Что почитать, посмотреть и послушать в эти длинные выходные.
Альбом «9»
Cashmere Cat
Норвежский продюсер Cashmere Cat, вероятно, не так на слуху, как какой-нибудь Дипло или Хадсон Мохоук, но если вы не игнорировали всю современную музыку последние пару лет, то могли слышать что-то из его работ – он писал для Канье Уэста, Чарли XCX, Бритни, Уикенда, Арианы Гранде и прочих топовых поп-звезд, которые, как обычно, забирают себе всю славу. В принципе, на барышах от такой работы можно спокойно жить и не тужить, как и делают большинство других подобных продюсеров, но Кашмир зачем-то еще и записывает сольные треки, снимается в клипах, выступает на фестивалях и занимается прочей головомойкой, хотя спокойно мог отдыхать где-нибудь у бассейна в Лос-Анджелесе.
«9» – его первый полноценный альбом. Дату выхода постоянно откладывали, синглы не то чтобы сильно выстреливали, а потом его, целиком недоделанным, вообще украли пираты, после чего треклист укоротили вдвое, название поменяли и вот так вот и выпустили. Как бы то ни было, Кашмир делает все, что умеет лучше всего – пишет сентиментальный бейс с гудящими синтезаторами и сэмплами из видеоигр, пока поп-звезды разной величины надрываются под все это. Состав у него здесь собрался нехилый (опять Уикенд и Ариана, Келани, Селена Гомес, MØ, Камила Кабелло и многие другие), но трюк в том, что из этого получаются не большие хиты, а маленькие, личные и домашние песни, на которые просто почему-то занесло мультиплатиновых исполнителей. Причем понятно, что сделано так специально – песня с Камилой могла бы быть любимой песней всех 15-летних, но туда забыли завезти дроп; любой трек с The Weeknd сейчас оказывается в каждом утюге, но у Кашмира он завывает под абстрактный глитч без бита; коллаб с Арианой мог бы быть новой «Where Are U Now?», но под него скорее хочется сидеть и плакать, чем танцевать.
Вообще, чтобы понять, кто такой Cashmere Cat, что у него за музыка и чем это все кардинально отличается от прочих лэптоп-умельцев, достаточно посмотреть клип на трек «9» – это одновременно и трогательная история про семью и юность, и простая песня про безответную любовь, и жесткий индустриальный бит с громким дропом, и лирическое аутро со струнными. То есть в машине для друзей вы вряд ли такое поставите, но вот посидеть дома и подумать о всяком под Кашмира будет явно лучшим решением, чем идти на какую-нибудь очередную вечеринку, где вас никто не ждет. К.М.
Фильм «Путешествие к берегу»
За 20 лет, прошедшие со старта современной волны J-хоррора, карьеры её представителей прошли извилистые и непохожие пути. Хидэо Наката («Звонок») и Такаси Симидзу («Проклятье») растворились в самоповторах и неудачных попытках прорваться в Голливуд. Сион Соно («Клуб самоубийц») и Такаси Миикэ («Кинопробы») переквалифицировались практически в комедиографов, далеких от тёмного кино в принципе. Только Киёси Куросаве, создателю «Исцеления» и «Пульса», удалось построить респектабельную карьеру в околожанровом кино, заслужившую как уважение высоколобых кинокритиков, так и постоянную ротацию в крупнейших мировых фестивалях.
Один из его последних фильмов – мистическая драма «Путешествие к берегу» – начинается с лирики: однажды вечером Мидзуки встречает дома призрака своего мужа Юсукэ, пропавшего без вести три года назад. Мужа играет задумчивый и мягкий Таданобу Асано, и Мидзуки совсем не страшно во время встречи; она как будто и не удивлена возвращению, только разочарована, что он вернулся так поздно. Юсукэ зовёт жену отправиться в путешествие с визитами к нескольким призракам, которые помогали ему во время трехлетних скитаний. Первый из них – это почтальон Симакагэ, в чьем жилище и манерах есть что-то загробное и которого уже понемногу перестают замечать окружающие. В один миг почтальон исчезает прямо посреди монтажной склейки – Куросава использует свой излюбленный страшный приём. Самой длинной остановкой пары становится визит к призраку старика Хоситани, живущему в глухой горной деревне вместе с невесткой и внуком. Внук показывает Мидзуки страшную черную дыру в водопаде, а Мидзуки завороженно смотрит вниз и, кажется, думает о своей потере, прошлой и будущей. Похожая на кошмарный сон сцена ухода призрака сына Хоситани в мир иной выполнена с помощью простого, но жуткого видеоэффекта и наполнена леденящей душу тоской. Как и в случае со своими классическими работами, Куросаву больше всего волнует не потустороннее само по себе, а простые эмоциональные состояния, которые оно обрамляет, – в первую очередь, скорбь и одиночество. Н.Л.
