Беларусь, в которой все смотрели клипы, совсем не похожа на нынешнюю. Глум, блеск и нудное обаяние доинтернетной эпохи – все в этом списке!
скоро пройдет очередной финал конкурса «Евровидение»: помпезный телеконцерт, на котором несколько десятков мужчин и женщин со всех концов Европы будут пару часов петь скучные и пустые песни и делать вид, что представляют свою страну и свою культуру. Унылая толкотня артистов и прессы вокруг национального отборочного конкурса на «Евровидение» – последнее напоминание о тех временах, когда многим казалось важным существование белорусской поп-музыки, сделанной только для внутреннего потребления.
Каких-то 10-15 лет назад каналы без конца крутили белорусские клипы, радиостанции не разгибаясь ставили белорусские песни, а перспективы развития белорусского шоу-бизнеса обсуждались на самом серьезном уровне. Те, кто пережил эти темные времена без интернета, иностранной прессы и музыкальных магазинов и не рехнулся – никогда их не забудут. Для всех остальных наш специалист по хонтологии, тяжелым воспоминаниям и сладкой боли Андрей Пожарицкий составил краткий, но вполне исчерпывающий гид по важнейшим клипам навсегда сгинувшей эпохи.
Ди Бронкс и Натали - Энергия любви (1996)
В 1995 году сын известного советского тележурналиста Владимира Шпитальникова Денис Шпитальников сделал аналог евродэнс-группы 2 Unlimited под названием «Ди Бронкс и Натали». Первый альбом назывался «Зона всемирной вечеринки», а яркий техногенный клип на «Энергию любви», снятый за $30 000, выделенных известной тогда в Минске финансовой пирамидой с буддистским уклоном (не спрашивайте), изобилует заигрыванием с виртуальной реальностью и, как сейчас бы сказали, тотальной тамблер-эстетикой. Видео крутили на российских телеканалах. Но потом в России к успеху пришли более хитовые, заигрывающие с евродэнсом коллективы, и Ди Бронкс и Натали затерялись на общем фоне и пропали.
Леприконсы - Хали-Гали (1999)
«Хали-гали» – легитимный аккордеон-шлягер, записанный по лекалам раннего Михалка. В клипе вокалист Илья Митько с кепкой на бок и хенд-мейд-рубашкой паясничает, словно девятилетний, и ломает законы гравитации. Поэтому сейчас некоторые с раздражением вздрагивают при первых же звуках аккордеона, а другие ностальгически напиваются в ресторане «Друзья» под каталог песен.
Мантана - Потому что (2000)
Распространяемая в пресс-релизах и интервью того времени история гласила, что в детстве для сестер Алеси (первая жена Сергея Михалка) и Марины Берулава слово «мантана» значило что-то классное и прикольное. По клипу становится понятно, что сестры и их менеджмент считали классным и прикольным штаны клеш. А также гитарный поп в духе группы «Лицей», только более взбалмошный.
Краски - Старший брат (2001)
После выпуска первого альбома «Ты уже взрослый» группа Краски откатала впечатляющие 172 концерта по всей Беларуси, потом сделала это в масштабе побольше в России, став уберпопулярной. Настолько, что в 2003 году из-за ссоры с музыкальным магазином минский офис группы был захвачен ОМОНом, а на руководителей коллектива завели уголовное дело. Главный боевик группы «Старший брат» уничтожал и завоевывал сверхдраматической девичьей лирикой. Перипетии сюжета текста прилежно изображены в видеоклипе между сценами, где вокалистка Оксана Ковалевская лежит в кровати и поет. А всеми узнаваемая строчка «но ты уже взрослый, ты больше не любишь группу «Краски» с всепрощающим пониманием заблаговременно отвечала всем хейтерам. Мощь той музыкальной волны не ослабевает и по сей день, и группа с новой солисткой счастливо колесит в рамках клонированных «дискотек 90-х».
