5 винных баров Минска: куда идти, а куда – не стоит

Еда 04.04.2018

Редакция «Как тут жить» попросила Кирилла Дубовского, писателя и автора полезного телеграм-канала про недорогое вино «Клуб до 27р», сходить в пять винных баров Минска и подробно рассказать, как там дела.

 
 
 
 
 
 
Кирилл Дубовский
 
Член минского винного клуба «Безымянный1», который объединяет как опытных любителей вина, так и винных профессионалов. Победитель конкурса непрофессиональных сомелье «Винный эксперт 2017» в составе команды «Баррики», автор телеграм-канала про недорогое вино в минских магазинах.
 
 
 
Минули те дикие времена, когда вино в нашей стране считалось сугубо напитком для женщин, которые отказываются пить водку. Сегодня вино пьют все, мало-мальски разбираться в вине становится даже модным. Бизнес это чувствует, потому один за другим в Минске открываются бары, которые называют себя винными. По моему убеждению, настоящий винный бар – тот, где все сделано для того, чтобы гость мог насладиться ароматом и вкусом выбранного вина. Для фальшивого винного бара вино – это не более чем вызывающий опьянение алкогольный напиток средней крепости.
 
Чтобы не было одиноко и не вызывать подозрение у персонала, я предложил подруге Кате составить мне компанию в походе по нескольким барам, которые позиционируют себя как винные. Мы договорились прикинуться дилетантами и заказывать везде по бокалу красного и белого. В идеальном винном баре нам должны будут грамотно помочь выбрать вино, ответив на все идиотские вопросы, а сами вина подать нужной температуры и в подходящих бокалах. Потому что температура и посуда влияют на восприятие аромата и вкуса, а именно они в вине и стоят денег. Так же нам интересно, как хранят открытые бутылки. Откупоренное вино живет недолго, и в идеальном винном баре должны что-то с этим делать.
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

Хороший год

Ул. Зыбицкая, 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
«Хороший год» открыли люди из моего винного клуба, потому он мне как родной. Бар располагается в знаменитом питейном здании на Зыбицкой и славится своими дегустациями и образовательными винными лекциями. В его стенах проходят фестивали домашних виноделов и делают youtube-передачу про культуру «Вино». Я решил, что это самое подходящее место, чтобы унять волнение бокалом красного в начале нашего баркроссинга.
 
Первое, что видим в баре – спину учредителя Александра, который мечется между столиками, где ждут его советов по винам. Вин в карте хватает. От 7 рублей за бокал простенького немецкого пино блана до 2 900 за бутылку одного из великих красных вин Бордо. В среднем за 14-17 рублей можно найти бокал действительно хорошего вина. Цены для Минска обычные. В бокал наливают не привычные 150 мл, а 125. С одной стороны, вина вроде как получается меньше, а с другой – бокал обходится дешевле.
 
Когда «Хороший год» открывался, еды там почти не было, чтобы не отвлекала от наслаждения вином. Но оказалось, что белорусская публика всегда хочет есть, особенно по вечерам после работы, и еда появилась. Сейчас за 6-7 рублей можно взять, например, 50 грамм сыра или один из видов брускетт. 4 рубля стоят 50 грамм оливок. За 12 рублей обещают порцию крупных мидий, за 15 – утиное филе су-вид, за 16 – стейк из говядины.
 
В предпраздничный день бар почти заполнен. Мужчин мало, в основном женщины. Некоторые вместо вина потягивают горячий пунш, у кого-то в бокале портвейн или коктейль из запрещенного апероля. Женщины нарядные, но не как шальные императрицы, а будто приоделись на праздник. Ненавязчиво играет пианистка. Ощущение, словно находишься в милом семейном фильме или романтической комедии.
 
 
 

«Я как на луг зашла, лицом в него упала и лежу»,– оценивает свое вино Катя.

 

 

 

Мы уже готовы задать каверзные вопросы по винной карте молодому официанту, но тут нас замечает Александр и, будто что-то чувствуя, говорит парню, что этих гостей он обслужит сам, а нас в свою очередь просит не мучить стажера. Тот вздыхает, что не получилось на нас потренироваться, но может, оно и к лучшему.
 