Сериал «The Trip to Spain»
За девять сезонов документального веб-шоу «Комики за рулём в поисках кофе» с влиятельным комиком Джерри Сайнфелдом в качестве ведущего ни один из его звездных гостей не рискнул едко пошутить на, казалось бы, сочную тему его экстравагантного выхода в мир трехмерной анимации – любовного письма пчелам под каламбурным названием «Би Муви», фильма, как будто специально созданного для ютюбовских мемов. Оно и понятно – как вообще можно ожидать такой фамильярности в контексте более-менее реального разговора в публичном пространстве между коллегами, пусть и комиками? Оказывается, что можно, особенно если в качестве комика взять кого-нибудь чуть беднее Сайнфелда в паре с его еще менее успешным приятелем и сделать обоих британцами, для которых жесткий banter – что-то вроде национального спорта. В арсенал сериальной трилогии о «Поездках» входит и её главный козырь – это не документальные подкасты, а изящная постановка, хоть главные герои и используют свои реальные имена в долгих импровизированных разговорах. В результате зрителю не нужно ждать и пяти минут с начала первой серии, прежде чем прозвучит едкая шутка о мультфильме «Тайная жизнь домашних животных», в котором комик Стив Куган озвучил кота-сфинкса.
За три года, прошедшие со времен «Поездки в Италию», Куган успел заработать две номинации на «Оскар» за фильм «Филомена», но когда он пытается рассказать очередной забавный случай про работу с великой Джуди Денч, Роб Брайдон прямо заявляет, что ему это слушать надоело (Сайнфелд в такие моменты обычно фальшиво смеется). Устав обедать в ресторанах и соревноваться в искрометности пародий на Мика Джаггера, Роджера Мура, Дэвида Боуи («Дэвид Боуи однажды говорил про меня на радио, правда, он не смог вспомнить моего имени») и Марлона Брандо («Твой Брандо это скорее Де Ниро». – «Де Ниро играл под влиянием Брандо, а значит это непреднамеренный комплимент с твоей стороны»), друзья посещают местные достопримечательности вроде театра Сервантеса. Там они спонтанно разыгрывают сценку с кастингом, в которой режиссер в лице Стива Кугана отказывается взять на роль Роба Брайдона, потому что «к сожалению, не собирается снимать низкопробную телевикторину», – сложно придумать более смешную и искреннюю сцену в жанре «бромантической» комедии. При этом в «Поездке в Испанию» режиссер Уинтерботтом не придумает ничего нового по сравнению с двумя предыдущими сезонами: все еще на месте food porn с кадрами блюд из отличных ресторанов, на месте ежедневные звонки Роба своей жене и маленьким детям и звонки Стива своему агенту и сыну-подростку, наконец, на месте великая грустная музыка Майкла Наймана, придающая случайному одиночеству мужчин экзистенциальный масштаб. Н. Л.
Комикс «X'ed Out / The Hive / Sugar Skull»
Комиксист Чарльз Бернс в последнее время выпускал по комиксу в пару лет, которые в итоге сложились в трилогию «Last Look». Все три части отлично показывают сюрреалистичный, гротескный, но чистый и яркий стиль художника – можно сказать, что это такой «Тинтин на ЛСД», но это будет даже слишком просто. История тут делится на две параллельные части – одна рассказывает про молодого парня, пытающегося стать то ли художником, то ли фотографом, который влюбляется в девушку с тяжелым прошлым и не менее трудным бывшим; вторая рассказывает про того же парня, только проснувшегося в каком-то странном кошмаре, где нашлось место его умершему отцу, людям-ящерам, дохлым свиньям, шаурме из орущих червяков и тоталитарному обществу, использующему женщин как куриц-наседок. На словах это может звучать максимально бредово, но на деле все оказывается вполне себе складно и символично, обе истории зеркально отражают друг друга, а главный герой все глубже погружается в гущу своих страхов, будь то боязнь обязанностей в человеческих отношениях или мяса как продукта питания. Вообще, если убрать все неприятные телесные образы прямиком из фильмов Кроненберга и не залезать в спойлеры, то все три комикса – как раз об обязанностях и ответственности, а также о том, что если от трудностей всегда прятаться в подвале, то в конце концов окажешься никому ненужным постаревшим ублюдком с пивным брюхом. Или нет. Короче, выводов автор особо не делает, кроме того, что мертвые свиньи через каждые три страницы – это довольно мерзко. К.М.
