Электрик-ретард и еще 4 развлечения на выходные

Что послушать, посмотреть и почитать в эти чудесные выходные.

 

 

 

 

 

Альбом «Life on Earth»

Summer Walker

 

LVRN/Interscope Records

 

 

 

 

Популярные артистки, исполняющие современный R’n’B, в последнее время делают это либо с упором на женскую «мощь» (как Бейонсе Ноулз), либо с упором на интровертную интеллигентность (как Соландж Ноулз), либо с упором на оба эти качества сразу (как SZA). Можно ли петь о роковом влечении и любовных муках «мощно» и «интеллигентно» – вопрос открытый, но факт состоит в том, что уязвимо и отчаянно поют о любви всё более узкий круг артисток. Да, есть Билли Айлиш, но она, чёрт подери, школьница; есть Кейлани, но она, хм, не гетеросексуалка...

 

Получается, что самой большой R’n’B-звездой современности, поющей трагичные и сексуальные в классическом голливудском смысле любовные песни является Саммер Уокер (окей, я в курсе, что аргумент про негетеросексуальность делающей нечто подобное и более популярной Кейлани довольно слабенький и, может быть, даже для кого-то обидный, но это просто отговорка, а правда состоит в том, у Саммер Уокер в одной обложке альбома больше стиля и характера, чем во всех дискографиях школьницы и негетеросексуалки, – sorry not sorry). В прошлом году Уокер выпустила великолепную пластинку «Over It», каждая вторая строчка которой по версии ютюберских комментаторш превратилась в отдельный mood, а в этом месяце опубликовала новый EP «Life on Earth», в котором продолжила в равных долях самоуничижительно и соблазнительно гнуть свою линию.

 

После вышесказанного может сложиться впечатление, что Саммер Уокер – это довольно однообразная исполнительница, артистка одного образа, но такая трактовка предельно далека от правды. В реальной жизни она настоящий хамелеон, органично лавирующий между образом нахальной гопницы с вышеупомянутой обложки и образом самой зажатой девушки на вечеринки из мема. На альбоме «Over It» Уокер чередовала томный косплей Эми Уайнхаус («Любовь – это безнадёжная партия, поэтому я лучше просто буду шлюшкой») и невозможно кроткий дуэт с Дрейком («Девушки никогда не скажут, что им нужно, / Девушки никогда не скажут «сейчас»).

 

И даже на новом пятитрековом EP певица умудряется продемонстрировать чуть ли не пять совершенно разных граней своего образа. В песне о конце отношений «Let It Go» заплетающимся языком самоанализирует: «Не хотела чувствовать себя мёртвой и сказала, что ухожу / Думала, что ты будешь настоящим / Думала, что ты мне подойдёшь». В ностальгической любовной балладе «SWV» тишайшим голосом, на ушко воркует: «Ты же, ты же, ты же… / Меня ни за что не бросишь». В игриво отвергающем дуэте с PARTYNEXTDOOR Саммер с первых строк нежно дуется: «Моя юность пролетела в эконом-классе / Теперь мы повзрослели и ты мне что-то доказываешь / Чё ты мне доказываешь, а?». В самом откровенном и эротичном треке диска «White Tee» Уокер пищит аниме-голоском: «Иди ко мне, ломаться кончай / Знаю, ты хочешь на меня кончать». Наконец, в эмоциональном финале певица выступает в своём любимом жанре пропетого на весь мир саморазрушительного признания: «Не понимаю, как ты имеешь меня так крепко / Наверное, у меня просто никогда ещё не было реального ниггера с района».

 

Лишь двух вещей Саммер Уокер в своих песнях не делает никогда – не исполняет строки о счастливой и несчастной любви сильным, «мощным» вокалом и не подменяет эмоциональную прямоту интеллигентскими музыкальными коллажами (за все единообразные, дорого звучащие трэп-биты на альбоме ответственен бойфренд Уолкер London on da Track). И если даже короткий EP (который, будем честны, больше тянет на пять хороших бонус-треков к великолепному прошлогоднему альбому, нежели на полноценное художественное высказывание) показывает певицу настоящей многогранной звездой, то дело здесь не просто в отсутствии конкурентов внутри избранной жанровой вариации, а действительно в большом таланте и потенциале.

 

Никита Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фильм «Мальчик русский»

Режиссер Александр Золотухин

 

 

Ленфильм

 

 

Лопоухий новобранец Алёша моментально становится посмешищем перед другими, более взрослыми и мужественными солдатами на фронте Первой мировой. Алёша с детским любопытством тянется ручками к чужим медалям, слишком спешно прячется от пролетающих самолётов, совсем невпопад играет на поломанной гармошке… В первом же бою в результате газовой атаки заглавный «мальчик русский» лишается зрения, но умоляет медбрата не отправлять его назад в деревню, после чего становится «слухачом» полка – прислушивается к приближению врага в небе через огромное железное ухо.

