25 лучших клипов 2017 года, чтобы вам мало не показалось

Специально для тех, в кого не помещаются ни фильмы, ни сериалы, знаменитый кинорежиссер Никита Лаврецкий собрал самые выдающиеся клипы года.

 

 

 

 

 

25

 

The War on Drugs «Nothing to Find»

 

(режиссер Бен Фи)

 

 

 

 
Как должен выглядеть хороший клип на бодрый инди-рок с шумными гитарными замесами? Да как угодно, но точно не как визуальный аналог бодрого инди-рока с шумными гитарными замесами. Вопреки распространённым заблуждениям, музыкальный клип – это не видеоряд под песню и не видеоряд по мотивам песни, а видеоряд и песня, работающие вместе, наравне, в гармонии, ну или в дисгармонии. В бодром инди-роке The War on Drugs если и скрывается печаль, то в лакунах между шумом и страстью, и клипу Бена Фи на композицию «Nothing to Find», наоборот, нежному, незаметному и тихо трагичному, удаётся достигнуть с песней полноценного симбиоза. София Лиллис из фильма «Оно» путешествует по американской глубинке в компании с человеком-кустом на машине, покрытой слоем зелёных листьев. Они воруют продукты из придорожного магазина, поливают друг друга водой и много танцуют, предпочитая не замечать приближающуюся осень.
 
 

 

 

 

 

 

 

24

 

Wicca Phase Springs Eternal «My Heart Won't STFU»

 

(режиссер Джордж Дуглас Питерсон)

 

 

 

 
Жан-Люк Годар сказал, что всё, что нужно для хорошего фильма, – это девушка и пистолет. Если говорить о простейшей формуле для хорошего музыкального клипа, то всё, что нужно, – это исполнитель (желательно, интересный) и свет (желательно, красивый). Покинувший собственную рок-группу Tigers Jaw ради карьеры саундклауд-рэпера (добро пожаловать в 2017-й) Адам Макилви исполняет эмо-трэп во время заката на крыше, а потом в свете фейерверков. Всё это звучит просто, но на Макилви (или теперь уже Wicca Phase Springs Eternal) к тому же до смерти интересно смотреть: он выглядит так же нервно, волатильно и истерзанно, как и его музыка, в которой он поёт о «дихотомии дней» и о «окутанных чувством вины» разговорах с покойным рэпером Лил Пипом.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

Cashmere Cat ft. MØ, SOPHIE «9 (After Coachella)»

 

(режиссёры Джейк Шрейер и Адам Ньюпорт-Берра)

 

 

 

 
Пока другие электронные музыканты предпочитают выступать вдали от центра внимания или вообще скрываться под маской анонимности, норвежский продюсер Cashmere Cat в своём клипе охотно открывает подробности личной жизни: документальные кадры с родителями, родным домом и комнатой музыканта сопровождаются экранным текстом о любимой собаке, повторяющемся ночном кошмаре и довольно обыденной истории создания заглавной песни о неразделённой любви. Во второй половине клипа речь уже идёт о непримечательной юности певицы MØ, однако картина мира победившей новой искренности остаётся неполной: до третьего заявленного исполнителя – ещё одного электронного музыканта SOPHIE – очередь в этом клипе так и не доходит (спокойно, ещё не вечер, ну, то есть, не конец списка).
 
 

 

 

 

 

 

 

22

 

John Maus «Teenage Witch»

 

(режиссёр Дженнифер Джунипер Стратфорд)

 

 

 

 
Клип видеохудожницы Дженнифер Джунипер Стратфорд, смонтированный из автопортретных кадров, которые странный певец Джон Маус снял ещё в школе, добавляет песне, состоящей в основном из одной фразы «Маленькая ведьма! Маленькая ведьма!», новое измерение. Вместо банальной ностальгии по девяностым, Маус и Стратфорд достигают правдивого и болезненного изображения реального подросткового беспокойства. Ничего удивительного: бескомпромиссное эмоциональное обнажение – это всё ещё главный художественный приём Мауса, как в студии, так и в живых выступлениях.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