Катя просит посоветовать ей бодрое белое, которое бы «щипало язык», а я хочу интересное красное. В результате мы получаем в дорогих бокалах Riedel ароматный новозеландский совиньон блан за 14 рублей и жаркий каталонский приорат за 16. «Я как на луг зашла, лицом в него упала и лежу»,– оценивает свое вино Катя.
 
Для хранения открытых вин в баре используют устройство Coravin, которое позволяет наливать вино, не доставая пробки, и заполнять недостающий объем в бутылке вместо губительного кислорода нейтральным газом. Так вино может храниться месяцами. Более простые вина, на которые есть стабильный спрос, закупоривают вакуумной пробкой, позволяющей прожить вину несколько дней.
 
В целом «Хороший год» – такой бар, куда хочется прийти еще трезвым, не растеряв в алкогольном угаре Зыбицкой самого лучшего из души. Тут уютно и спокойно, как в эстонской криминальной хронике, но если кто-то захочет более шумного продолжения вечера, то, скорее всего, он отправится потом в другое место. Выходим и мы.
 
 
 
 

 

 

 

Vinum

Ул. Карла Маркса, 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Vinum называет себя гастробаром – это значит, что помимо вина тут должна водиться какая-то изысканная еда. На подходе к бару мы заглядываем в окна расположившегося по соседству в подвале недорогого Bread&Vine, там забито до отказа и бурлит веселье. В Vinum же кроме персонала не оказывается ни одной живой души.
 
В пустоте среди яркого света мы выбираем закуток со странной мебелью и садимся на бархатные троны. Нам тут же приносят воду, что сразу подкупает.
 
Винная карта сгруппирована не по странам, а по предполагаемой сочетаемости с едой, что не совсем удобно. Разделы «К горячим мясным блюдам и птице» и «К основным блюдам из мяса и сырам» запутают кого угодно. Самый дешевый бокал 150 мл все того же немецкого пино блана тут стоит 9 рублей. Самая дорогая бутылка – белое бордо за 450 рублей. Цены не сильно отличаются от «Хорошего года», выбор попроще, зато сюда можно прийти со своим вином, которого нет в карте, и, заплатив пробковый сбор 20 рублей, выпить его на троне.
 
Из холодных закусок есть, например, тар-тар из лосося с муссом из авокадо и красной икрой за 18 рублей. Среди горячих – морские гребешки с муссом из сыра таледжио и пармитье из цуккини за 23 рубля. 29-35 рублей стоят стейки из местной говядины. За те же 29 рублей получишь 250 грамм осьминога. Если хочется закусить подешевле, за 7 рублей предложат сыры, оливки и ассортимент крохотных тапасов.
 
 
 

Нам начинают щедро носить на пробу разные вина, чему мы очень удивлены. Приносят даже глоток шабли, бокал которого стоит 24 рубля.

 

 

 

Обслуживают нас по очереди обходительные парень и девушка. Девушка в карте вин плавает, но старается не подавать виду. Парень разбирается хорошо и даже советует, где похожее вино найти в магазине. Отвечая на вопрос про хранение вин, нам подробно объясняют, как работает Coravin, но потом признаются, что в устройстве закончился газ.
 
Катя снова просит посоветовать цветочное белое, чтобы щипало язык. Ей начинают щедро носить на пробу разные вина, чему мы очень удивлены. Приносят даже глоток шабли, бокал которого стоит 24 рубля. В какой-то момент мы забываем, что находимся в роли: держим бокал за ножку, крутим его и нюхаем вино перед тем, как сделать глоток, употребляем слово «кислотность». Чтобы вернуться в образ, я говорю, что все очень вкусненько. Останавливаемся на чилийском совиньон блане за 9 рублей для Кати и на южно-итальянском бленде за ту же цену для меня, потому что его как раз «можно пить без еды».
 
И хотя вина формально оказываются подобраны правильно, есть одна большая проблема. Все белые, которые нам давали пробовать, – уже несвежие, и даже то дорогущее шабли. Не хотел бы я оказаться тем счастливчиком, который закажет его побокально. Не смотря на достойную посуду Spiegelau, в которой нам принесли вино, совиньон блан напоминает промерзлый труп, который после вскрытия долго держали даже не в винном шкафу, а в обычном холодильнике.
 
