Грустные сказки и еще 4 развлечения на выходные

Что почитать, посмотреть и послушать в эти прекрасные осенние выходные.

 

 

 

 

 

Альбом «Ghosteen»

Nick Cave and The Bad Seeds

 

Ghosteen/Bad Seed

 

 

 

 

Каждый большой артист хочет однажды сыграть против типажа, но не каждому стоит это делать.

 

Три года назад пожилой австралийский рокер-формалист, сделавший карьеру на педантичном и тщательном, по Станиславскому, вживании в образы звезды глэм-рока, готик-рока, южного рока, госпел-блюза и так далее, Ник Кейв выпустил нетипично бесформенный альбом красивых, медленных песен «Skeleton Tree». Запись альбома совпала с гибелью в несчастном случае сына-подростка Кейва, и на альбоме кое-где можно углядеть за стенаниями мастера стенаний искаженное гримасой неподдельной боли лицо не певца, а родителя. Вопреки уверениям мировой музыкальной прессы, ничего красивого в этом лице не было: красивы искусство, фантазия и выдумка, а человеческая боль – пугает и, хуже всего, вызывает неловкость от подглядывания. Новый альбом Кейва «Ghosteen» превращает трагедию в житейском смысле в трагедию в смысле жанровом.

 

На альбоме Кейв 70 минут своим с годами становящимся все более глубоким и красивым баритоном поет и читает нараспев расплывчатые белые стихи и ритмическую прозу под комично немодные, похожие не на эмбиент лейбла «PAN» или даже Николаса Джаара, а на какой-то прочувствованный нью-эйдж из 80-х, красивые, нежные, угрожающие, сентиментальные и бесконечно выразительные электронные пассажи. В песнях Кейв более-менее рассказывает сказки: вот про большую птицу и Элвиса Пресли, вот про сказочный лес, вот про небесный корабль, вот, в особенно причудливый момент, про то, как три медведя сидят в домике, смотрят телевизор, мама-медведица переключает каналы, папа-медведь чего-то тупит, а сын-медвежонок, ну, он, в общем, куда-то улетел, его больше нет.

 

Ясно, что Кейв тут освоил новую роль, прежде непредставленную в его репертуаре: теперь он задумчивый, многое переживший и так до конца от своих переживаний не оправившийся, добрый и чувствительный дед. И, надо сказать, если мачо-рокером Кейв иногда бывал слишком уж мультяшным, то дедом он стал идеальным. На совершенно не давящем мелодраматических педалей и не трясущем костями покойников (Фил Элверум, ты читаешь это?) альбоме нет-нет, да и пустишь слезу, казалось бы, на ровном месте, а когда протрешь глаза, ничего гадкого и тяжелого на душе не будет, а будет лишь зачарованность и успокоение. Из-за некоторой перекособоченности современной массовой культуры («комиксы – серьезное искусство», «фильмы по комиксам – современные трагедии») забывается, что Ганс Христиан Андерсен такой же дед психоанализа, как Достоевский, а «Стойкого оловянного солдатика» без боли невозможно читать в любом возрасте. «Ghosteen» со своими живописными длиннотами, нежными переливами и зычными аллегориями рассказывает за 70 минут о жизни и смерти больше, чем искренний дурак сообщит хоть в 10 томах стенографических отчетов из моргов и с похорон.

 

Антон Серенков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фильм «Смерть Дика Лонга»

Режиссер Дэниэл Шайнэрт

 

 

A24

 

 

Одна из самых обсуждаемых тем в киноиндустрии последних недель – интервью режиссёра фильмов «Джокер» и «Мальчишник в Вегасе» Тодда Филлипса, в котором он поделился, почему теперь никто не хочет снимать классические комедии: дескать, в эпоху тотального доминирования woke-культуры все вокруг стали обижаться на шутки. На одной из своих недавних лекций-бестселлеров Никита Лаврецкий предполагал, что классическая американская кинокомедия ушла в глубокий кризис в том числе под натиском мемов и нового киноязыка видеоблогеров. И, наконец, примерно в эти же дни тихо прошёл онлайн-релиз вполне себе классического трагифарса «Смерть Дика Лонга», который следует сюжетным и комедийным тропам того же «Мальчишника» (ночная гаражная попойка придурковатых реднеков заканчивается гибелью одного из них, двое других наутро неловко пытаются скрыть улики от жён и подруг; авторы не стесняется шутить про члены, зоофилию, смерть, недалёких провинциальных полицейских), оставаясь при этом глубоко сочувственным к своим героям фильмом. Что ж, может ещё рановато кинокомедию-то хоронить? 