Björk «The Gate»

 

(режиссёр Эндрю Томас Хуан)

 

 

 

 
Развивая футуристические идеи из классического видео «All Is Full of Love», снятого Крисом Каннингэмом для Бьорк почти 20 лет назад, новый клип певицы «The Gate» помещает её в виртуальное пространство, где та посылает сгустки энергии из своего сердца в грудь искусственного цифрового человека. Повторяясь по многу раз под слова песни «Я забочусь о тебе – заботься обо мне», этот то ли ритуал, то ли танец производит действительно завораживающий эффект; а сам изящный, тончайшим образом детализированный видеоарт руки Эндрю Томаса Хуана идеально подошёл бы для экспозиции в каком-нибудь большом музее современного искусства.
 
 

 

 

 

 

 

 

20

 

rozovoje ghetto «tizyna»

 

(режиссёры Ангелина Смирнова, Анна Прокулевич и Томара Фридрих)

 

 

 

 
В первом клипе белорусских эзотерических электронщиков «Розовое гетто» участница группы Ангелина Смирнова страдает от иррациональной тревоги, перемещаясь между вагонами метро, пустыми улицами и залами торгового центра. Беспокойство нарастает и получает физическое воплощение в виде всё более явного красно-чёрного грима на лице героини (макияж в качестве метафоры социальной тревоги уже использовал режиссёр Саймон Амстелл в лучшем клипе прошлого года). Плотно смонтированные под тягучий бит кадры с симпатичной героиней, не находящей покоя, правдиво изображают на экране беспричинную экзистенциальную тоску, знакомую едва ли не каждому жителю большого города.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

King Krule «Czech One»

 

(режиссёр Фрэнк Лебон)

 

 

 

 
В подчиняющемся логике сна клипе на закольцованный трип-хоп «Czech One» нескладная зомби-версия Алекса Тёрнера Кинг Крул взлетает над землёй – на самолёте и просто так. Среди путанных пространственно-временных перемещений угрюмый и уставший певец встречает улыбающуюся ему девушку, и кажется, что такой обаятельной и живой лоуфайной магии в музыкальных видео не делал никто со времён Мишеля Гондри на пике формы пятнадцатилетней давности.
 
 

 

 

 

 

 

 

18

 

RiFF RAFF «I'm Not Waiting on the Summer»

 

(режиссёр Брианна Янг)

 

 

 

 
Живой мем сезона 2012–2013 Рифф Рафф давно пропал из центра попкультурного внимания и к 2017 году достиг чего-то вроде дзена: в новом клипе «I'm Not Waiting on the Summer» он неуклюже прогуливается по пляжу и так же неуклюже протягивает меланхоличные строчки своего кантри-рэпа о смерти отца, ссоре с мамой и так и не стартовавшего толком романа. В действии – обозначенная выше формула «интересный исполнитель плюс красивый свет»: яркого сумеречного неба и одной обалденной куртки оказывается достаточно для того, чтобы возвысить низкобюджетный ролик до уровня пусть и наивной, но поэзии.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

Gorillaz «Sleeping Powder»

 

(режиссёр Джейми Хьюлетт)

 

 

 

 
В новом клипе Gorillaz, снятом постоянным визуальным дизайнером группы Джейми Хьюлеттом, анимированный доппельгангер Деймона Албарна 2-D сначала задумчиво играет на клавесине, а потом неловко, но самозабвенно танцует на фоне подходящих для этого и не очень пхеньянских локаций. Это простое, но эффектное видео сочетает в себе глубокую меланхолию и маниакальное возбуждение так же изящно, как музыка Gorillaz связывает жирные танцевальные биты с томным и расплавленным голосом Албарна.
 