Пока мы стараемся допить вина, в баре появляются посетители – пара с одинокой розой. Они так же заказывают по бокалу вина и ничего не едят. Заходит выпить стакан воды какой-то мужик в дубленке. Персонал за ширмой откровенно скучает. Людей нет, морские гребешки никто не ест, газ закончился, вина умерли.
 
Уходя, я чуть было не надеваю чужую женскую куртку, и мы шутим, что вот такие невнимательные и воруют одежду на Зыбицкой. Cнова заглядываем в подвальные окна Bread&Vine. Пока мы наверху сидели в одиночестве на тронах, тут продолжалась жизнь и веселье, как на кухне прислуги в аббатстве Даунтон или на нижних палубах «Титаника».
 
 
 

 

 

 

 

Винный шкаф

ул. Революционная, 30

 

 

 

 

Instagram/vinshaf_minsk

 

 

 

 

 
 
 
 
Когда этот бар только открылся, я без задней мысли написал у себя в фейсбуке небольшой критический комментарий к их винной карте, которую увидел в интернете. И в тот же день получил полное упреков сообщение от управляющего, включая выражение «махнуть кулачком в комментариях». Я подивился такой клиентоориентированности, и на этом мои отношения с «Винным шкафом» закончились. Разве что я иногда заходил на их страницу в соцсетях, где висели фотографии с разудалых вечеринок и просьбы к посетителям не воровать пледы. В первые месяцы работы «Винный шкаф» еще пытался организовывать какие-то винные дегустации, но дальше все заглохло, и там стали просто пить и танцевать.
 
Сегодня тут оживленно, но меньше всего это похоже на вечеринку слуг. Вокруг роскошно одетые и хорошо выглядящие девушки, которые заметно много вложили в свою внешность. Их шубы висят на вешалках у входа. Господа разной степени состоятельности затаились по одному и компаниями. Сразу и не скажешь, кто из них способен утянуть плед. Громко играет живая музыка – какие-то латинские ритмы, там-сям раздаются крики. Это все напоминает то ли старую «Шайбу», то ли школьную дискотеку, где мальчики и девочки сидят порознь, делая вид, что никто никому не нужен, и ждут, когда объявят медляк. Но его все нет, потому пока приходится накидываться вином. Воздух буквально наэлектризован ожиданием. Это не тот бар, где хочется спокойно и предсказуемо посидеть с любимыми людьми. В «Винный шкаф» толкают экзистенциальное одиночество в паре с надеждой, что все еще образуется, хотя бы на один вечер. У всех тут какая-то цель – и у мужчин, что сидят в одиночку или по трое, и у женщин, чьи шпильки длиной больше напоминают шампуры для мяса.
 
 
 

В «Винный шкаф» толкают экзистенциальное одиночество в паре с надеждой, что все еще образуется, хотя бы на один вечер. У всех тут какая-то цель – и у мужчин, что сидят в одиночку или по трое, и у женщин, чьи шпильки длиной больше напоминают шампуры для мяса.

 

 

 

Шумная атмосфера не предполагает вдумчивого общения с вином, но мы все равно изучаем карту и вяло терзаем бармена расспросами. Вина тут немного спорно поделены на «легкотельные», «полнотельные» и «ароматные». Цены кажутся выше, чем в двух предыдущих барах, хотя бокал самого простого чего-нибудь обойдется в 8 рублей. Самое дорогое вино тут ожидаемо шампанское – 350 рублей за бутылку всем известной женщины, потерявшей мужа. Выбор не такой уж и маленький, но непонятно, зачем он тут нужен. Разве что предложить вино для кошелька любой щедрости. Тут даже бутылки просекко нескольких размеров, и тот, у кого есть 300 рублей, запросто может выпустить пену из трехлитрового гиганта.
 
