Эксперт по региональному стендапу, победительница конкурса эссе о молодости 2023 года, главный редактор телеграм-газеты Комедийный вестник Юля Нестеренко рассказывает, как дела в стендапе в Беларуси.
Я из Могилева, в школе стендап был моим самым простым способом кайфа: сольники легко найти в интернете с переводом или даже озвучкой, смотреть стендап можно без компании друзей, в конце концов, можно просто посмеяться. Старшая сестра моей подруги училась в Минске и рассказала нам, что Слава Комиссаренко курит траву, а еще в Минске комики выступают в барах на открытых микрофонах. Для меня все это звучало, как выдумка.
В СТЕНДАП
Там же я побывала на первом сольном концерте комика. Это были «Мысли и шутки» Андрея Райна. Комик Саша Кубарь как-то рассказал на подкасте, как он пришел в комедию. Он хотел сходить на концерт Долгополова, но не смог, а на следующей неделе в том же зале был концерт Андрея Райна, он сходил туда и понял: «Так я тоже могу».
Только спустя год в роли зрителя мне хватило смелости выступить на пьяном микрофоне – это формат проверки материала, где комикам для начала предлагалось выпить литр пива, а потом проверить шутки на зрителей, которые выпили явно больше.
Легендарный бар Койот, где начинали все легенды. На сцене легенда - я. Извините, я не Нурлан Сабуров, чтобы так себя вести.
Я позвонила комику Ивану Шумейко, который тогда организовывал открытые микрофоны в баре «Куба», и спросила, как выступить. Он сказал, что нужна какая-то справка. Я не поняла, что это шутка, пока он не сказал: «Я пошутил». Иван Шумейко рассказал, что в пятницу будет пьяный микрофон, запись в группе Вконтакте. Просто нужно было поставить плюсик, и ты в лайнапе.
На первое выступление зачем-то пришли шесть моих друзей.
Худшее, что может услышать начинающий комик: «Мы пришли тебя поддержать». Все было отвратительно: вечер, мое выступление, то, как я пыталась произвести впечатление на комиков. Ни литр, ни все пиво мира не поможет забыть этот позор. Как будто ты очень плохой актер, которому нужно было показать пародию на комика.
Еще через месяц снова записалась на открытый микрофон. Мы с моим другом и камеди бадди (напарник по сочинительству, которому можно показать шутки ещё до опенмайка, и он подскажет, что с этим всем можно делать) Яном Липаем кропотливо готовились предстать перед минским зрителем.
Бар «Жеваный крот», снова Юра Кирдун, рэгги-отбивка между комиками. Все прошло ужасно, в следующий раз на подготовку у нас ушло полгода. Потом мы поняли, что каждый раз после большого перерыва – как первый, поэтому надо чаще выступать и меньше загоняться.
СТЕНДАП В 2019-м
Хоть никто и не знал, как нас зовут, у нас была своя иерархия. Были опытные комики: те, кто до стендапа еще успели поиграть в КВН, на афишах их концертов писали «участник Comedy Battle и «Рассмеши комика», им хотелось нравиться. Были начинающие комики, которые регулярно то подтягивались, то исчезали, их хотелось поддержать и пожалеть. Еще были опытные люди, но начинающие комики. Например, Сергей Сарычев – взрослый мужчина, писатель, который какое-то время выступал в жанре моноспектакля Евгения Гришковца.
Этот стул в Жёваном кроте мы называли «здесь сидел Идрак».
Зритель «Жеваного крота» был готов к экспериментам: Саша Кубарь и Алексей Суханок поменялись сет-листами (список названий шуток, который комик расскажет) в честь своего 100-го появления на сцене; Сергей Горох, который не выступал уже тысячу лет, пришел рассказать историю студенческих лет, как на него составили протокол за то, что он вроде как показал свой мужской половой орган в метро.
В 2019-ом в Минске открылся первый стендап-клуб. Лицом клуба стал, кто бы мог подумать, украинский комик Андрей Щегель. Это был первый комик, который смог стать успешным в Беларуси: его узнавали, на концерты и шоу с его участием покупали билеты.