 

 

 

 

 

 

 

16

 

HAIM «Right Now (Live)»

 

(режиссёр Пол Томас Андерсон)

 

 

 

 
Может ли простая съемка исполнения песни в студии быть хоть немного интересной? Ещё как может, особенно если за дело берётся режиссёр калибра Пола Томаса Андерсона. Вооружившись изощрёнными пролётами и зумами камеры вместо монтажа, Андерсон прилежно запечатлевает на роскошную 35-миллиметровую плёнку красивые шероховатости и задор живого выступления. Результат настолько поразительно кинематографичный, что тот факт, что для этого видео организовали специальный показ в кинотеатре, никакого удивления не вызывает.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

XXXTentacion «Look at Me!»

 

(режиссёры XXXTentacion и JMP)

 

 

 

 
19-летний саундклауд-рэпер XXXTentacion – по-настоящему независимый и свободный артист, из раза в раз отказывающийся подчиняться даже самым, казалось бы, разумным зрительским ожиданиям. Во время традиционного совместного фристайла самых многообещающих молодых рэперов года по версии журнала XXL, Экс останавливает бит и, уставившись в пол, читает стихи о том, как перед апокалипсисом «не пощадит никого из всех вас, крестьян». От его дебютного клипа на вирусный хит «Look At Me!» разумно было бы ждать упражнения в эпатаже и плохом вкусе в духе убойного победителя конкурса фанатских видео на эту же песню. Официальный клип, в общем-то, так и начинается: Экс в школьном кабинете запрыгивает на парту и вместе с одноклассниками свергает учителя. Вот только сразу после этого оказывается, что вся затея с клипом на вирусный хит – это самый настоящий кликбейт; песня обрывается на полуслове и теперь Экс уже свисает с дерева с шеей в петле и читает рэп об истории расового насилия в США (белых над чёрными и чёрных над белыми). Социальный месседж здесь, конечно, звучит наивно, но это ничуть не отвлекает от чисто визуальной смелости артиста – финальная часть клипа, где рэпер под пугающий интершум вешает маленького белого ребёнка, достигает линчевских высот сюрреализма.
 
 

 

 

 

 

 

 

14

 

Slowdive «Don't Know Why»

 

(режиссёр Грант Сингер)

 

 

 

 
За последние пару лет некогда король инди-клипов Грант Сингер успел снять качественные, но стериальные видео чуть ли не для всех главных поп-звёзд мира, от The Weeknd до Лорд и Тейлор Свифт, растеряв в процессе большую часть той обаятельной трансгрессивности, которой он добивался в прорывных клипах, снятых для звезды лоуфай-попа Ариэля Пинка. Свободный клип-триптих (про одинокую собаку в сумерках, пару влюблённых, валяющую дурака на пляже, и девушку, переживающую нервный срыв в закусочной), снятый на камбэк-сингл «Don’t Know Why» шугейзеров Slowdive – это не просто выступление режиссёра на пике творческой формы, но и его полноценное возвращение к настоящим человеческим эмоциям.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

Lil Peep «Benz Truck»

 

(режиссёры Mezzy, Sus Boy и Wiggy)

 

 

 

 
Клип эмо-рэпера Лил Пипа «Benz Truck» – это самое идеальное представление рок-звезды миру, какое только может быть. Пип с первого кадра приковывает зрительское внимание одним своим модным луком за гранью добра и зла и уже не отпускает его до последних аккордов своей смертельно холодной оды гедонизму (чисто ради фансервиса озаглавленный по-русски «Гелик» – это одна из немногих песен безвременно ушедшего исполнителя без явных строк о жажде или предчувствии собственной смерти). Несмотря на практически коматозный флоу в собственно песне, Пип на видео излучает заразительную и совершенно естественную, ненаигранную уверенность в себе, а лёгкий, ненавязчивый, по-хорошему музыкальный монтаж заряжает кадры перфоманса на фоне пасущихся овец и московских панелек настоящим электричеством.
 
