Лучшие альбомы, комиксы, игры и стендапы, с которыми можно провести выходные.
Альбом «More Life»
Drake
Лет семь-восемь назад, когда молодой канадский рэпер Дрейк принялся одну за другой выпускать коммерчески успешные песни, ему уделялось довольно много внимания в прессе, так сказать, аудиофильского и меломанского направления. Говорилось, что застенчивый и чуть ли не интеллигентный Дрейк, певший и читавший речитативом примерно поровну, здорово размывает границы хип-хопа, а гудящие, пустынно-сентиментальные звуковые полотна, на фоне которых он часто выступал – это новое слово в продюсировании. С тех пор появились Кендрик Ламар и Рэпер Ченс, а мода на электронную музыку успела поменяться раза два, что ли, поэтому от многих ускользнуло, что, растеряв все преимущества «художника» и «новатора», Дрейк за прошедшее время превратился в одного из самых выдающихся поп-артистов эпохи.
На каждом его альбоме стабильно оказывается 3-5 грандиозных поп-песен, которые редко вытягивают альбом (и захваленный в 2013-м «Nothing Was The Same», и освистанный прошлогодний «Views» вряд ли есть смысл слушать за пределами потрясающих синглов «Hold On, We're Going Home», «One Dance» или «Hotline Bling»), но по отдельности складываются в один из самых убедительных «Greatest Hits»-сборников в истории звукозаписи. Свежий, черт знает зачем названный «плейлистом», альбом «More Life» продолжает эту линию и окончательно выталкивает Дрейка из компании людей, которые пишут музыку, которую уважают и обсуждают, в зазеркалье артистов, с чьими песнями миллионы людей просто радостно и счастливо живут.
Половину «More Life», по-хорошему, надо выбрасывать в помойку. В основном это касается рэп-треков, где Дрейк что-то неинтересное и якобы уверенное бубнит про всякую ерунду. Зато почти все песни, где он, хм, поет, великолепны: волшебные дэнсхолл-акварели «Passion Fruit» и «Madiba Riddim», изумительный электронный соул с певцом Самфой «4422», немножко свиснутая у Янг Тага «Fake Love», маленький хаус-шедевр «Get It Together», находящийся где-то посередине между диджеем Спринклзом и Гальшером Ластверком, – все это совершенные бриллианты, музыка в равной степени простая и многогранная. Со сколь-нибудь серьезными намерениями слушать это особого смысла нет, но если вы просто любите поп-песни, то «More Life» – прямо находка. А.С.
Стендап-концерт «Старые Шутки о Главном»
13 мая все желающие жители Беларуси смогут лицезреть превращение YouTube-блогера Юрия Хованского в стадионного артиста – в этот день он выступит в минском Дворце Спорта. Людям, знающим Хованского как автора diy-скетчей, обзорщика фильмов, видеоигр и шаурмы, судью «Версусов» и самодеятельного рэпера, может показаться странным такой формат выступления. Дескать, ну хорошо, соберет он зал, а дальше чего. Разгадка кроется в том, что Хованский – опытный и вполне компетентный стендап-комик, имеющий за плечами десятки выступлений и даже самый настоящий стендап-спешл. Как ни удивительно, но этот спешл, прошлогодний концерт «Старые Шутки о Главном» – увлекательная и очень даже смешная штука.
Это чуть больше часа неряшливых, часто ничем особо не заканчивающихся, но очень хорошо рассказанных шуток на нарочито общепонятные темы. Летние лагеря, санный спорт, проводы в армию, сериалы по рекомендации друзей, кинотеатры 5D, педофилы, курение спайсов, шутки про Ларина и венец всего – шутка про «е…ные кварки», которые «вращаются на субатомных уровнях», рассказанная в том месте, где нужно было показать, что Хованский не делает сложное лицо не потому, что не может, а потому что честно хочет быть понятным вообще всем. Как шутник, человек, который придумывает неожиданные и уморительные сравнения и сценки, Хованский вряд ли сопоставим даже с юными комиками из пула «Стэндап-клуба №1», не говоря о всех тех людях, которых жестокий в своем подростковом максимализме комментатор обычно упоминает под «Старыми Шутками о Главном» – если вы можете смотреть только Луи Си Кея, то лучше только Луи Си Кея и смотреть – но в смысле подачи, захлебывающегося от энергии и удовольствия флоу рассказчика его мастерство не вызывает сомнений, в этом смысле он уже сейчас по-настоящему большой артист.