Игра «Little Nightmares»
Девочка в желтом дождевичке просыпается в холодном темном помещении. Чтобы выбраться, ей нужно бежать через комнаты, чуланы, тоннели, трубы, шахты, мосты, кухни, залы и палубы какого-то несусветного, невозможного корабля. Повсюду снуют небольшие гномики в шляпах-конусах, с потолка падают смертельные слизни, а чудовищные мужчины с очень длинными руками то и дело норовят девочку сцапать и съесть.
Игры вроде «Little Nightmares» на нынешнем этапе развития видеоигр, очевидно, выглядят лучше всего. Она вся похожа на изумительно нарисованный мультик, с ясно и каждый раз живописно прорисованными текстурами предметов всех мастей: дерево здесь – самое милое и правдоподобное из возможных, каждая лужица – очень жива и не похожа на другую лужицу, все складки ткани, блики света на потертых металлических поверхностях, шероховатая облупленность некрашенного бетона, утрированная гибкость человеческого тела – все это выглядит бесконечно красиво и естественно. Так же естественно развивается и сюжет, весь состоящий из бега, прыга и перелаза по собранным из предметов воображаемого человеческого быта платформам. Здесь нет ни проблем с недостижимым пока фотореализмом движений и лиц, ни ритмических пауз повествования.
Все это относится и к прошлогодней игре «Inside», где вместо девочки был мальчик, а вместо корабля – система тайных лабораторий. Именно сравнение с «Inside» – единственная проблема «Little Nightmares». Здесь чуть-чуть не такой изящный дизайн платформ, самую малость не такие удобные для выполнения (не в смысле сложности, а в том смысле, что иногда управление усложняет то, что уже игроку понятно, как надо сделать), и некоторые дизайнерские решения самого общего характера часто совсем не такие удачные. Например, камера всю игру качается туда-сюда, здорово путая в некоторых местах игрока. Этим имитируется корабельная качка, но в отличие от «Inside», сам сеттинг корабля никакого особого сюжетного смысла не несет. В отличие от «Inside», нет никакой особой логики в устройстве блестяще нарисованных интерьеров, в беге девочки, да и во всем мире игры, в конечном итоге. Другое дело, что в глаза это бросается разве что если игры поставить рядом друг с другом и прямо сравнивать. Если вы этого делать не будете, или тем более в «Inside» не играли, то, конечно, пропускать игру не стоит. А.С.
Статья про место, где GTA происходит на самом деле
Все, кто играл в игры серии Grand Theft Auto, наверняка хоть раз, да задумывался: а как бы весь этот горячечный, помешанный на неправильном вождении и постоянных угонах любого понравившегося автомобиля мир выглядел бы в нашей реальности? Наша реальность, как известно, обожает подражать искусству, поэтому есть такая точка на земном шаре, где законы GTA – вполне общепринятые. Огромное двухчастное расследование сайта «Tampa Bay Times» открывает миру Пинеллас – небольшой округ штата Флорида, где сотни детей и подростков только тем и развлекаются, что пробуют дверь каждой понравившейся машины, и, если она открыта, а внутри есть ключ, то немедленно заводят ее и уезжают кататься по своим делам или пока не надоест.
Главная удача статьи – море деталей о малолетних преступниках. Вот 17-летняя угонщица, которая стыдится только того, что на полицейском снимке у нее волосы растрепались. Первую машину она угнала в 11, старший брат подсказал ей подложить подушку под попу, чтобы видеть через лобовое стекло. Вот 15-летний, который при росте 160 сантиметров был совершено уверен, что сможет в драке по одному побить сначала собаку полицейских, а потом и их самих. Вот школьник, который, чтобы не оставлять отпечатков пальцев, надел на одну руку носок, но свободной все равно облапал всю угнанную машину. Вот школьник, который угнал машину, потому что лежал как-то дома, скучал и вспомнил, что как-то раз с большим удовольствием угнал машину, и решил что, ну, вот а почему бы не повторить.
Эта команда репортеров получила недавно Пулитцеровскую премию за серию репортажей о том, что в этом самом округе Пинеллас несколько школ за последние десять лет пришли фактически к раздельному обучению белых и черных детей, поэтому в статье полно цифр и рассуждений о причинах явления. Что вещи эти связаны, следует прежде всего из того, что 69% арестованных – черные, хотя вообще процент черных в округе составляет 11%. Но, конечно, это надо быть американцем, чтобы все объяснять через цвет кожи. Самое поразительное – это объяснения, которые сами школьники дают, когда их спрашивают, зачем они угоняли машины. «Так передвигаться быстрее» – не только самый распространенный, но и, кажется, вообще единственный вариант ответа. GTA, понимаете, они живут в GTA. А.С.
Фото: Interscope Records, Comme des Cinémas, IFC Films, Pantheon Books, Bandai Namco Entertainment, Campa Bay Times