Александр Долгополов и еще 5 спутников на выходные

Каждую субботу редакция «Как тут жить» советует хорошие штуки для тех, кому правда лень вставать, наряжаться, куда-то идти и казаться приятным общительным человеком

 



 

 

Альбом «POST-»  

Jeff Rosenstock

 

В последние пару лет американский инди-рок вернулся к своему обличию классической эпохи середины 80-х – 90-х: теперь он снова гитарный, снова эскапистский, снова истошный. Лучшие инди-альбомы 2009-го находились в разных галактиках с Nirvana и Pavement даже на уровне названий: «Merriweather Post Pavilion», «Veckatimest», «Bitte Orca» – это, прямо скажем, не «The Lonesome Crowded West». Последние альбомы Энджел Олсен, Mitski или Car Seat Headrest легко можно представить выходящими в 93 году и выходящими с шумным одобрением всех, чье одобрение тогда хорошему инди-альбому требовалось.

 

У новой волны инди-рока есть даже отеческая фигура, как бы духовно соединяющая ее с волной старой в обход странного поколения, заявившегося десять лет назад. 35-тилетний Джефф Розенсток всего лишь на пять лет старше Олсен, но из-за того, что свою карьеру он начал еще в старших классах школы, от его дискографии возникает ощущение, будто он ей в отцы годится. Розенсток играл ска-панк, когда Animal Collective перекладывали минимал-техно для акустических гитар, эмо-рок, когда Vampire Weekend рифмовали «орчата» и «балаклава», и вот теперь, когда он просто по требованиям возраста добрался до шумного и яростного пауэр-попа где-то как у Weezer лучших времен, вдруг оказалось, что свежее него никто сейчас и не играет.

 

Его очередной, как всегда совершенно бесплатно выложенный в интернете альбом «POST-», можно описывать через очевидные влияния групп 90-х, можно сравнивать с правда поразительно на него похожими альбомами группы «пасош», но проще просто посоветовать всем, кто ищет в рок-музыке воодушевления, забытья и умеренного закладывания ушей. Тут есть адски мелодичные шумелки («Melba»), предсказуемые, но идеально исполненные поп-панк-номера («Beating My Head Against A Wall»), жаркие медляки («9/10») и две похожие на с чего-то влюбившуюся в жизнь группу Brand New мини-сюиты («USA» и «Let Them Win»). На фоне гораздо более артистичных рокеров помоложе Розенсток выглядит немного дубом, но после всех их сложностей, парадоксов и двусмысленностей его музыка определенно становится еще бодрее.

 

А. С.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концерт «Час шуток Александра Долгополова»

 

Главный итог прошедшего года для альтернативной комедии на русском языке – это превращение стендап-комика Александра Долгополова из забавного воронежца в небольшую, но вполне настоящую YouTube-знаменитость. Успех этот тем замечательнее, что достигнут он без единого появления в телевизоре, в рэп-баттлах, в дисс-видео, без записи влогов, челленджей, летсплеев, обзоров Overwatch, разносов фильмов Сарика Андреасяна, вселения на ночь в батут-центр, проверки ресторанов на предмет наличия в супе мух и всего остального, что прежде приносило успех на YouTube. Весь год Долгополов, как и полагается стендап-комику, выступал в маленьких клубах Москвы и других городов (он побывал и в Минске, Бресте и Гомеле), а также в передаче «Порараз Бирацца». «Час шуток Александра Долгополова» суммирует и тот, и другой его опыт: это вполне традиционный стендап-концерт, в котором, однако, есть и моменты той нервической непредсказуемой импровизации, которой Долгополов главным образом знаменит.

 

Костяк материала Долгополова составляет нехитрая, но довольно поэтичная комедия наблюдений. Он блестяще изображает взрослых женщин из провинции, и почти каждое появление в рассказе его бабушки (к ней то шаровая молния залетит, то подруги придут) гарантирует взрыв хохота, примерно так же хорошо ему удается обыгрывать реакцию на собственную внешность и подмечать сюрреалистические несообразности быта. Шутки про мужчин и их психологию Долгополову даются хуже, а, очевидно, важные для него политические шутки, увы, не демонстрируют ничего, кроме того, что он многовато читает «Лентач» или «Медузу». В целом, это хоть и не совершенное, но вполне уморительное выступление со множеством удач.

 

Традиционный для канала «Стендап клуба №1» анти-монтаж превращает хоть и неловкий, но гладкий концерт (что концерты Долгополова идут, как по маслу, минчане могли убедиться на осеннем выступлении комика с вот этой вот как раз программой) в спотыкающееся чередование удачных и не очень удачных шуток. Что хорошо для «вечервечер» и концертов специализирующегося на паузах и безэмоциональной подаче Идрака Мирзализаде, в «Часе шуток» не работает. Главное оружие Долгополова – умение совершенно любую ахинею говорить так долго, что грув рассказа начинает смешить, даже если ничего особенно смешного не говорится – в видео часто съедается склейками.