Здесь нам тоже дают несколько вин на пробу. По рекомендации немного механистичного бармена у нас в бокалах оказываются испанское красное и белое по 8 рублей из бутылок с пластиковым купидоном на горлышке. Кажется, будто сама атмосфера этого места пытается втянуть нас в свою игру. Вина в одинаковых и дешевых бокалах из толстого стекла, но свежее, чем в предыдущем баре: благодаря многочисленной публике самые недорогие позиции вряд ли будут застаиваться.
 
Закусить можно сыром за 5-7 рублей, сет из брускетт обойдется в 40, за 16-18 предложат порцию тальятеле, за 32 рубля – запеченных устриц. Есть мы не хотим, и вообще нам тут ничего ни от кого не нужно, справятся и без нас, потому идем в следующий бар.
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Свободы4

пл. Свободы, 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Кате в этом баре всегда нравилось, что он дог-френдли и можно брать с собой ньюфаундленда Берни, а я любил бывать тут с друзьями на вкусных воскресных бранчах. Но потом произошла одна неприятная история, бар не захотел даже дежурно извиниться, и я зарекся когда-либо сюда приходить. Редакционное задание вынуждает меня нарушить обещание.
 
Как и в Vinum, сразу же приносят воду. Первое, что бросается в глаза – здесь совершенно другие люди, они все кажутся красивыми, хотя возможно, это уже говорят три предыдущих бокала. Видно, что посетители «Свободы4» одеваются не в салоне шуб на Ждановичах, а на дизайнерских маркетах, и сами при этом вполне могут оказаться дизайнерами, фотографами, пиарщиками или кем-то вроде того. Даже лица все кажутся смутно знакомыми. Их можно встретить на том же кинофестивале, куда приходишь сам, концерте, выставке. Если в Минске и есть то, что можно назвать «креативная тусовка», то она определенно здесь. За полчаса до закрытия в «Свободе4» расслабленная атмосфера, которой я поддаюсь настолько, что даже забываю заглянуть в карту с белыми винами.
 
Раздел с красными не выглядит очень большим, сгруппирован не по странам, а по стилям, как их видят в баре. Разделы «легкие и фруктовые», «пряные и согревающие», «мощные и комплексные», «породистые и элегантные», возможно, дадут подсказку новичку, но могут запутать того, кто ищет что-то конкретное. Абсолютно все бутылки, у которых есть корковая пробка, наливают с помощью все того же Coravin. С одной стороны, вина всегда остаются свежими, а с другой – даже самые бюджетные позиции становятся дороже, потому что баллоны с газом для Coravin не так уж дешевы. Самые простые из красных обойдутся в 10 рублей за бокал, что больше, чем в предыдущих барах. Самая дорогая бутылка родом из южной Италии стоит 128 рублей. Больше только портвейн категории LBV– 142,5 рублей.
 
 
 

Видно, что посетители «Свободы4» одеваются не в салоне шуб на Ждановичах, а на дизайнерских маркетах, и сами при этом вполне могут оказаться дизайнерами, фотографами, пиарщиками или кем-то вроде того.

 

 

 

В этом баре Катя так же остается верна легенде «белое цветастое, чтобы щипало язык». Молодой официант, по традиции «Свободы4», начинает с самых дорогих вин, предлагая шабли за 20 рублей. Он подробно описывает его немного буклетным стилем, упоминая даже минеральные почвы региона. Видно, что в собственной винной карте он разбирается хорошо. Мы задаем еще несколько глуповатых вопросов про шардоне и хересы, но он справляется и с ними.
 
В итоге Кате приносят бокал австрийского рислинга за 15 рублей, а мне южно-итальянского выдержанного красного за 16. Сами бокалы – хорошей фирмы Spiegelau, как и в Vinum. Официант предлагает взять к вину сыра. Согласись мы, потратили бы еще 5-7 рублей за 40 грамм. Полукилограммовая сырная тарелка обошлась бы в 37 рублей, оливки в 3,5. Основательно поесть тут тоже можно. Свиную грудинку в пряной глазури с копченым картофельным пюре предлагают за 14 рублей, ризотто из ячменя с лесными грибами – за 12. Среди закусок есть брускетты от 7,5 до 10 рублей и малосольный лосось с муссом из хрена за 11 рублей.
 