 

 

 

 

 

 

 

12

 

alt-J «Pleader»

 

(режиссёр Исайя Серет)

 

 

 

 
Сюрреалист Исайя Серет – самый большой мастер в жанре кинематографичного повествовательного клипа нашего времени, создавший без преувеличения великие видео для Девендры Банхарта, Cults и MGMT. Как и в предыдущих случаях, его первое за четыре года видео «Pleader», рассказывающее об апокалипсисе в одной шотландской деревне, работает скорее за счёт свободной ассоциации, чем тщательной расписанной драматургии, и достигает при этом по-настоящему эпических повествовательных высот.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

Mondo Grosso『ラビリンス』

 

(режиссёр Такэси Маруяма)

 

 

 

 
В видео на песню «Лабиринт» японского хаус-диджея Mondo Grosso вокалистка и актриса Хикари Мицусима танцует скорее как живой человек, чем как танцор (хореографом здесь выступила ассистент хореографа из «Ла-ла Ленда»), и танцует при этом в человеческих локациях (среди палаток с сумками и обувью на рынке в атмосферном ночном Гонконге). Вкупе с безупречной операторской работой и роскошной цветовой палитрой имеем просто лучший клип года, построенный на хореографии.
 
 

 

 

 

 

 

 

10

 

Oneohtrix Point Never ft. Iggy Pop «The Pure and the Damned»

 

(режиссёры Джош и Бенни Сэфди)

 

 

 

 
Король странной электроники, от которой сначала хочется убежать подальше, а потом под неё же сесть и заплакать, Oneohtrix Point Never в этом году написал саундтрек для фильма «Хорошее время» братьев Сэфди – самой грустной в мире криминальной комедии о грабителях-неудачниках. В клипе на главную жемчужину диска «The Pure and the Damned», снятом самими братьями без использования кадров из киноленты, страшный компьютерный Игги Поп поёт потусторонние строки о любви и крокодилах, а герой Роберта Паттинсона крадётся с мечом по тёмному заднему двору, где встречает жуткого кукольного волка. В кадре, кажется, начинается настоящий хоррор, но братья Сэфди снимают сцену так, что от вида окровавленного звериного оскала почему-то скорее грустно, чем страшно.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

Austra «I Love You More Than You Love Yourself»

 

(режиссёр М. Блаш)

 

 

 

 
В клипе на песню о депрессии партнёра «I Love You More Than You Love Yourself» вокалистка Кэти Стелманис играет реальную женщину-астронавта Лизу Новак, которая в 2006 году слетала в космос, а спустя всего год попыталась организовать похищение своей соперницы в любовном треугольнике. По сюжету видео героиня, надев форму NASA, ходит по торговым центрам, где приобретает молоток, пистолет и парик, после чего выбрасывает все покупки в фонтан. Режиссёр М. Блаш, автор пары полных метров в жанре бытового сюрреализма, точнейшим образом передаёт на экране ощущения тревоги и возбуждения во время нервного срыва, и в кульминации ролика пускается в настоящую монтажно-визуальную истерию.
 
 

 

 

 

 

 

 

8

 

Tigers Jaw «June»

 

(режиссёр Бен Кэри)

 

 

 

 
Клип и песня «June» в равной степени пропитаны ностальгией. Лишившись перед записью последнего альбома своего яркого эмо-вокалиста (как вы можете помнить из начала этого списка, Адам Макилви ушёл в саундклауд-рэп), оставшиеся участники группы Tigers Jaw играют приглушённую и летаргическую версию того мидвест-эмо, который они исполняли в течение предшествовавших этому десяти лет. В красивом клипе, снятом на территории заброшенного романтического отеля, музыканты воссоздают сцены из жизни отдыхающих, бьют последние оставшиеся на месте стёкла и играют свою песню – с неожиданным волнением и энергией, моментально разрушающим возникнувшую было иллюзию эмоционального отстранения.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

SOPHIE «It's Okay to Cry»

 

(режиссёр SOPHIE)

 

 

 

 
Английский диджей под сценическим именем SOPHIE до недавнего времени всячески избегал публичности, не давал интервью и не фотографировался. И тем мощнее выглядит жест этой самой Софи, совершающей каминг-аут в качестве транс-женщины в своём дебютном и самостоятельно срежиссированном музыкальном клипе, в котором та не просто заявляет о собственной идентичности, а скорее громко об этом кричит на фоне оранжевых облаков и захватывающего дух звёздного неба (пусть даже сама песня о принятии партнёра и его слёз исполнена по большей части шёпотом). Вместе с другими артистами с модного лейбла PC Music, Софи ранее выпускала ряд не лишённых иронии синглов в жанре приторного женского попа, доводивших самые жестокие тенденции евродэнса и джей-попа до логического конца. В клипе же и песне «It’s Okay to Cry» жанровой деконструкцией совершенно не пахнет: это просто яркий, чувственный поп, исполненный с самыми искренними намерениями и большими эмоциями.
 