 

Режиссёр Дэниэл Шайнерт наверняка известен вам как половина творческого дуэта Daniels, авторов трёхлетней давности инди-хита про труп Гарри Поттера «Человек-швейцарский нож» и ещё дюжины абсурдистских короткометражек и клипов по голых людей. В этот раз в одиночку уехав в родную южную глухомань (если вы вдруг переживаете, то с его напарником Дэном Кваном всё в порядке, следующую работу режиссёры уже анонсировали как совместную), Шайнерт отодвинул телесность и абсурд на периферию, а на первый план вывел комедию аутентичности. Герои мало того, что выглядят и ведут себя точно как кто-то из ваших знакомых, так ещё и пол фильма на нервах разговаривают фразами, буквально целиком состоящие из разных комбинаций «ну типа», «я просто это самое» и «ну ты понимаешь», и это тот идеальный пример, когда точное воспроизведение человеческого поведения в нестандартных ситуациях рождает самую живую и смешную комедию.

 

Издалека может показаться, что «Смерть Дика Лонга» это какая-то очередная странноватая инди-чернуха. Это, конечно же, не так, и если всё ранее сказанное вас в этом не убедило, то можно ещё добавить, что Шайнерт и его друг-сценарист Билли Чу вполне серьёзно и интересно говорят на тему последствий подавленной мужской слабости и культуры bro code, которая допускает открытое выражение чувств разве что только через песни Nickelback (на моменте искренне катарсического финала будет, возможно, самое уморительное использование «How You Remind Me» в истории). Даже шокирующе омерзительный твист по поводу причины, собственно, смерти Дика Лонга (его лучше не знать заранее) не даёт пространства для каких-то противоречивых чувств: к главным героям, несмотря на их идиотские поступки и стремительное моральное падение, до конца испытываешь сострадание и даже какую-то странную нежность. В одном интервью режиссёр называл свой фильм чем-то средним между «Гуммо» и «Лунным светом», а в другом своим любимым фильмом из вышедших за последние десять лет выбрал «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» – здесь, в принципе, можно и перестать писать что-то ещё, всё равно каких-то более ёмких аналогий для «Смерти Дика Лонга» придумать не получится.

 

Антон Коляго

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сериал «Баскетс»

 

 

FX

 

В четвёртом сезоне герои трагикомедии «Баскетс» переживают самые драматические перемены в жизнях за всю историю сериала. Завязавший с клоунадой и вступивший в группу терапии Чип решается на покупку собственной просторной квартиры, в которой, наконец, сможет начать самостоятельную взрослую жизнь. Его разорившийся брат-истеричка Дейл окончательно переходит из статуса сумасбродного бизнесмена-неудачника в статус полноценного городского сумасшедшего. Вечно витающая в облаках мама Кристин переживает из-за предстоящей свадьбы и переезда в другой штат. В общем, как правильно подмечает Кристин в кульминационном эпизоде, где семье приходится объединиться против угрозы уничтожения последней константы сюжета – семейного стадиона для родео, «единственные перемены в жизни – это постоянная вещь… ой, ну или как там».

 

«Баскетс» на протяжении всех четырёх сезонов проделывал с ситкомной формулой удивительную вещь: с одной стороны это всегда и вправду был эпизодический сериал о в меру нелепых персонажах, попадающих в абсурдные, часто слэпстикового толка комедийные сетапы, а с другой – актёры Зак Галифианакис и Луи Андерсон выдавали такие точно подмеченные, глубоко прочувствованные, поистине монументальные перформансы, а режиссёр Джонатан Крисел настолько последовательно сшивал сценарии команды сценаристов в однородный визуальный текст, что сериал неминуемо принял вид большой поэмы, в котором неправдоподобный, замкнутый во временной петле ситкомный режим жизней героев стал просто-напросто самым подходящим художественным приёмом для изображения эмоциональной правды непримечательной жизни скучной американской провинции. С этой точки зрения финальный чётвёртый сезон делает несколько вещей, по-настоящему закрепляющих этот выдающийся результат: вовремя заканчиваясь, не превращает сериал в бесконечную мыльную оперу, но и не совершает никаких больших жестов, не дай бог символизирующих драматические развязки или какие-нибудь важные для героев большие уроки; а главное – не даёт забыть, что реальная жизнь – это и есть не что иное, как последовательность грустных клоунских номеров самого банального разлива: вроде мобильного навигатора, в ответственный момент приводящего человека в костюме не к городской ратуше, а к одноимённой кофейне; или взрослой женщины, мечущейся по своему и чужому дому в поисках потерявшейся при переезде коллекции любимых магнитов с холодильника.

 

Никита Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комикс «The Art of Murder Throughout the Centuries»

Синтаро Каго

 

Kubo Shoten

 

 

 

 

Пострадавший в автокатастрофе мужчина обнаруживает, что его пенис способен на эрекцию только тогда, когда у его девушки месячные, – всё дело в том, что вампиры-оборотни зашли слишком далеко со своими экспериментами по поиску новых форм паразитирования. В мире популярность набирают «космические похороны» (это когда прах развевают в космосе), после чего GPS-навигаторы и спутниковое ТВ, кажется, оказываются прокляты и начинают убивать людей, а человечество не придумывает ничего лучше, чем посадить в ракету отряд буддистов-астронавтов, призванных успокоить души мёртвых. Средневековому сапожнику-неудачнику в руки попадают заколдованные часы, из которых по ночам выпрыгивают чёрные чертята и шьют лучшие в мире сапоги, – проблема возникает лишь с поставкой новых лоскутов кожи, и эту проблему знающий толк в соблазнении деревенских девок сапожник решает, ясное дело, самым гротескным из возможных способом. Эти и ещё несколько историй послабее составляют очередной сборник манга-рассказов от мастера жанра эро-гуро Синтаро Каго.

