Что посмотреть, почитать и послушать в эти прекрасные выходные.
Альбом «17»
XXXTentacion
Если предыдущий микстейп эклектичного пост-рэпера XXXTentacion представлял из себя разрозненный сборник композиций, набравших больше всего прослушиваний на его аккаунте в Soundcloud, то новый альбом «17» объединен единым концептом. В претенциозном вступительном слове, играющем первым треком и вызывающем неловкую улыбку, Экс заявляет, что альбом представляет собой прямой выход в глубины его разума и что, если вы не готовы испытать на себе его истинные эмоции, вам нужно прекратить прослушивание. В следующие 22 минуты исполнитель успевает сыграть на расстроенной акустической гитаре, прочитать олдскульный рэп и сразу в нескольких похожих треках слезливо спеть под монотонное пианино. Как минимум две песни на альбоме посвящены подруге артиста, покончившей с собой, и «17» в целом производит впечатление концептуального альбома о скорби и депрессии, вроде последних записей Mount Eerie и Ника Кейва. С одной лишь поправкой: эти песни поет 19-летний подросток с татуировками на лице, который обвиняется в избиении собственной беременной девушки.
В мелодраматических треках вроде такого же плоского, как и его название, «Depression & Obsession» или «Save Me», в котором Экс, кажется, пытается перепеть хиты Evanescence, рэперу явно не достает вкуса и просто композиторских способностей, но все же альбом работает чаще, чем может показаться. Когда в мгновенно цепляющем сингле «Revenge» артист поёт строчки вроде «я вырыл две могилы для нас с тобой, дорогая» и «разбитые сердца ломают кости», ему хочется верить вопреки всему, его ломающийся голос действительно трогает. Во втором лучшем треке «Fuck Love» Экс на первый план помещает восходящую звезду грязного R’n’B Триппи Редда – и это тоже крайне эффективное решение. И даже в те моменты, когда альбом звучит как наивная музыка для тинейджеров, в нем все равно чувствуется куда больше искренности и сырой эмоции, чем в остальной наивной музыке для тинейджеров, сыгранной людьми, как правило, на порядок старшими, чем XXXTentacion. Н.Л.
Фильм «Отрыв»
режиссер Александр Миндадзе
Режиссерский дебют выдающегося сценариста Александра Миндадзе начинается как вполне рядовая драма, разве что снятая непривычно хаотично, в основном с помощью невротических крупных планов и длинных дублей. Два безымянных мужчины среднего возраста, один – суетливый и болтливый, другой – спокойный и задумчивый, знакомятся на месте крушения самолёта, куда каждый из них приехал в качестве родственника жертвы трагедии. От авиакомпании, конечно же, ответов не дождаться, и мужчины остаются на ночь в местной гостинице. Случайные собутыльники неожиданно оказываются членами той самой комиссии, устанавливающей причины крушения, но и те, кажется, что-то скрывают. Они не последние в череде случайных встреч и попутчиков, которые не те, кем кажутся. В воздухе нарастает крайне тревожная атмосфера, а законы классической драматургии все больше места уступают законам логики кошмарного сна.
На днях закончился сериал «Твин Пикс» от, пожалуй, самого известного сюрреалиста современного кинематографа Дэвида Линча. Новый сезон его сериала с каждой серией становился только логичнее: даже в бредовых нагромождениях мистического канона Линча и его соавтора Марка Фроста внимательный зритель легко замечал упорядоченную структуру. И всё же концовке сезона удалось-таки выдернуть землю из-под ног аудитории, подобно тому, как Линч уже делал это и в финале прошлого сезона и даже в самой первой серии (в оригинальной версии пилота красная комната еще не исполняла роль альтернативной реальности, а была просто странным антуражем построенного на чистой интуиции эпилога). Кино «Отрыв» идеально проворачивает именно этот трюк с выдергиванием земли из-под ног: два героя проводят вечер за просмотром красивого домашнего видео с погибшей женой одного из них и засыпают, после чего дела обретают действительно странный оборот. Во второй половине фильма знакомые образы и события переплетаются в сюрреалистический клубок из совпадений и ассоциаций, который не распутывается до самого конца, оставляя после себя лишь ощущение тревоги и тоски. Н.Л.