Слава Комиссаренко в Жеваном кроте в 2019-м.
С 2020-го
Незадолго до ковида в Минск вернулся комик Миша Калгин. Он 11 лет жил в Китае и выступал там со стендапом на английском языке. И вот приехал в 2020-ом и сказал: «В Беларуси нет стендапа». Тогда он стал заниматься организацией англоязычных микрофонов в Минске, где выступали комики и иностранцы, которых Миша просто находил где-то почти на улице. В зале были в основном студенты иняза. В «Корпусе» Миша Калгин договорился делать концерт комиков с угарным названием «Первый стендап в мире». Там должны были выступить Миша Калгин, Юра Кирдун, Ян Липай, Илья Шлимаков и я.
Я очень переживала, что никто не купит билеты на нас, потому что в этот же день в Минске был назначен еще и концерт Хаски. Потом Хаски перенес концерт из-за ковида, и я радовалась, что мы не будем конкурентами рэпу. Но наш концерт тоже перенесли, а потом и вовсе отменили. Пришлось всем десяти, или сколько их там было, зрителям вернуть деньги.
Миша Калгин чуть позже поехал в Киев, Щегель туда же. Девочки-комики Саша Борсук и Саша Пашкевич подружились и поехали вместе покорять Москву и работать репетиторами английского языка. Саша Ермоленко тоже поехал выступать в Москву и продавать айфоны на Горбушке. И наконец-то в 2021-м в Москву уехали звезды – Максим Заяц и Сергей Горох. Я один только раз в жизни была ведущей микрофона в баре DIY. И зачем-то сказала перед тем, как пригласить следующего комика Максима Зайца: «Сейчас будет выступать комик, которого мы не ценили, поэтому давайте ценить тех, кто выступает сегодня, потому что однажды они могут оказаться на ТНТ». Мне до сих пор очень стыдно за эту нравоучительную речь.
У нас с друзьями было стендап-объединение и открытый микрофон в баре DIY. Договоренность с баром была такая: мы проводим мероприятие и забираем 10% выручки, а еще ставим на выходе ведро для донатов. Один раз нам положили в него пять тысяч российских рублей. Мы сначала долго разбирались, может, эта какая-то ошибка, пытались найти владельца этих деньжищ. Обычно в ведре не было и 50 рублей, а тут целых 150 и одной бумажкой. Эти деньги мы потратили в суши-баре на Революционной.
До ковида открытые микрофоны были каждый день. Иногда два или три в один день. Комики, и я в том числе, гоняли одни и те же шутки изо дня в день, из заведения в заведение без каких-либо изменений. Я столько раз слышала материал других комиков, что могла сама выступать с ним. Это был День сурка, мы в большинстве своем постоянно валили бест, свой лучший материал, на рядовых открытых микрофонах и не могли выбраться из зоны комфорта. Потому что старое заходило лучше нового, а если люди в зале не смеялись, то мы уже знали: это проверенная шутка, а значит, хорошая. Это с ними, что-то не так. Это просто тяжелый зал.
Зрители не смеются – плохо, зрители смеются – тоже плохо. Недавно на открытом микрофоне лейбла «Стендап в Кубе» Влад Пуцыкович не мог рассказать бит про отношения, потому что зрители не могли остановить смех после слов: «У меня есть девушка». Эти же люди посмеялись с шутки другого комика: «Тяжело смотреть порно. Особенно тем, кто едет со мной в трамвае». Чаще всего зрители сильнее смеются, когда комики говорят какую-то отсебятину между шутками, чем над самим панчлайном шутки.
Тяжело не использовать какие-то комедийные клише, когда знаешь, что это до сих пор смешно в Минске. Ну как тут не ответить зрителю что-то типа «моя мама сегодня в зале», если он тебе нагрубил? Всегда были и будут не очень комики и так себе зрители.
ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Лучшая площадка сейчас – Standup Bar v cube на проспекте Партизанском. Про худшую площадку для стендап-мероприятия у каждого есть своя история. У моего друга комика Влада Пуцыковича – это пиццерия «Сказочный замок». Влад успел сказать три шутки, потом сказал что-то про Шабаны, и нетрезвая женщина-хеклер начала защищать свой микрорайон. Официантка транслировала все это в инстаграм. Я спросила у Влада, что было не так, он ответил: «Звук ужасный. Женщина орёт. Пиццу не поел».
Я как-то рассказала шутку во время диджей-сета. Я играла на вечеринке «На радостях» в баре «Коммуна» на Октябрьской. Там собрались все сливки, и надо было объявить, что сливкам, которым нет 18 лет, придется покинуть бал после 23:00. Мне дали микрофон для объявления и, конечно, я не могла сдержаться и рассказала свою лучшую на тот момент шутку про внутриматочную спираль моей мамы (она на видео внизу). Честно говоря, смеха особо я не услышала, но это был хороший опыт. Я поняла, что есть не время и не место для стендапа.
Мы с ещё двумя комиками выступали в школе родительства Ева Клиник для беременных. В маленькой комнате без микрофона. Можете считать это моим непрофессионализмом, но когда в руке нет микрофона, выглядит стендап очень тупо. В начале мероприятия нас спросили: «Вам поставить музыку на фон?» Наверное, они думали с музычкой повеселее будет. Ещё спросили, нужен ли будет проектор для презентаций и попросили подписать акты выполненных работ. Я люблю выступать на таких мероприятиях, где есть немного абсурда, можно тоже повалять дурака и относиться ко всему не слишком серьезно.
В МИНСКЕ
Проблема была ещё в том, что на открытых микрофонах всегда выступал кто-то в первый раз, кто-то с новым материалом, кто-то со старым, который не заходит ну никогда. А мне хотелось, чтобы они увидели только лучшее, только самое смешное от моих фаворитов. И за это нужно было заплатить. Билет на мероприятие стоил от 5 рублей, иногда 10, cейчас уже 20. Столько мои друзья готовы были отдать, чтобы сходить на вечеринку с диджеями, но не за вечер стендапа.
Лёша Ляшенко – альтернативный комик, он любит клоунаду и мистера Бина. Многим моим друзьям зашла такая комедия, хотя альтернативные комики часто оставались непонятыми на сцене в Минске. Люди в зале просто думают: «Нас обманули. Это не стендап. Где про такси?»
Красивая и творческая молодёжь выкупает стиль и всё необычное, поэтому народ собрался и на концерте Лёши в «Центральном». Мне тогда показалось, что чтобы быть смешным, нужно отказаться от классического стендап-монолога.
Пока мне проявляли фотографии стендап-концерта в квартире с этой плёнки, мы с Лешей успели поругаться.
Никита Сазонов организовывал вечер альтернативной комедии в «Тесла баре». Там комики могли выступать командами, как в КВН, могли выступать с реквизитом, показывать миниатюры. Я читала сценарий своего моноспектакля, как я провожу ночь с Кириллом Бледным в отеле «Ренессанс». Кирилл Бледный говорит мне, что мы не можем быть вместе, и я пытаюсь завоевать его сердце с помощью пародии на Жанну Агузарову. C прищепкой на носу я пела песню «Старый отель» и аккомпанировала себе на укулеле. Восемь минут выступления в тишину. Я выступала с ним дважды одинаково плохо. В первый раз хеклер выкрикнул мне: «Что ты куришь?» Никто не понимал, что я пыталась сделать. И я завязала с альтернативной комедией.
ПРЯМО СЕЙЧАС
Все это, наверное, говорит о том, что минские комики – лучшие комики в мире, потому что они научились шутить без проверки материала. Открытый микрофон в «Жеваном кроте» все еще проводится по воскресеньям, но, не по-зумерски будет сказано, «Крот» уже не тот.
Открытые микрофоны стали не такие уж и открытые. Если раньше на афишах писали, что выступить может любой желающий, то сейчас эту надпись убрали.