 

Впрочем, если вы прежде у Долгополова ничего не смотрели, то и тех огрызков вроде бы случайно брошенных фраз, оказывающихся диковатыми панчлайнами, вам на первый раз хватит, ну а собственно шутки никаким монтажом не зарежешь.

 

А. С.

 

 

 

Сериал «Американский вандал»

 

15 марта 2016 года на школьной парковке между 14:00 и 14:30 на 27 учительских автомобилях были зверски нарисованы громадные члены. Вы, наверное, думаете, что это смешно, но технически это вандализм. Ущерб оценен в сто тысяч долларов. Комитет оперативно признал виновным и выгнал из школы туповатого слакера Дилана Максвела: два года подряд каждый день рисовал члены на доске учительницы испанского. Есть свидетель, который видел его в момент преступления, есть свидетели, которые тогда же видели его в совершенно другом месте. Доля сомнений есть и у школьника Питера Мальдонадо, который занят в производстве школьных новостей, а в свободное время снимает любительские фильмы («Ужасы диджитал-мира», «Как мыслит убийца»). Он вместе с другом решает снять документалку и разобраться, кто на самом деле стоит за преступлением. Первая зацепка: отсутствие волос на нарисованных мошонках. Эту документалку пытливого и увлеченного школьника вы и смотрите.

 

«Американского вандала» сделали авторы комедийных скетчей для платформы Funny or Die. Перед заказом сериала боссы Нетфликса особенно уточнили, «не будет ли это сильно затянутой шуткой про член». На поверхностном уровне они сделали стилизованную пародию на документальный сериальный жанр (Jinx, «Создавая убийцу»). Но в душе «Американский вандал» – это популярный сериальный жанр, в котором все персонажи, оставаясь школьниками, ведут себя как очень скучные взрослые (недавний хит «Ривердейл» или давнишний хит «Милые обманщицы»).

 

Почти все, кто попадает в объектив камеры Питера, вроде бы нужны только для увлеченного и хладнокровного расследования. Но к середине сезона обнаруживается, что вам вообще-то есть дело до статуса отношений Сэма и Габи, тайн стриммерши Маккензи, активизма Кристы, на самом ли деле Сара Пирсон сделала рукой Алексу Тримболи, может ли Минг быть еще милее и почему Пат тайно самый крутой персонаж в школе. Логичную развязку любого детектива всегда ждут с нетерпением. Ближе к финалу «Американского вандала» вы скорее всего поймаете себя на мысли, что вообще-то плевать, кто преступник, лишь бы у Дилана и всех остальных все было хорошо. Это же не поиск школьного Зодиака в конце-то концов, а всего лишь 27 членов. Но у всех все хорошо никогда не может быть, особенно после выпускного. Зато смешно будет все восемь серий. Не только потому, что в школе все веселее, но и потому, что это, возможно, лучшая комедия прошлого года. 

 

 А. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комикс «Everything Is Flamable»  

 

По сравнению со многими своими коллегами по жанру автобиографического комикса (Харви Пикаром, Честером Брауном, Джо Мэттом) Габриель Белл уделяет в своём творчестве куда больше внимания, чем внутренним переживаниям и романтическим злоключениям, описанию именно дружеского общения, будь то поездка с режиссёром Мишелем Гондри в Японию или непринуждённые посиделки с коллегами-комиксистами во время многочисленных фестивалей и конвентов, изображенных в её дневниковых зарисовках. Эта экстравертность становится также и движущей силой её новой книги про визит в американскую глубинку к маме, чей дом дотла сгорел в пожаре. Если Харви Пикар превращал многомесячную эпопею, связанную с затянувшимся ремонтом машины-развалюхи, просто в долгое еврейское ворчание (пусть и забавное), Белл умудряется во время поисков дешёвого варианта каркасного дома и печки-буржуйки трогательно рассказать историю своей семьи и написать несколько точных портретов случайно встреченных ею людей.

 

«Everything Is Flammable» хоть и анонсирован как первый графический роман автора (её предыдущие книги были или сборниками рассказов, или дневниками без сквозного сюжета), по форме не сильно отличается от её предыдущих работ; часть зарисовок ранее публиковалась на её сайте в реальном времени. С другой стороны, эти зарисовки, будучи скомпонованными под твёрдой обложкой, заигрывают новыми красками (в прямом смысле – по сравнению с онлайн-версией в книге комиксы раскрашены), и роман оставляет после себя неожиданно цельное впечатление. Белл пусть и не находится на высокой точке своей личной (роман заканчивается признанием, что ей не с кем завести ребёнка) и профессиональной жизни (для авторских гонораров были времена и получше), но пишет остро и живо как никогда; страницы «Everything Is Flammable» оказываются равномерно заряжены электричеством и отлично подойдут в том числе и для знакомства с этим выдающимся автором.

 

Н. Л. 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Life Is Strange: Before The Storm»

 

За полгода до того, как на тихий городок Аркадия Бэй обрушится смертельный шторм, проблемный подросток Хлоя Прайс отправляется в местный клуб для байкеров, чтобы посмотреть концерт чудовищной никельбэкоподобной группы, а находит там свою судьбу.