Сериал «What Would Diplo Do»
В эту пятницу в «Ракете» показывали фильм «Дай мне будущее» о выступлении на Кубе группы Major Lazer (это те, которые Lean On, Get Free и Know No Better). Про самого известного участника коллектива, диджея и продюсера Дипло, канал Viceland недавно снял целый сериал «What Would Diplo Do» – сатирический портрет жизни популярного музыканта и в целом стеб над EDM и прочей популярной танцевальной музыкой.
«What Would Diplo Do» делает для электронного мейнстрима примерно то же самое, что «Это – Spinal Tap» сделал для хэви-металла, а «Поп-звезда» группы The Lonely Island для поп-музыки – представляет якобы документальный взгляд на как будто бы реальную звезду, высмеивая примерно все стереотипы, связанные с той или иной частью поп-культуры. Другое дело, что Дипло – абсолютный реальный человек и сам продюсировал сериал, а на его роль подобрали Джейсона Ван дер Бика, достигшего когда-то высот самоиронии, сыграв самого себя в сериале «Не верь су*** из квартиры 23». В сериале Дипло выступает на фестивалях и записывает треки, но при этом еще живет роскошной жизнью, тусуется со своим школьным другом (которого играет диджей Диллон Фрэнсис), ругается со Скриллексом и Келвином Харрисом (которых играют какие-то случайные актеры), вступает в перепалки со своим менеджментом, общается с воображаемым черным другом и вечно попадает в какие-то нелепые ситуации из-за своей самоуверенности, высокомерия и жажды славы. Например, пытаясь написать со Скриллексом песню для Бибера (то есть «Where Are U Now»), Дипло пытается найти новый звук (перемалывая скрипку в блендере), становится на неделю затворником, создает культ со своими подчиненными, а затем слышит «ту самую» мелодию благодаря крысе, которая случайно пробежала по клавишам, а потом узнает, что Скриллекс предлагал точно такую же мелодию еще неделю назад. В общем, обязательно к просмотру всем фанатам исполнителей, которые были перечислены выше, ну и просто всем тем, кто думает, что любит современную музыку – может быть, каких-то сильно сложных шуток там не будет, но похихикать с фраз вроде «не ударь палец, которым ты нажимаешь на кнопку play» все еще можно. К.М.
Комикс «Голиаф»
Том Голд
Художник Том Голд, про «Лунного копа» которого я уже когда-то писал в этой рубрике, работает в жанре минималистичного невыразительного комикса, чаще всего очень короткого, молчаливого и прямолинейного. «Голиаф» – его попытка пересказать историю из Ветхого Завета про громадного филистимлянского война. Правда, пересказывает эту историю Голд не в каком-то аутентичном контексте, а с точки зрения самого Голиафа, который не то что сильно понимает, что вообще происходит, и не сильно хочет быть в своем положении в принципе. Почти весь комикс Голиаф просто сидит на камне с оружейником и ждет Давида, при этом рассуждая о жизни, будто бы он не какой-то там библейский герой, а вполне себе обычный мужчина со своими переживаниями и взглядами на жизнь. Ничьи чувства от такого, вероятно, оскорблены не будут, но ракурс как минимум необычный.
Как и другие комиксы Голда, прочитать «Голиафа» можно в один присест (хоть он и длиннее того же «Лунного копа», с которым вообще получается расправиться за 10 минут). Благодаря этому из него и получается такой идеальный кандидат для легкого спокойного чтения на диване, где картинки можно разглядывать дольше, чем читать сам текст. В интернете, кажется, его не найти, но «Голиаф» уже давно продается на русском в Беларуси по цене одной большой шаурмы, почему бы и нет. К.М.
Игра «Hellblade: Senya's Sacrifice»
Чумазая барышня в такой, знаете ли, как бы куцавейке причаливает в деревянном корыте к неизвестному и очевидно потустороннему берегу: из тумана слышатся смертные хрипы, повсюду на колах рассажены мертвецы. Голос за кадром говорит, что отступать нельзя. Потом другой – что, вообще-то, можно. Потом вступают третий, пятый и так до бесконечности: девушка хоть и воин легендарных времен, но совершенно безумная.
