ядерное урожие» звучит совершенно естественно потому, что за ним идет «Уничтожьте скуку!». Если в том, чтобы единолично поменять взгляды общества на гендер и прочее в таком духе Карин Дрейер вряд ли сильно преуспевает, то разгонять скуку лучше нее все еще мало кто умеет.
Фильм «История призрака»
Режиссер Дэвид Лоури
Новости торрентов. Счастливые обладатели интернета (ну вы, то есть) могут посмотреть одну из лучших мелодрам года, не выходя из дома, – во многом потому, что сколько из дома не выходи, а «Историю призрака» у нас в кинотеатрах не покажут.
Няшкающиеся на диване молодые муж и жена договариваются насчет того, чтобы съехать из дома, в котором они живут слишком долго, да и просто он какой-то странный – то дверной косяк начнет скрипеть без причины, то старое пианино само по себе издаст страшный звук. Договорится они не успеют: на следующий день муж попадет в аварию и окажется сначала накрытым белой простыней телом на столе в морге, а затем заторможенным призраком в собственном доме.
Почти любой фильм можно без особых проблем смотреть первые полчаса – как бы плохо автор ни рассказывал свою историю, несуразностям потребуется время, чтобы накопиться и удушить зрительское терпение. «История призрака» наоборот хуже всего ведет себя в первые полчаса, когда кажется, что это нудное, муторное инди-кино, в котором отупение от боли показывают при помощи отупения от скуки. Как бы ни был хорош нынешний Кейси Аффлек, но даже его комический надсадный голос простывшего школьника не может сделать сусального инди-музыканта хоть немного интересным, а безынициативная Руни Мара ему в этом никак не помогает. Парадоксальным образом прорыв в настоящее кино происходит после того, как Аффлек надевает на себя простыню, а Мара садится на пол и пять минут, всхлипывая, ест пирог прямо из формы.
После этого стоически сдержанный фильм о скучной паре превращается в пронзающую навылет время, пространство и даже логику историю о том, что самой обыкновенной с виду любви одной жизни никак не хватит. Даже несколько пикаперский монолог музыканта Уилла Олдэма о том, что все умрем и ничего от нас не останется, так чего тогда ваньку валять, прекрасно работает на все увеличивающееся и к концу достигающее прямо-таки терренсмаликовских высот чувство завороженного восхищения, которые вызывает фильм. В конечном итоге, весь формальный минимализм «Истории призрака» сводится к тому, чтобы, счистив вообще все лишнее, прийти примерно к тем же эмоциям, какие вызывал фильм, где призрачный Патрик Суэйзи никак не мог отстать от молоденькой Деми Мур.
Сериал «Очень странные дела»
Компания школьников, отстоявшая на Хэллоуин 1983-го самого забитого своего участника от потустороннего зла, к Хэллоуину 1984-го подходит во всеоружии: костюмы охотников за привидениями закуплены, игровые автоматы в ближайшем магазине изучены вдоль и поперек, воспоминания об измученной бритой наголо девочке как будто совсем исчезли, сменившись интересом к недавно переехавшей в город рыженькой скейтерше. Однако потусторонее зло уже запустило руку за шиворот и школьникам, и всему городку и вот-вот встряхнет всех как следует.
Второй сезон «Очень странных дел» проделывает с первым то же, что тот проделывал с голливудским кино-мейнстримом 80-х: пересказывает, вдохновенно перевирая детали таким образом, что общий эффект почему-то оказывается свежим и волнующим. Это все тот же добросердечный триллер про тихий городок и его обаятельных обитателей всех возрастов (теперь народу в кадре еще больше, чем раньше), по необходимости сползающий в хоррор или комедию. Каждый из описанных жанров вновь состоит почти полностью из мелко порубленных цитат (персонаж может быть похож на персонажа другого фильма, но никогда не будет повторять реплики того; сюжетный ход может повторять ход другого фильма, но осуществлять его будут совершенно не те люди, что в оригинале и т.д.), скомпонованных так ловко, что у даже самого поверхностного киномана моментально создается ощущение узнавания чего-то милого и родного, и при этом события все время делают неожиданные повороты. По сути большую часть драматургической работы сериал перекладывает на плечи культурологии и почти всегда преуспевает. В популярной музыке похоже работают фотошоп-альбомы Tame Impala и War on Drugs, но среди сериалов «Очень странные дела», кажется, все еще не имеют аналогов.