 

Вышедшая в 2015-м игра «Life is Strange» рассказывала о том, как эту самую Хлою Прайс всеми правдами и неправдами спасала ее подруга детства, попутно они распутывали разнообразные городские тайны и путешествовали во времени при помощи фотографий. Если «Life is Strange» была «Твин Пиксом», вполне серьезно имеющим в виду только переживания и культурный уровень подростков, то «Before the Storm» это, очевидно, «Огонь, иди со мной»: весь сюжет крутится вокруг в оригинале таинственно исчезнувшей школьной звезды и ее семейных тайн, имеются проблемы с наркоторговцами, бездна красивых девушек, лесопилка, совмещенная с баром у дороги, и только что агент Купер не выходит в финале из кустов.

 

Визуально, впрочем, «Before the Storm» – это не «Твин Пикс», а «Элен и ребята» (оригинал делали прямо французы). Физика в игре такая, что тела персонажей просто движутся в воздухе, отчетливо не имея веса. Это смазывает многие вполне выразительные сцены: слишком чистенькая девочка-панк сшибает битой голову манекену, а чувство, как будто кто-то картоном ударил по картону; недостаточно стервозная пай-девочка разбивает салатницей стеклянный стол посреди ссоры с родителями, а тот почему-то рассыпается, как пакет с гречкой.

 

Возмещает эти недостатки игра действительно очень остроумно написанными диалогами очень обаятельной главной героини со всеми подряд и ее удивительной и удивительно реалистичной суперспособностью: Хлоя не путешествует во времени, а просто мастерски переругивается, вынуждая собеседника делать то, что ей выгодно. Мини-игр с руганью в каждой из трех серий игры преступно мало, но все очень хороши.

 

Интерактивное кино, которое идет все остальное время, по-линчевски медлительно, и если медлить достаточно часто, то несложно создать самостоятельно сцены вроде тех, где Линч заставляет героя пять минут молча подметать пол. В лучшие минуты авторы прямо разрешают усадить Хлою на какую-нибудь лавочку, чтобы она просто крутила головой вокруг, любуясь живописным и явно искусственным видом, что-то приятное вспоминая, поеживаясь и словно предчувствуя все ожидающие ее беды.

 

А. С.

 

 

 

Статья про девочек-убийц

 

31 мая 2014 года две двенадцатилетние девочки завели свою подругу-ровесницу в лес недалеко от дома, нанесли ей два десятка ударов ножом, а затем направились вглубь леса, где их в потустороннем особняке уже должен был дожидаться Слендермен – кое-как нарисованный в фотошопе для конкурса интернет-страшилок монстр, который, как знают все депрессивные девочки в интернете, не станет убивать всю вашу семью, если вовремя принести ему человеческую жертву.

 

Эта история была умеренным хитом американской прессы три года вплоть до вынесения подросшим девочкам приговоров (одной присудили 25 лет лечебницы, вторую, видимо, ждет то же самое) и все публикации, а равно документалка HBO особенно сладострастно напирали на то, что вот, дескать, как интернет жестоко врывается в наши жизни. В телефоне одной из девочек лайки роликам с кроликами, поедающими малину, соседствовали с расшариваниями тестов «Насколько вы психопат?» и инструкций, как убить человека другой стороной чупа-чупса. Слендермен в описываемый период был среди школьников популярен примерно на уровне Minecraft.

 

Огромная, почти лишенная даже иллюстраций статья на сайте «Hazlitt» наводит на эти живописные культурологические потемки скучный и отрезвляющий прожектор логики. Отец одной из девочек долгие годы страдал шизофренией, сама она в точности, как отец, чем дальше, тем сильнее путалась в том, какую одежду нужно надеть по погоде, и в день убийства вышла из дома в зимнем пальто и в варежках. За время пребывания в тюрьме она натурально разучилась читать и писать, пыталась покончить с собой и в какой-то момент перестала узнавать родителей. Голоса в голове и маячивший на краю фокуса зрения интернет-мем, оказывается, все это время были скучными галлюцинациями повредившегося рассудка.

 

Твист текста в том, что, если помешательство девочек носит, хоть и страшный, и совершенно обыденный характер, то вот коллективные действия жителей штата Висконсин часто можно объяснить только паранормальными явлениями. Например, девочек сразу судили как взрослых: два десятка лет назад местные власти прислушались к популярной теории, что детская преступность со временем приведет к появлению «суперхищников» и решили сразу после 10 лет всем давать сроки побольше. Даже когда создатель этой оригинальной теории прямо сказал, что переборщил, законы менять назад не стали.

 

Увеселительный характер чтение из-за таких пояснений, конечно, теряет, но если вас интересует психологический хоррор, где пухлая, в забавных очках и совершенно безумная девочка в темной камере взрослой тюрьмы сама себя убаюкивает, напевая под нос «In The Aeroplane Over the Sea», то не проходите мимо.

 

 А. С.

 

Фото: MOORWORKS, Stand-Up Club #1/Youtube , Netflix, Uncivilized Books, Square Enix, Hazlitt (Vicki Nerino)

Поделиться
Теги
Сейчас на главной
Показать еще   ↓