 

Если реализм в кино – это изображение реальности такой, какая она есть; а соцреализм в советском кино – это изображение того, какой должна быть идеальная социалистическая реальность, то школа режиссёра Александра Сокурова – это сочетание двух этих типов реализма, идеалистического и абсолютно приземлённого. Стремление не отходя от неприглядной правды жизни захватить как можно больше нежного, чувственного, доброго из быта можно было бы назвать, к примеру, «деликатным реализмом», и ученик Сокурова Александр Золотухин в своей дебютной картине «Мальчик русский» чудесным образом доводит идею такого «деликатного реализма» до самого пика.

 

Абсолютно трагическая история добровольца Алёши в исполнении Золотухина состоит из разнообразного числа отдельных, совсем не мучительных тактильных ощущений – товарищеской щекотки, пленных объятий, осторожных прикосновений, взглядов юных лиц, лишённых любых мыслей, в том числе и жестоких… В отличие от своего однокурсника-сокуровца Кантемира Балагова, который в военной драме «Дылда» коллекционировал ужасы и патологии, Золотухин дарит зрителю не одно длинное туше, а полифонию чувств – не случайно кино «Мальчик русский» снабжено документальными перебивками с репетициями современного оркестра, играющего произведения Рахманинова сбивчиво и асинхронно эмоциональному накалу сюжета. Золотухин как бы подчёркивает, что он и сам ещё юн, только разыгрывается: глядя на плотно смонтированные лиричные и батальные сцены, легко предположить, что и свой фильм он мог бы расширить до 2-с-лишним-часовой продолжительности, но не захотел. Ну что тут сказать, возможно, только в нынешнем концентрированном виде кино это и способно производить ошеломительный драматический эффект и рисовать колоссальные грёзы скрытого потенциала. Скромность красит.

 

Никита Лаврецкий

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

Сериал «Шучу»

 

 

Showtime

 

Во втором сезоне трагикомедии «Шучу» несчастный ведущий детских передач, скрывающийся под псевдонимом Джефф Огурчик (печальный, как никогда, Джим Керри), продолжает страдать и наблюдать страдания близких на новом уровне исступления и горечи.

 

Сначала Джефф сбивает машиной нового бойфренда своей жены и, не успев нарадоваться её слезам на собственном плече, оказывается вынужден пожертвовать печенью ради спасения соперника – операция сопровождается серией-сновидением, в которой эти мужчины благодаря общему органу внезапно налаживают духовную связь. Тем временем муж сестры Джеффа (её играет не менее великая, чем Джим Керри, Кэтрин Кинер) уходит к другому и в процессе развода супругам приходится делить не только дочь, но и созданных героиней Кинер кукол, задействованных в программе Джеффа, – оба развода (и сестры, и самого Джеффа) сопровождаются гениальной серией, исполненной в виде детской передачи-мьюзикла при участии Арианы Гранде, показанной в прямом эфире (слова «развод – это к лучшему» приводят по чёрным законам трагикомедии к казни руками силовиков филиппинской версии Джеффа Огурчика, который, разумеется, дословно воспроизводит сценарии оригинальных передач). Сын Джеффа Уилл, переживший потерю брата и распад брака родителей, становится одержимым идеей повернуть время вспять – в этой неблагодарной, безнадёжной миссии ему помогают случайные цифры, найденные в библиотечной книге. Наконец, отец Джеффа Себ переживает микроинсульт, после которого, страдая от деменции, становится жертвой мужчины-соблазнителя, притворяющегося его бывшей женой.

 

В отличие от первого сезона, складывавшегося в довольно трогательное, умеренно смешное высказывание о боли утраты и целительной силе чувства юмора, второй сезон пускается во все тяжкие и в основном демонстрирует лишь одно свойство – это просто очень и очень странный сериал. При желании и его, конечно, можно интерпретировать как сборник прописных истин психоанализа, метакомментарий о несчастной жизни самого Джима Керри или даже художественный манифест постиронии, но делать этого как-то не хочется – сама по себе хлещущая в каждой сцене красочная странность оказывается достаточным стимулом зрительского интереса во времена конвейерного производства «контента» и рекомендательных алгоритмов «Нетфликса». В том, что в эпоху бьющих рекорды массовости тайтлов из топа «Нетфликса» диковинный и экстравагантный кабельный сериал «Шучу» уменьшился в количестве зрителей сразу в десять раз между пилотом и финалом (после чего добился закономерного закрытия), тоже нет ничего удивительного, но всё равно от этого очень грустно.

 

Никита Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комикс «Electric Retard»

Эрик Вон

 

Eric 

 

 

 

 

Когда-то составлявшая костяк интернет-юмора шоковая комедия переживает не лучшие времена. В последние годы реальный карьерный ущерб понесли многие интернет-комики, шутившие на табуированные темы, – в диапазоне от героя самых чёрных пучин паутины Сэма Хайда до самого популярного ютюбера ПьюДиПая. В мире веб-комиксов королём кромешно чёрного садистского юмора остаётся Хуан Корнелла, но десять лет назад его нишей повелевал мизантроп Эрик Вон. На данный момент первый имеет три миллиона подписчиков в инстаграме и публикации в ведущих комикс-издательствах, а пейнт-стрипы второго уже много лет как забанены всеми возможными веб-хостингами и национальными цензурными комиссиями (впрочем, по законам интернета найти бэкапы и зеркала в гугле никому не составит труда). В чём же именно состоит принципиальная разница между работами двух художников?

