В День всех влюбленных «Как тут жить» публикует документальный фильм Никиты Лаврецкого «Несколько сцен с моей девушкой Олечкой Ковалевой». Этот дикий и необузданный фильм о любви и корявости понравится тем, у кого есть пара, и тем, кто пока одинок.
Никита Лаврецкий
Режиссер
– Я годами пытался найти на YouTube домашние видео, неаффектированные, случайные, снятые простыми людьми. Абсолютно безуспешно. Я в 2014 году по объявлению купил за 35 тысяч белорусских рублей VHS-камеру, которая записывала на маленькие кассеты. И там внутри была кассета чувака, который мне ее продал, с его детьми какими-то в парке и так далее. Я полностью не осилил это, но только потому что это про детей, а мне интересно только если объект и субъект равны, когда есть диалоги. Мне хочется смотреть такие видео, которые люди выкладывают без концепции, но проблема в том, что без концепции никто их выкладывать не будет. Те видео, которые я все-таки нашел на YouTube, не называются «Вот моя девушка, посмотрите на нее», они называются как-то вроде «Img0123», через поиск их не найти. И вот я сам создал то, что мечтал найти.
Если что-то в моих фильмах непонятно, всегда можно обратиться к названию. Вся концепция моего фильма в том, что это просто собранные несколько сцен с моей девушкой Олей Ковалевой. Я могу рассказать, как у меня появилась идея фильма. Мне приснился сон, что Оля умерла. И во сне я задался целью собрать весь футедж, который с ней когда-либо существовал: все сцены из фильмов, где я ее снимал, все дубли, видео, как она в банкомате снимала деньги, все кадры с ней у всех знакомых с телефонов. Фильм получался на десять часов. Такой авангардный фильм «Я собрал все кадры моей мертвой девушки». Потом я проснулся, позвонил Оле и сказал: «Ха-ха, прикольно, если ты умрешь, то я смогу смонтировать классный фильм». А потом я подумал, что, может быть, я и так смогу смонтировать классный фильм, ведь у меня есть куча интересных видео с Олей.
Немного деградантски все это, они еще и поженились в конце
«На последнем «Листопаде» показывали похожий фильм Шарля Редона «В Калифорнии». Там чувак тоже одержимо снимал свою девушку. Про то, как она страдала от пищевого расстройства, она типа балерина, она тоже ругалась на него, когда он снимал и так далее. Режиссер приезжал на фестиваль и на «вопросах и ответах» говорил, что он вообще считает себя режиссером игрового кино, поэтому он сознательно делал драму и постоянно думал, как бы так сделать, чтобы было поинтересней снимать. Его фильм очень токсичный. Есть момент, где он идет к БДСМ-чувихе, чтобы отомстить своей девушке – он поставил веб-камеру в комнату и заснял, как она ему изменяет. Я у него спрашивал, искренне ли он это делал, а он ответил: «Нет, это все перфоманс, меня не возбуждает БДСМ». Немного деградантски все это, они еще и поженились в конце.
Один из самых моих любимых фильмов – это «Mumblecore» Тао Линя и Меган Бойл, они сняли на камеру макбука фильм про свои отношения. Но и его изначально снимали как перфоманс. Есть еще шедевр «Я тебя не люблю» Костомарова и Расторгуева – это история одной героини и ее отношений с двумя разными парнями. Суть такова: авторы просто выдали камеру этой чувихе и говорили: «Сними сцену, как вы с парнем празднуете Новый год». Как бы они реально же праздновали Новый год. Везде этот фильм пишут как микс игрового и документального, но, по-моему, это попахивает претенциозностью – как будто все документальные фильмы сняты вообще без аффектирования.
Во всех этих фильмах материал снимался специально, а я свои сцены частично снимал для личного архива в памятные моменты, частично просто спонтанно в разные прикольные моменты. Может показаться, что я, как в передаче канала «Россия», всегда с собой беру видеокамеру, но дело в том, что я ее вообще не всегда с собой беру: у меня за 2015 год две сцены в фильме, а всего я снял, может, штуки четыре.
Если бы со мной такого не было, я бы в жизни не представил, что кто-то может заставлять свою девушку сделать пародию на Майкла Кейна
– Все сцены расположены строго в хронологическом порядке, и хотя внутри сцен есть монтаж, я кое-где убираю скучные места, весь нарратив возникает случайно. Сырая первая версия фильма была на три часа, но потом, когда я начал сокращать, убирать всякую ерунду, осталось вот 38 минут. Фильм заканчивается просто на последнем хронологически видео, которое я снял, еще не имея в голове фильма. Я подумал, что буду чувствовать себя слишком самоосознанно, если буду дальше Олю снимать.
Если захочется, я могу через несколько лет сделать фильм «Еще несколько сцен с Олечкой», в котором уже все сцены будут сняты осознанно.
Почему я не сделал из этого художественный фильм? Все очень просто: в фильме есть несколько таких сцен, которые, чтобы придумать, надо быть богом сценарного ремесла. Если бы со мной такого не было, я бы в жизни не представил, что кто-то может заставлять свою девушку сделать пародию на Майкла Кейна. Хотя, если подумать, то это само по себе отсылка к сериалу «The Trip», где герои соревновались в пародиях на Майкла Кейна. Ну точно нужно было бы на художественный фильм больше сил потратить. Или вот сцена, где Оля кричит: «Я художница, посмотри на закат!», а в следующей сцене мы видим, как она рисует. Эти сцены были сняты с разницей в три месяца, но между ними я ничего не снимал, мне просто повезло. Вот ты шел по безлюдной пустыне и нашел уже готовую природную пещеру. Внутри там отлично: потолки высокие, узкий вход, поэтому не сильно продувает. Короче, все, готов дом. Зачем же тогда строить другой?
Премьера фильма
Несколько сцен с моей девушкой Олечкой Ковалёвой
Режиссер: Никита Лаврецкий
Фото: Никита Лаврецкий