За пределами формального новаторства сериал может предъявить не так много, но, скажем, превращение высокомерного задиры из первого сезона в покровителя самого шепелявого и пухлого из задротов, а также отчаяние, в которое раз за разом окунаются двое самых взрослых героев сериала – шериф и персонаж Вайононы Райдер – это хорошо по какому угодно строгому драматургическому счету. В общем, из легковесных сериалов и в 2017-м «Очень странные дела» не имеет особых конкурентов.
Бизнес-лекция «Почему я продал бывшую»
Артур Чапарян и Яндекс-деньги
Самая удивительная история в русскоязычных медиа 2017 года – взлет телеграм-канала «Бывшая» – уже более-менее подошла к концу. После двух перепродаж канал больше не имеет никакого отношения к своему создателю комику Артуру Чапаряну и представляет собой мусоросборник для рекламы. Все это, однако, не только не уменьшило количество приятных минут, которые канал приносит публике, но и увеличило их: теперь Чапарян ходит по разнообразным бизнес-площадкам и выступает с лекциями о своем деловом опыте. В сентябре он выступил с образцовой лекцией «Как я продал бывшую», в которой подробный отчет об одном конкретном коммерческом предприятии подходил так близко к отличному стендап-концерту, насколько это вообще возможно. Недавний визит Чапаряна на YouTube-канал «Яндекс-денег» докручивает эту лекцию до состояния идеальной комедии неловкостей.
Благодаря наплевательскому отношению устроителей любой желающий может получить полный эффект прямого эфира даже с файлом-записью – лекция начинается на точке 36.29, как будто Чапарян и недели спустя продолжает опаздывать на свое выступление. Следующие полчаса он расхлябанно и постоянно отвлекаясь на зал пересказывает свое прошлое выступление (так что, по-хорошему, вам лучше бы и его тоже посмотреть). «Привет», «Лайк случайно поставила» – вот такие сообщения принесли мне 1 200 000. Где справедливость, спрашивается. Вы небось работаете, да?» – комментирует сам себя Чапарян. Потом выясняется, что одну из рекламных идей Чапаряна украла компания-организатор лекции и, рассказывая об этом, Чапарян уточняет, что электронный кошелек QIWI, которым он предложил сделать такую же рекламу из мести, работает лучше, чем кошелек «Яндекса». Дальше идут графики и схемы, не имеющие вообще никакого смысла, разговоры со зрителями в стиле «Как тебя зовут? Егор? Какой ты Егор. Ты посмотри на себя, ты ж прямо Андрей», вопросы от лектора к модератору «Ты в панике, наверное?» и самые странные ответы на вопросы после лекции в истории бизнес-лекций.
Точное следование форме серьезной деловой лекции разом и высмеивает жанр, и показывает, как тот должен был бы работать, если бы лекторами выступали не мастера диаграмм и воодушевляющих наставлений, а люди, правда имеющие некоторые бизнес-таланты. Есть и конкретная, очень полезная для любого человека, решившего делать в интернете бизнес, информация: рекламные агентства бесполезны, шумные рекламные кампании имеют малую отдачу, следование советам коучей приводит лишь к новому коучу, а успех приносит многолетнее упорное долбление в одну точку, помноженное на талант (мы писали уже, что «Бывшая» – это бог знает какая по счету и чуть не самая слабая затея Чапаряна). Если есть какая-то бизнес-лекция, которая одинаково понравится и тем, кто их обожает, и тем, кто ни за что не стал бы такое смотреть – то вот она.