«Hellblade» привязывает к странному сюжетному решению про безумие (что, в сущности, может быть самонадеянее, чем пытаться передать сдвинутую оптику человеку, который сам во время игры решает, куда ему смотреть и как долго?) остроумную дизайнерскую уловку: голоса в голове героини правда раздаются как будто с разных сторон, в наушниках или хороших колонках они обретают каждый свое место в пространстве и характер. Вместе с чрезвычайно удачным захватом движений актрисы, играющей главную роль, это создает самые впечатляющие моменты игры: милая, но чем-то чудовищным до самой глубины души встревоженная девушка, озираясь, идет через живописный ад черт знает куда.
К сожалению, попытка логично связать с сюжетом головоломки игры совсем не так успешна: под тем предлогом, что сумасшедшие во всем видят знаки (хочется спросить, а кто не видит?) натурально пол-игры «Hellblade» заставляет куда-то забираться, куда-то смотреть и что-то с чем-то стыковать. Еще столько же занимают совершенно одинаковые и одинаково неинтересные бои с одинаковыми врагами. Если вам нравится сеттинг мрачного примерно средневековья и не бесят головоломки, то эти довольно серьезные проблемы будут легко перевешены тем, что в лучшие минуты, когда кто-то постоянно бубнит над ухом, а кадр вдруг начинает плавиться, разъезжаться и бликовать, «Hellblade» производит эффект какой-то снятой режиссером Сокуровым серии «Игры престолов». А.С.
Статья про повесившегося школьника (на фото не он)
В январе 1989 года калифорнийская полиция столкнулась с делом редкого и ужасного типа: в амбаре отцовского дома, перекинув веревку через балку под потолком, повесился десятилетний мальчик. Его отец был помощником шерифа и местным фермером, а мать – недавно осевшей с новым мужем хиппи. Родители делили ребенка несколько лет до трагедии, довели разбирательство до суда, и смерть остановила их за день до заседания, на котором судья собирался выслушать, к кому из родителей хотел бы переехать сам мальчик. Огромное расследование сайта Mercury News пытается четверть века спустя выяснить, есть ли правда в словах матери, которая до сих пор уверена и даже добилась повторного расследования насчет того, что никакое это не самоубийство и на самом деле мальчика убил собственный отец.
Статья изобилует сусальными описаниями типа «в таких мелких городках по утрам пахнет чесноком и клубникой – вечером», а также протяженными интервью со всеми пожилыми участниками этой истории. Естественно, довольно быстро оказывается, что не только отец мальчика, излишне брутальный и благодаря своей брутальности вечно растаскиваемый на части влюбленными женщинами ковбой не был хорошим родителем, но и мать воспитывала его так, что однажды тот, девятилетний, угрожал ей ножом и успокоился, только когда приехала полиция. Самоубийство, выясняется, произошло не столько перед заседанием насчет родительских прав, сколько посреди разговоров о том, сдавать ли его в психлечебницу для малолетних или пусть еще поживет на свободе.
Все говорящие плачут, скорбят, обвиняют друг друга и оправдываются, но щемящей история становится в те мгновения, когда по сделанному вскользь описанию становится ясно, что никто-то этого ребенка не помнит, а может, никогда и не знал. «Он любил играть в солдатики и лазать по деревьям», – говорит про него женщина, растившая его несколько лет. Подмените человека крупным котом и никто не заметит разницы. Все это немножко «Пусть говорят», с той только разницей, что в конце из-за кулис не выходит человек с распоследним и наиважнейшим доказательством, которое все расставляет по своим местам и снимает любые вопросы. Наоборот, собранный заново суд не может никого ни наказать, ни оправдать, а лишь разводит руками: время стерло все прежние свидетельства и поставило под сомнения все нынешние. А.С.
Фото: XXL/Youtube, Bad Vibes Forever, HBO, viceland.com, Tom Gauld, Ninja Theory, mercurynews.com (Judi Werner)