 

 

 

 

 

 

 

6

 

Kasabian «Bless This Acid House»

 

(режиссёр W.I.Z.)

 

 

 

 
В лучшей сцене одного из лучших фильмов нынешнего десятилетия – «Жаркого лета» Филиппа Гарреля – актриса Моника Беллуччи пять минут подряд танцует под песню «Truth Begins» мало кому нужных инди-рокеров Dirty Pretty Things. На первый взгляд сцене, да и всему фильму, катастрофически не хватает аутентичности: перенесённую Гаррелем из 60-х в нулевые автобиографическую историю критики называют самопародией; Беллуччи – это явно не Катрин Денёв; да и Dirty Pretty Things по сравнению с The Kinks – это в лучшем случае хороший кавер-бенд. Вот только в искусстве так бывает, что подделка оказывается, вопреки любой логике, правдивее и живее оригинала. Ещё одна вечно ностальгирующая по лучшим временам английской музыки группа Kasabian в 2017 году играет не просто копии каких-то песен, а копии копий собственных копий. И, тем не менее, воздушный, как пивная пена, рефрен их сингла «Bless This Acid House» звучит свежо как никогда, а сами музыканты-миллионеры в клипе выглядят свободными, как подростки. Режиссёр W.I.Z. здесь тоже снимает имитацию – своего же чёрно-белого клипа «Club Foot» пятнадцатилетней давности – и каким-то магическим образом новая, фальшивая вечеринка выглядит живее и волшебнее, чем старая.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Mac DeMarco «This Old Dog»

 

(режиссёр Мак ДеМарко)

 

 

 

 
Люди в собачьих масках целуются, жмут друг другу руки, восхищённо смотрят на городскую статую и заигрывают с пластмассовым Винни Пухом. Этот простой, но цепляющий глаз клип – совсем не тот грубый и необязательный прикол, каким может показаться по описанию, как и сам исполнитель Мак ДеМарко – не такой придурок и клоун, каким он рисует себя в собственных клипах. Через призму гэга это видео точно изображает простую человеческую нежность, достойную тех слащавых строк о любви, которые ДеМарко поёт в своей нарочито старомодной песне.
 
 

 

 

 

 

 

 

4

 

Yung Lean «Metallic Intuition»

 

(режиссёр Сьюзи и Лео)

 

 

 

 
Шведский рэпер с лицом пухлого школьника Янг Лин играет главную роль в клипе-вестерне, но эта роль вовсе не тщеславно-героического толка, а подобающим образом пассивная партия жертвы. Лин и в своих песнях предпочитает петь не о победах, а о несчастье, и режиссёры Сьюзи и Лео наполняют свой Дикий Запад максимально возможным отчаянием. Злодей страшно танцует под ледяной бит, а сам Лин вопреки всем законам жанра просыпается уже после кровавой разборки и ничего сделать не может, кроме как смотреть на небо с кровавым гримом на лице и экзистенциальной грустью во взгляде, достойным Ангелины Смирновой из группы «Розовое гетто».
 