Игра «A Hat In Time»
Непоседливая младшеклассница, путешествующая по космосу на огромной игровой комнате с горочками, гимнастической стенкой и игрушечным компьютером, оказывается жертвой нападения мафиози-рэкетиров. Чтобы продолжить полет, ей потребуется забрать назад все вывалившиеся через дыру в окне песочные часы, на которых работает ее странный летательный аппарат.
«A Hat in Time» закрывает в сердцах людей, не имеющих приставки Nintendo Switch, дыру от невозможности поиграть в новенькую часть приключений сантехника Марио: это тоже мультяшный, суматошный и часто прямо-таки кислотный трехмерный платформер, в котором нарочитая ориентация на аудиторию даже не «Смешариков», а прямо уж «Фиксиков» лишь маскирует богатую механику и часто высокую сложность. Кроме бешеных забегов по пряничным городкам, лесам, топям и совсем уж малоописуемым локациям, кроме боев с боссами и обычными врагами, сбора всяческой сверкающей дребедени и всего, короче говоря, остального, что есть в играх про Марио, «A Hat in Time» предлагает вынесенную в заглавие механику с волшебными шляпами, сильно меняющими способности персонажа. От всего этого легко одуреть, и ровно такого эффекта игра и добивается: на пике удовольствия игрок должен понять, что это он сам теперь по своей чувствительности, восприимчивости и способности переживать восторг просто из-за быстро сменяющихся цветов на экране стал аудиторией «Фиксиков». Если вам ровно такое состояние кажется особенно желанным, ну или (допустим, вы зануда) вам просто нравятся приспособленные под современные требования трехмерные платформеры, то «A Hat in Time» – прекрасный способ уходить часов десять своей жизни.
Статья про биткоины
За последние пару лет слово «биткоин» из синонима неадекватности и безоглядного прожектерства, присущих миру айти-стартапов, превратилось в настоящую занозу в мозгу крепко и прочно устроивших свой быт людей со скучными работами. «Это что же выходит – можно было не горбатиться все эти годы, а просто сидеть в интернете?». Чем выше становится курс биткоина, тем мучительнее об этом узнавать. Свежая статья на технологическом сайте Wired посвящена расковыриванию этой болячки до совсем уж невыносимых размеров: представьте себе, что было бы, если бы вы не только купили в свое время биткоинов задешево и сейчас оказались с горой денег на руках, но вдруг в минуту обнаружили, что не можете к этой горе получить доступ, как бы ни старались.
Ровно такая история приключилась с редактором сайта, который, прикупив в январе 2016 биткоинов на 3 тысячи долларов, к лету нынешнего года обнаружил, что может продать их за 30 тысяч. Будучи не каким-то там щеглом-хакером, а почтенным отцом семейства, он решил озаботиться сохранностью своих капиталов, купил специальный USB-сейф, перекачал все свои биткоины туда, а пароли списал на бумажку и положил младшей дочери под подушку со словами «Если вдруг я умру, это тебе на свадьбу» (ладно, про свадьбу там не было, но суть вы поняли). Когда он в следующий раз заглянул под подушку, там ничего не было – приходила уборщица и выбросила мусор туда, где ему и следует быть. Последующие события (сейф не просто не принимает ошибочный пин-код, но и, как в кино, каждый раз увеличивает время ожидания следующей попытки в геометрической прогрессии, так что 31-я должна прийтись где-то к середине века; даркнет полон хакерами и сноровистыми 15-летними индусами, готовыми за разумное вознаграждение взломать что угодно) выстраиваются в немного комический, но чрезвычайно напряженный техно-триллер. В конце статьи есть реальный видео-спойлер – и трогательная нелепость небритого мужика в клетчатой рубашке, размахивающего руками над нетбуком, только оттеняет суровые ужасы финансов мира будущего.
Фото: Rabid Records, A24, Netflix, Humble Bundle, wired.com (Nick Ortega)