Сейчас, чтобы проверять шутки в стендап-баре, нужно быть комиком с гастрольным удостоверением. Процесс такой: ты отправляешь свои шутки организатору мероприятия, он показывает их Минкульту, тебе дают разрешение выступать. Возможно, и необходимость проводить опенмайки отпала, потому что теперь можно проверить шутки аж на Минкульт.
Появились квартирники
Комики находят площадки, куда можно позвать друзей друзей и выступать там, как раньше. Без цензуры. Без ограничений. И даже читать рэп. Кто-то настолько любит стендап, что готов выступать перед друзьями, лишь бы хоть где-то и без гастрольного удостоверения.
Лайнап одного из таких мероприятий выглядел примерно так: выступление комиков в жанре стендап, лекция про новую теорию юмора с иллюстративной презентацией, антракт на общение, далее баттл-рэпер читает свои любимые анекдоты, следующий МС диссит черный квадрат Малевича, черный квадрат Малевича кидает ему ответку в лице этого же МС, афтепати.
Например, на одном из квартирников комик читал шутки из блокнота, на обложке которого было написано слово «Амбиции». Там было 260 ванлайнов, шуток в одну строку, или просто забавных вещей, которые он написал еще до того, как начал выступать. Как-то он задумался, cколько шуток нужно для сольного концерта, посмотрел сольник Тейлор Томлинсон и посчитал – 260. Одна из 260 в блокноте нашего комика звучит так: «Ты можешь переспать с Барби? Yes. I can (Кен)». Эту и многие другие шутки из блокнота вы никогда не услышите на опенмайке.
Сколько зарабатывают комики
Минские комики постоянно гастролируют: Витебск, Гродно, Слоним, Орша, Пинск. В регионах билеты на шоу стоят 10-15 рублей. 80% доходов уходит на налоги и другие расходы. ИП на деятельность, способствующую проведению культурно-зрелищных мероприятий, само себя не прокормит. Может прийти 80 зрителей, а может 20.
В среднем за сольный концерт зарплата комика – 150-600 белорусских рублей в зависимости от площадки, расходов и известности комика. Если задаться такой целью, то в целом можно жить на стендапе, но большинство комиков предпочитает совмещать стендап с основной работой и иногда выгоранием. Среди минских комиков, например, есть два действующих врача и два айтишника. Есть еще комик-таксист. Была куча свадебных ведущих, сейчас поменьше. Остальные не знаю, кем работают, но Миша Саядян делает стулья. Саша Марчук на Комаровке взял две точки овощей и продает там урожай родителей. Но он больше и не выступает, потому что бизнес – дело такое.
Сейчас в Минске выступает порядка 30 комиков. Это все, кто выжил и не уехал
Если появляются новые лица, то это, скорее, те, кого мы просто успели подзабыть. Если комик абсолютный фреш, то через пару месяцев, если постараться, он может получить все, к чему другие комики шли долгие годы – выступать за деньги и записывать материал для рилс в инстаграме.
Чтобы понравиться минскому зрителю, нужно стать медийными. А чтобы стать медийными, нужно понравиться минскому зрителю. Замкнутый круг. Одно время в Минске выступал комик Баха, который начал строить карьеру на том, что внешне он похож на Нурлана Сабурова. Людям такой прикол очень зашел.
Но мне хочется верить, что белорусские комики – со своим приколом, послушать их шутки и раскусить этот прикол можно на ближайших мероприятиях, потому что пересказывать шутки – все равно что петь английские песни на своем выдуманном языке.
Вот мой топ-10 лучших комиков Минска прямо сейчас
Юра Кирдун. У Юры Кирдуна есть сольный концерт «Жижа» на ютубе, где он выступает в кроксах. Возможно, самый глубокий и депрессивный концерт белорусского стендапа. Юра Кирдун когда-то вел свадьбу Макса Коржа, и хочется отметить, что материал комика, как и исполнителя, способен затронуть струны души простого пацана, которого еще не испортил шоу-бизнес. Больше всего мне запала в душу шутка, что мама говорит тебе, что делать: искать девушку, жениться, рожать детей – а что с этими всеми людьми потом делать, мама потом не говорит.
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Фото: личный архив Юли Нестеренко