Ляпис Трубецкой - Сочи (2001)
Группа «Ляпис Трубецкой», если прищуриться – музыкальный медиум, который всех объединяет в этой стране. К моменту выхода пятого альбома «Юность» у группы были и большая фан-база, и общепризнанные поп-хиты. А сценический образ простоватого раннего Михалка достиг своей кульминации в клипе на «Сочи». Оседлая хмельная кабацкая группа дослужилась до хмельной кабацкой группы на курортном лайнере. Можно даже разглядеть в видео тропы, которые десятилетие спустя также появятся в дилогии Жоры Крыжовникова «Горько!».
Алеся - Птицы (2003)
В белорусской передаче «Клип-обойма» одно время был сегмент, в котором снимали клипы белорусским артистам. Именно креативный отдел этой программы подарил стране это безумное видео. Художественной ценности в нем никакой нет: оно сделано полностью на хромакее с ужасной компьютерной графикой. Но испорченные молодые люди настоящего могут при должной извращенной иронии рассмотреть в нем произведение постинтернет-искусства. По какую сторону добра и зла вы бы ни становились, это видео невозможно забыть и, каждый раз включая, невозможно выключить.
Серега - Черный бумер (2004)
Гомельчанин Сергей Пархоменко придумал для своего творчества ярлык «спортивные частушки». Главным хитом этого музыкально-маркетингового чуда, несомненно, стал «Черный бумер». Благодаря быстрому распространению мобильных телефонов среди населения эта песня играла не только из каждого утюга, но уже и в виде рингтонов. Сейчас Пархоменко раздвоился на Серегу и Полиграфа Шарикoff и грозится с помощью своей фитнес-программы превратить за 99 спортивных часов любого человека в сверхчеловека.
Merry Poppins - Любовь (2005)
После прекращения существования группы «Мантана» сестры Берулава отправились поработать в Японии (пели караоке и танцевали восточные танцы в клубе), где они полюбили синти-поп и увлеклись какими-то готическими куклами. Наверное, логичным продолжением этих увлечений стал клип на песню «Любовь» под новым названием Merry Poppins. От японской культуры в нем осталась только сцена, где перед двумя азиатами, поедающими роллы и суши, ослепительные сестры танцуют восточные танцы. Кроме этого доминантного эротического сингла с удивительно нормальным сонграйтингом, карьера новой группы также не сложилась. За прошедшие десять лет Марина Берулава осела за изготовлением рукодельной бижутерии, а Алеся недавно устроила в Минске и Москве концерты-реюнион «Мантаны».
Ольга Барабанщикова - Последний танец (2005)
Теннисистка Ольга Барабанщикова в середине нулевых переквалифицировалась в селебрити широкого спектра. Она начала записывать музыку, вести телепередачи, стала заметной медиа-персоной. «Последний танец» был единственно запоминающимся музыкальным экспериментом. Как и сама песня: эдакая томно-энигматическая, почти что chopped and screwed, медленно-темповая баллада. Так и видео: все достоинства и навыки теннисистки показаны с должным аппетитом. По сюжету Ольга побеждает гейм за геймом какого-то мужика. И даже дождь не мешает героине выиграть и вместе с подружками-чирлидершами прерваться на сценку заученной хореографии. Girl Power!
Ксюша Ситник - Мы вместе (2005)
В 2005 году десятилетняя Ксюша Ситник принесла стране первую победу на детском отделении конкурса Евровидение, распевая фонетический рингтон «О-а-о» и текст про силу единства. Это быстро сделало Ксюшу востребованной медиа-персоной. Она, как взрослая, выпускала альбомы, вела пугающую передачу «Наша Пятерочка» на канале «Лад», была объектом сплетен и слухов в белорусских медиа. Ныне двадцатилетняя Ситник учится в Праге, активно использует инстаграм и твиттер и ведет блог, в котором выкладывает свои стихи, прозу и другие формы коммуникации молодой девушки с мирозданием.
Елена Гришанова - Любовь не убивают (2005)
В 2005 году появился закон, по которому 75% песен на радио должны быть белорусскими. Это раздосадовало как владельцев FM-станций, так и слушателей. Но квота помогла, например, песне Елены Гришановой, которую и сейчас часто крутит наше радио. В стерильно-сексуальном клипе Елена то ли делает аборт (есть и такая версия), то ли просто принимает драматичные позы в откровенном халате.