 

На улице любителей гротескно-эротического хоррора праздник: на андерграундный, даже не индексируемый гуглом форум GuroChan, посвящённый рисованной расчленёнке всех степеней извращённости и сексуализированности, впервые за несколько лет вернулся пользователь Caterpillar с очередным своим переводом нового томика крайне продуктивного мангаки Синтаро Каго. Загвоздка здесь состоит лишь в том, что такие сборники рассказов Каго всегда крайне неоднородны по качеству; когда в нулевые годы переводы Каго появлялись в случайных блогах лишь в виде отдельных, самых поехавших и отвращающих рассказов, вокруг него невольно возникал ореол настоящего гения гротеска, чьи концепции всякий раз гарантированно пугают до мурашек и смешат до колик (один из таких рассказов – высокохудожественный концептуальный хоррор на тему языка комикса «Абстракция» – до сих является самой читаемой на сайте GoodReads работой автора, даже несмотря на его недавние амбициозные англоязычные выходы в известных издательствах). На самом деле после прочтения целых сборников Каго выясняется, что он не гений, а просто выдающая поп-звезда, в каждой, даже проходной книжке гарантированно рисующий парочку рабочих хитов (см. первый абзац), а остальные страницы заполняющий даже если не такими стройными и остроумными номерами, то как минимум непретенциозно развлекающими своей умалишённостью концепциями (чего стоит история о начинающей комедиантке в жанре ракуго, которая, попав в телевизионный сегмент с шутками про бытовые приборы, обнаруживает, что все его похожие на членов сексуального культа участники-комики на самом деле просто одержимы хирургическими операциями по превращению… в бытовые приборы).

 

Никита Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья о том, что электронная музыка теперь слишком умная

  pitchfork.com

 

 

 

Прямо сейчас верхней рецензией с пометкой «рекомендовано» на сайте Resident Advisor, два десятка лет специализирующемся на электронной и большей частью танцевальной музыке, стоит текст про альбом артиста Boreal Massif. Это скучноватый, но в целом симпатичный трип-хоп-альбом, который, однако, в лиде позиционируют как «один из лучших альбомов о климатическом кризисе». Если вы часто читаете современную прессу, то, вероятно, формулировка даже не покажется вам странной: ну кризис, так в чем дело-то. Однако всего десять лет назад Resident Advisor был сайтом, где про даже любимые альбомы редакции писали в формулировках вроде «качово» и «зачетный бас», а пристегнуть лишенному вокалов трип-хоп-альбому вообще какую-либо повестку просто не пришло бы никому в голову. В 10-е годы на сайте последовательно появились электронные альбомы с пресс-релизами, как у выставок в арт-галереях, исчезли оценки («не сравнивай: живущий несравним»), рейтинги лучших альбомов, комментарии, а затем, чего уж, куда-то испарились и качовые альбомы с зачетным басом.

 

Небольшой, но чрезвычайно интенсивный (по-хорошему, надо прямо послушать десяток альбомов, которые в статье упоминаются) текст на эту тему знаменитого музыкального журналиста Саймона Рейнольдса фокусируется именно на этой трансформации электроники и, для разнообразия, относится к ней скорее негативно. Рейнольдс убедительно связывает изменения в жанре «электроника для дома» (звезды «интеллектуальной» электроники 90-х вроде Афекса Твина не похожи на звезд нынешних ни риторикой, ни отношением к музыке, то есть никакой приемственности внутри жанра нет) с формированием обширной прослойки молодых людей, воспитанных гуманитарными факультетами с их наукообразной культурологической белибердой, которым танцы и красоты звука скучны и непонятны, а нравятся арт-инсталляции и серьезные разговоры о них. В подарок этим людям Рейнольдс переименовывает самый претенциозный жанр тысячелетия «деконструированный клубняк» в «концептронику» – и, надо сказать, это дурацкое название холодной головной музыке артистов вроде Sophie или Lotic подходит идеально.

 

Ну, впрочем, это не текст-дисс, а попытка честно в вопросе разобраться, поэтому в статье находится место и множеству параллелей современных артистов концептроники с эпохой пост-панка, а заодно лишние раз прочерчиваются художественные и идеологические контуры других важнейших эпох уже внутри электронной музыки. Короче говоря, если не лениться гуглить непонятные слова, то это прямо самая короткая энциклопедия нетанцевальной электронной музыки из существующих.

 

Антон Серенков

 

 

 

 

 

 

Обложка: FX

 
 
Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