Главное удовольствие от «Старых Шуток» заключается в естественности и некоторой даже лиричности всего концерта. В процессе выясняется, что Хованский закончил школу с серебряной медалью, боится ходить на вписки и стесняется пьяных людей в самолете. Люди, оравшие пятнадцать лет назад грубые и глупые шутки в «КВН», сейчас руководят телеканалами и определяют лицо кино- и телекомедии на русском языке. Если ситуация повторится, и через пятнадцать лет русскоязычная комедия будет развиваться под руководством Хованского, то это будет несравненно более техничная, сердечная и смешная комедия. А.С.
Сериал «Nirvanna the Band the Show»
Канадский режиссер-выскочка Мэтт Джонсон любит высокие концепты. Во время съемок своего псевдодокументального дебюта про школьную стрельбу он несколько недель ходил на занятия в настоящую школу и притворялся школьником, в равной степени страдающим манией кино и манией величия. В своем втором фильме про то, как американцы сфальсифицировали кадры высадки на Луну, Джонсон вооружился опытным юристом и под видом студента-документалиста снял триллер в реальных офисах NASA с реальными его сотрудниками, а потом покадрово затер все мобильники и с помощью графики переодел персонажей в одежду из 60-х, но при этом не стал париться насчет всех моментов, когда его собственный герой случайно пробивает четвертую сцену и сыплет попкультурными отсылками. Новый проект режиссера – Nirvanna the Band the Show – снова использует его фирменный метод, рассказывая историю о Мэтте Джонсоне и его друге Джее, которые по какой-то странной логике мечтают сыграть концерт в клубе «Риволи» в Торонто – в реальной жизни ничем не примечательном заведении вроде минского «Гудвина». Друзья дают своей группе имя «Группа «Нирванна», не подозревая, что такая группа уже была, и ни разу не репетируют, предпочитая играть в видеоигры и строить все более безумные и неправдоподобные планы захвата заветного гига.
Каждая серия псевдодокументального шоу, близкого по духу, например, современной классике Nathan for You, снята в публичных сеттингах. В одном из эпизодов Мэтту приходит идея записать мюзикл по мотивам новых «Звездных войн», но накануне похода в кино он устраивает марафон из предыдущих частей и слепнет на оба глаза, после чего Джею приходится громко вслух описывать происходящее на экране прямо во время премьерного сеанса «Пробуждения силы». В другой серии Мэтт Джонсон превращает свой собственный реальный Q&A на фестивале «Сандэнс» в скрытый перфоманс для сериала, где его персонаж с помощью обмана просовывает на фестиваль свой любительский фильм в надежде стать известным режиссером, а потом уже и музыкантом. Все это дуракаваляние сопровождает эмоционально точное изображение дисфункциональной дружбы между чрезмерно артистичным психопатом и его другом-интровертом, которого он эксплуатирует. Такая история, как и имя персонажа «Мэтт Джонсон», странным образом повторяются у Джонсона из проекта в проект – чем не «Облачный атлас» из мира альтернативной комедии и болезненной синефилии. Н.Л.
Комикс «The Underwater Welder»
Jeff Lemire
Джек Джозеф – самый простой работяга с не самым простым занятием. Он работает глубоководным сварщиком на нефтяной платформе где-то в американской глуши, каждый день опускаясь под воду и много часов находясь под гигантским давлением как и в моральном, так и физическом плане. У Джека и его жены скоро должен родиться первый ребенок, но грядущий груз отцовства не дает ему покоя, особенно учитывая его непростые отношения со своим отцом, тоже глубоководным ныряльщиком, то ли утонувшим, то ли пропавшем без вести много лет назад. В годовщину его исчезновения Джек, как обычно, отправляется на работу, но на дне моря с ним происходит что-то непонятное – он начинает слышать голоса и видеть странные вещи, пока не падает в обморок от избытка кислорода. Единственный врач на работе не может объяснить, что с ним случилось, и сильно против того, чтобы он продолжал работать, но Джек хочет погрузиться на глубину еще раз и понять, что же он там такого вообще увидел.