 

Ответ на этот вопрос совсем не тривиален. Оба из них изображают насилие вообще без моральных ограничений (типичный комикс Корнеллы: беременная женщина получает огнестрельное ранение в живот, после чего баскетболисты передают ей мяч, чтобы она подпрыгнула и ребёнок выпал из утробы; типичный комикс Вона: мужчина среднего возраста похищает школьников, шьёт маску из их крайней плоти и устраивает чаепитие с игрушками). Оба шутят о педофилии (стрип Корнеллы: кардинал позирует с женой-младенцем и ребёнком – ещё одним младенцем, соединённым пуповиной с женой; педофильский стрип Вона: см. чуть выше). Оба касаются расовой темы (Корнелла: белый мужчина видит в телевизоре пухнущего с голода чёрного ребёнка, летит в Африку и достаёт из живота ребёнка арбуз; Вон: чернокожий директор школы вызывает в кабинет школьного маскота, которого собирается уволить за неполиткорректность, – маскот убивает директора и сообщает в школьный громкоговоритель: «Ниггер, ниггер, ниггер, ниггер!»). Да, подход к раскрываемым темам у двух авторов немного отличается: Корнелла красиво рисует во всех смыслах плоские (половина сюжетов – вариации на тему визуальных иллюзий, связанных с расположением панелей) стрипы, а Вон криво царапает объёмные, кинематографические сюжеты. Но всё-таки художественное исполнение едва ли должно влиять на легальность искусства, а значит своим опальным статусом Эрик Вон обязан всего лишь лицемерию публики.

 

В одном интервью знаменитый комедийный актёр Сет Роген так очертил границу между смехом и ощущением неловкости при столкновении с неполиткорректным юмором: дескать, до тех пор пока аудитория понимает, что комик осознаёт границы допустимого, комику не обязательно придерживаться этих самых границ – самого факта осознания рамок приличия достаточного для успеха неприличного номера. По такой логике выходит, что шоковая комедия вообще не может быть недопустимой – ведь невозможно шокировать публику, не будучи в курсе табу и, соответственно, границ шокирующего. Ну а пока все в мире борцы за нравственность не поняли этого простого факта, любые запреты работают лишь на адреналиновую эффективность шок-комедии – интересующиеся читатели и зрители, кажется, от этого только выигрывают.

 

Никита Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Röki»

 

 

United Label, CI Games

 

 

Огромный черный (без негатива) мохнатый монстр по приказу своей матери злой волшебницы проламывает крышу милого домика где-то в скандинавских лесах и лапищей хватает мелкого пацана. Обломки заваливают пьяного отца, поэтому на поиски брата отправляется его сестра-подросток в подвернутых штанцах и душераздирающей шапке с пумпоном. Силы девочки и взрослой волшебницы настолько неравны, что первое время мстительнице приходится в основном варить чаи троллям и искать, чем накормить говорящую лягушку в клетке, но скоро ситуация выравнивается.

 

«Röki» являет собой как бы новую точку в превращении видеоигр из самого гарантированного и вовлекающего развлечения современности в «искусство» в том понимании, в каком таковое представляют себе в глаза искусства не видавшие мещане. То есть в ней поднимаются Проблемы и обсуждаются Травмы. В финале на экране натурально на пару минут повисает голова злой волшебницы и начинает рассказывать игроку, что он подвел свою семью, и всегда подводил и никогда ничего не добъется, и прочее в таком же духе. Как на сеансе психотерапии, игрок должен встретиться лицом к лицу с детской травмой (все-таки девочки с пумпоном, а не своей – хоть тут игры пока дают продых), принять ее и отпустить. Важность момента только несколько портит тот факт, что если не прожимать «Enter» на окошке диалога, то девочка так и будет с бастеркитоновским глупым усердием бежать в повисшей паузе между вопросом и ответом хоть вечность. Все-таки поучения и нотации лучше выходят в тех видах искусства, где потребитель лишен возможности хоть на что-то влиять.

 

Все это, впрочем, никак не мешает «Röki» быть хорошей игрой. Это очень свежая, начисто лишенная ностальгии по классике жанра головоломка, где постоянно нужно запускать при помощи предметов из инвентаря какие-то механизмы, правильно располагать таинственные скульптуры, чтобы открылся тайный проход, обходить полкарты, чтобы найти мелочь из-за которой персонаж согласится сделать ерунду, от которой откроется сразу еще полкарты – и так далее. «Röki» использует наработки лучших симуляторов ходьбы 2010-х и превращает бег по снегу между сказочных, залитых зимним солнцем, опушек, мостов, заброшенных хибар, покосившихся церквей и прочего в чистое наслаждение, так что если вам вообще нормально решать головоломки в играх, то в этой удовольствие принесут даже и переходы между головоломками.

 

Антон Серенков

 

 

 

 

 

 

Обложка: Showtime

 
Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