Топлесс - Периферия (2006)
Самый классный и фактурный клип, который снимали белорусским артистам в нулевые. Четыре девушки из провинции бросают понурую жизнь и отправляются в столицу танцевать на сцене в золотых платьях. Практически «Все умрут, а я останусь» за пару лет до фильма Валерии Гай Германики. Группу «Топлесс» собрал местный продюсер Максим Алейников в 2005 году. Состав менялся множество раз за десятилетие, но из-за низкого интереса к группе достоверно сосчитать, сколько всего было участниц, не представляется возможным.
Бьянка - Были танцы (2006)
Протеже Сереги Татьяна Липницкая ворвалась на телеканалы с противоестественным гибридом псевдонародного колорита и псевдоаренби, уже известного аудитории по «Черному бумеру». Называлось это «русский народный R’n’B». Развеселая песня Бьянки не закончилась до сих пор: у нее по-прежнему успешная и заметная карьера. В последнее время артистка упражняется в мем-жанре, выпуская скорее шуточные, нежели серьезные синглы.
Дима Колдун - Несерьезно (2006)
Запущенная в 2002 году «Фабрика звезд» значительно подмяла под себя русскую поп-музыку в нулевые. И среди первых белорусских участников наверняка многие помнят и танцующего чувака из группы «Корни», и Наталью Подольскую. Но в 2006 году проект выиграл минчанин Дима Колдун, там он и записал, наверное, свою самую запоминающуюся и значимую песню «Несерьезно». Клип на нее никто не снимал (по музыкальным каналам просто крутили ролики с пятничных выступлений «Фабрики»). А еще он первый из белорусов, который вывел страну в финал массово любимого песенного конкурса «Евровидение». После этого ничем интересным Дима не занимался.
Дакота - Спички (2007)
На последней номерной «Фабрике звезд», которую уже почти никто не смотрел, минская 17-летняя школьница Маргарита Герасимович под псевдонимом Дакота пыталась изображать некогда любимую школьниками артистку Аврил Лавин. Дакоту выбросили где-то на полпути, но песню «Спички» все непонятным образом помнят до сих пор. Творческие амбиции Маргарита не бросает до сих пор: пишет второстепенные песни более успешным артистам, иногда мелькает в песенных телепроектах, а также является звездой инстаграма с 700 тысячами подписчиков.
Тяни-толкай - Нас с тобой судьба ломала (2008)
По фактуре и уморительному драматизму этого клипа становится ясно, что группа состоит из серьезных людей, которые одинаково страстно относятся как к бизнесу, так и любви. А еще там сцена перестрелки! Погоня! И перестрелка во время погони! Комбо! Кто вообще перейдет им дорогу после такого.
Юра Демидович - Волшебный кролик (2009)
В 2009 году интернет уже покорил молодых людей. Поэтому не заинтересованные в детских песенных конкурсах люди на следующий же день после отборочного выступления Юры Демидовича все равно были в курсе и перекидывали друг другу мем-видео «Волшебного кролика». После стремительной интернет-известности последовала череда комических событий. От проверки текста песни белорусской православной церковью на наличие в ней «тайного оккультного смысла» до отказа от разогрева The Prodigy. В 2010 году на выступлении в клубе «Граффити» Юра заявил, что больше не будет петь «Волшебного кролика», он сполна уже за него получил.
DJ Анатоль - Реальный пацан (2009)
Внук народного артиста Беларуси Анатолия Ярмоленко и сын вышеупомянутой певицы Алеси публично ступил на творческую дорожку своей семьи в 2008 году. На телеканалы попал в ротацию клип «Врубаешься». Но больший хайп DJ Anatol получил после клипа «Реальный пацан». Это видео многие и сейчас помнят. В нем ребенок показывает детский хастл. Годы не пощадили молодого человека, и в своем видеоблоге на YouTube он сейчас в основном жалуется на то, что черную рубашку Kenzo неприятно надевать поверх серой, а если вместо блина с красной рыбой приносят круассан, то день можно выбрасывать на помойку. Как тут не врубиться.
Обложка: Ди Бронкс и Натали