Комикс начинается с хвалебного вступления от Дэймона Линделофа, многим ненавистного сценариста «Лоста» и «Прометея», что уже так себе предзнаменование – там он хвалит автора за то, что он канадец, и говорит, как это все похоже на прекрасный сериал «Сумеречная зона». «The Underwater Welder» действительно похож на этот сериал, но не только тем, что под чистую копирует сюжетную канву и пару твистов из сразу нескольких популярных эпизодов. Как и в большинстве хороших cерий «Сумеречной зоны», главный герой сам того не зная оказывается в какой-то паранормальной ситуации, но за чередой ошибок в итоге понимает что-то про самого себя. Здесь, как можно догадаться, речь идет о семье, потере, юности, призраках прошлого и том, как все это влияет на нас самих в настоящем. В итоге получается практически «Манчестер у моря», только сюрреалистичный, без сцен неловкого секса и вообще несмешной. Кстати, если уже говорить о кино, то «The Underwater Welder» на большой экран будет адаптировать Райан Гослинг в качестве продюсера – оскаровский материал тут на поверхности, даже нырять глубоко не надо. К.М.
Игра «Cosmic Express»
Межгалактический паровозик развозит по коробкам соответствующих цветов, живущих на укрытых стеклянным куполом станциях инопланетных существ синего, оранжевого и зеленого цветов. Места на станциях мало, поэтому закадровому менеджеру приходится сильно изгаляться, чтобы соединить непрерывными рельсами абы как расположенных пассажиров с пунктами назначения.
«Cosmic Express» – маленькая и неамбициозная пазл-игра, построенная вокруг раздутой до гомерических размеров загадки про перевозку козы, капусты и волка. Самые мелкие изменения превращают одну и ту же карту в совершенно новый и часто непроходимо сложный участок интеллектуальной войны против мирового беспорядка: одноместный паровозик – это одно, двухместный – другое, после зеленых инопланетян-пачкунов синие и оранжевые в купе не сядут, а когда в дело идут окна телепорта – голова начинает пухнуть от заковыристости правильного решения. Самое сладкое в «Cosmic Express», как и во всех удачных головоломках, – это ощущение удивления, смешанного с восторгом от того, что такая безделица легко и незаметно съела пару часов вашего времени и умудрилась остаться в памяти чрезвычайно интенсивным и приятным переживанием. А.С.
Статьи про лучший гитарный альбом в истории
Популярный альбом «OK Computer» популярной английской группы Radiohead в этом году празднует 20-летний юбилей. По этому поводу крупнейший музыкальный сайт планеты Pitchfork выпустил на неделе серию материалов, посвященных альбому. Pitchfork имеют опыт создания нескольких замечательных документальных фильмов о инди-рок-классике 90-х («If You're Feeling Sinister», «Lonesome Crouded West», «Souvlaki»), так что для нефанатов это прямо идеальный способ узнать об альбоме сразу все, что может пригодиться в жизни. Семь довольно обстоятельных статей рассказывают, что альбом перевернул в душе у десятка современных звезд, как делался клип на самый известный сингл, что думает по поводу альбома и своей тогдашней на него реакции журналист, рецензировавший «OK Computer» 20 лет назад.
Важнейшую часть серии, очевидно, составляют эссе, объясняющие историческое значение альбома, его поэтику и рифмующие его с современностью (за это отвечают странные видео-абстракции, сделанные нынешними художниками). Забавнее всего то, что даже 20 лет спустя поклонники альбома боятся написать, что это, в общем, просто улучшенный вариант «Achtung Baby» U2 и продолжают писать несусветные сравнения с Майлзом Дэвисом и группой Can. Ну, а в целом, очень даже интересное чтение. А.С.
Фото: Universal Republic, Юрий Хованский/Youtube, Viceland, Top Shelf Productions, Draknek, Pitchfork/Parlophone