Каким-то образом «Свободы4» удается быть одновременно и кафе с едой, и тусовочным местом, где пересекаются люди и проходят вечеринки. При этом в баре уделяют внимание и вину. Даже немного жаль, что я никогда сюда не вернусь.
 
 
 

 

 

 

 

Tappo del Vino

пр-т Победителей, 119

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Недавно открывшийся бар располагается далеко от центра, около «Минск-Арены», потому в тот же вечер попасть в него не удалось. Его владельцы в единственной публикации рассказывали, что, создавая винное заведение, они не пользовались услугами профессиональных сомелье, а полагались на собственную интуицию. Было очень интересно посмотреть, что же у них вышло.
 
Город рядом с «Минск-Ареной» уныл. Широкий проспект, серые новостройки, некоторые еще не завершены. Парковки и пустыри, подъемные краны, а там еще немного и до МКАД. Даже не верится, что тут, в белорусской действительности под салоном сантехники и плитки, может обнаружиться заведение с итальянским названием Tappo del Vino.
 
Бар совсем крохотный. Четыре маленьких столика, один побольше, несколько стульев у барной стойки – вот, пожалуй, и всё, хотя к потеплению обещают летнюю террасу. Виды с нее будут открываться мрачные, но сейчас внутри камерно и уютно. На каждом столике – по бутылке недешевой итальянской воды и стаканы, но, если попросить, нальют и бесплатно из-под крана. Вечер понедельника – не лучшее время для посещения баров, тем удивительнее, что мы не единственные гости, в углу, трогая свои бокалы за неприличные места, расположилась еще одна пара. Из колонок доносится какой-то современный поп.
 
Вин по бокалам тут меньше десятка, остальное продается бутылками, которые даже можно брать навынос по специальным ценам, что впрочем, все равно выйдет дороже, чем в магазине. Бармен очень подробно и понятно рассказывает о винах, которые продаются побокально. Мы останавливаемся на новозеландском совиньон блане за 10 рублей и выдержанной Риохе за 12.
 
 
 

Просто маленькое изящное винное место, куда приятно будет забежать и на чашку кофе. 

 

 

 

Самый дешевый бокал тут стоит 8 рублей, за эту сумму можно взять неплохой негроамаро или парочку белых на выбор. Самая ценная бутылка – белое бургундское за 240 рублей. Цены кажутся ниже, чем в предыдущих барах, но в самой винной карте странные перекосы в сторону красной Тосканы и той же белой Бургундии, что, скорее всего, просто отражает вкусы владельцев заведения, которые, например, полностью исключают французские красные. Сама карта читается удобно, вина сгруппированы по странам и отдельно вынесены регионы – так еще сделано только у «Хорошего года».
 
Открытые бутылки тут укупоривают вакуумной пробкой. И если совиньон блан приносят свежим и прохладным, то мое красное слишком теплое. Судя по аромату уваренных ягод и отсутствию заявленного дуба, вино уже много повидало на своем веку после того, как его открыли. Бокалы тут, как в «Хорошем году» – топовая фирма Riedel, но красное и белое приносят в одинаковых. Вряд ли здесь пользуются отдельными бокалами для каждого сорта винограда, хотя над барной стойкой я успел заметить специальную посуду для портвейна и хереса, что уже приятно.
 
Из еды – только холодные закуски и брускетты. Рубленый норвежский лосось с каперсами, оливками и корнишонами стоит 15 рублей. Столько же обойдется тартар из филе говядины или ростбиф с клюквенным соусом. Сырную тарелку предлагают за 33 рубля, оливки – за 5, брускетты – от 7 до 9 рублей.
 
Бармен неожиданно душевно прощается за руку. Если бы не вялое теплое вино в моем бокале, заведение оставило бы только положительные впечатления. Просто маленькое изящное винное место, куда приятно будет забежать и на чашку кофе. Видно, что владельцы старались, создавая уют, бар очень контрастирует с районом за окнами. Если уж уходить во внутреннюю эмиграцию от окружающей действительности, то я – за винную.
 
 
 
 

 

 

 
 

Фото: Кирилл Дубовский, Instagram/vinshaf_minsk, John Canelis for Unsplash

Поделиться
Теги
Сейчас на главной
Показать еще   ↓