 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Lil Peep ft. Lil Tracy «Awful Things»

 

(режиссёры Sus Boy и Ник Кениг)

 

 

 

 
Похабно татуированный эмо-рэпер Лил Пип играет придурочного школьника, начинающего обречённый роман с одноклассницей со свидания в туалете, изрисованного пентаграммами. Кадры основной истории перемонтированы с поющим в дыму строки вроде «Доставай меня! Говори мне ужасные вещи!» Пипом, чей лук сочетает в себе, кажется, все худшие тренды моды нулевых. Долю здорового сарказма, вкладываемого авторами в происходящее на экране, здесь высчитать не так просто, ведь творчество Лил Пипа – это энциклопедический пример постиронии, когда граница между иронией и искренностью стирается, и реальным эмоциям приходится самим пробираться на поверхность сквозь сомнительную вульгарную форму. Впрочем, концовка клипа совсем не такая неоднозначная: став свидетелем измены, Пип сверхдраматично совершает самосожжение, и долгий, реальный, разбивающий сердце взгляд его подруги становится весомым заявлением о том, что он всё это делает на полном серьёзе. Такой беззастенчивый мелодраматизм стал не просто основой творческого метода Пипа, но и сопровождал его по жизни. Его партнёр по песне «Awful Things» и в целом ближайший соратник Лил Трейси был настолько оскорблен тем, что в клипе оставили всего один маленький кусочек его перформанса, что публично разорвал все связи с бывшим другом. Спустя пару месяцев после этого едва отпраздновавший 21-летие Лил Пип скончался от передозировки наркотиками, после чего Лил Трейси исполнил вживую совместный хит «Witchblades», натурально рыдая на каждой строчке. Страшно такое говорить, но это сырое видео, как ни крути, абсолютно подходящий сиквел к главному эмоциональному клипу года.
 
 

 

 

 

 

 

 

2

 

Young Thug «Safe»

 

(режиссёр Гарфилд Лармонд)

 

 

 

 
Одним из первых заметных клиповых событий 2017 года стало мета-видео на песню «Wyclef Jean» рэпера Янг Тага, в котором режиссёр в форме эссе подробно рассказывал о покатившихся прямиком под откос съёмках (Таг сначала опоздал на эти съемки на несколько часов, а потом отказался выходить из машины; спустя два месяца он доснял материал, который совершенно невозможно было смонтировать с остальными готовыми кадрами). В качестве публицистического материала это видео было, конечно, забавным и занимательным, но вышедший следом клип на песню «Safe» показал, какого именно масштаба звезду упустил режиссёр. В отличие от клипов «Benz Truck» Лил Пипа и «My Heart Won't STFU» Викки Фейза, которые представляли миру рок-звёзд нового образца, «Safe» не особенно заинтересован в фиксации именно музыкального перфоманса; вместо этого он вплотную приближается к портрету рэпера как живого, дышащего человека. Янг Таг сидит на полу и бродит с потерянным видом по стерильным коридорам неизвестного здания, зевает и исполняет свою песню с минимальными усилиями, если и манерничая, то ненарочно. Тем ценнее то, как буквально в соседних кадрах лицо Тага то выглядит истерзанным демонами (на строчке про «змей в собственных венах»), то наливается блаженной улыбкой; и в этой двойственности заключена манящая человечность этого эксцентричного исполнителя.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Gab3 «True Religion»

 

(режиссёры Gab3 и Эрик Нельсон)

 

 

 

 
Видеограф и режиссёр Gab3 (Гейб) всегда умел добиваться лоуфайными инструментами эстетичной картинки, как ни у кого из конкурентов. К своим 26 годам он успел снять клипы для таких рэп-звёзд, как Kreayshawn, CL и Дрейк, и даже приложил руку к созданию знаменитого клипа Канье Уэста, из раза в раз эксплуатируя VHS-эстетику и простые 3D-эффекты. И вот в свежем клипе на собственную песню «True Religion» Гейб изобретает совершенно новый, доселе невиданный киноязык. По сюжету ролика Гейб и его девушка молчаливо курят, стоят в обнимку и наблюдают за падающим метеором, и медленные статичные планы, в принципе несвойственные музыкальным клипам, одновременно контрастируют и идеально сочетаются с отмороженным флоу рэпера. В кульминации истории вторая девушка выставляет пистолет и натурально 20 секунд стоит и смотрит в камеру; и эти 20 секунд – самый ясный ответ на вопрос, в какой момент в этом году музыка и кино стали единым целым.
 
 

 

 

 
 

Обложка: Lil Peep/Youtube

Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