Крадешься и попадаешься: найден самый грустный фильм минского кинопроката

«Охотник на лис», номинированный на всевозможные «Оскары» новый фильм автора «Капоте» и «Человека, который изменил все», теперь идет и в Минске. Лучшая возможность для поэтического уныния.

Эксцентричный аристократ предлагает молодому и отчего-то сердитому на жизнь олимпийскому чемпиону по вольной борьбе тренировать вместе американскую команду. Быстро выясняется, что их многое связывает: несчастливое детство, отсутствие дружеских и любовных связей, измотанность собственными успехами, наконец, любовь к отчизне. От завязавшейся дружбы один получает суррогатного отца, другой – возможность самому как бы стать отцом и исправить ошибки, допущенные собственными родителями. Однако, как может заметить любой человек, едва взглянув на постер фильма, ничем хорошим эта история не заканчивается.

 

 

«Охотник на лис» выглядит в пересказе как идиотская комедия, да даже по отдельности большинство сцен в пересказе подошли бы какому-нибудь фарсу. Похожий на графа Дракулу в кроссовках миллионер из семьи, славной разведением лошадей, назло родителям увлекается спортом, где молоденькие, похожие на большие румяные пирожки парни тискают и валяют друг друга по полу. Потом он сам участвует в таких соревнованиях (сам же их и спонсирует), побеждает пенсионеров, поддающихся за подсунутые секретарем миллионера деньги, и идет просить у старушки-матери разрешения поставить выигранные медальки на полке в трофейной комнате. Мать соглашается, но между делом спрашивает, можно ли в таком случае уже отдать музею его детскую железную дорогу.

 

 

Роль миллионера Дюпона в этом комедийном варианте фильма играл бы, конечно, тот же самый Стив Кэрелл. Сколько минских школьниц еще не поверят постеру и пойдут на фильм со Стивом Кэрэллом и Ченнингом Татумом, как на комедию? Сцена, где Татум, играющий борца Марка Шульца, под кокаином пытается выучить слова «филателист, орнитолог и филантроп», по своей истерически смешной неуютности легко бьет лучшие моменты сериала «Офис». Мелирование Татума где-то в середине фильма; пара секунд, где он безо всякой причины, просто от избытка сил, залезает на бронетранспортер и в своих мешковатых трениках подпрыгивает на люке; лицо, с которым он оглядывает младшеклассников, пришедших послушать речь о величии Америки – все это материал для чего-то очень смешного.

 

 

Главная, мертвецки мрачная шутка фильма в том, что вся эта галиматья не выдуманная, все это правда и случилось на самом деле. Джон Дюпон не просто существовал, он умер всего пять лет назад и оставил после себя часы видеопленок, изданные книги и множество свидетельств очевидцев. Стив Кэрелл ничего не выдумал, он просто честно вызубрил повадки этого человека. Режиссер Беннет Миллер взялся за историю Дюпона и Шульца чуть не десять лет назад и сразу видел ее в духе «Короля комедии» –  страшного и неуютного фильма о полнейшей белиберде. Участники и просто интересующиеся, постоянно его поправляли: настоящий Шульц, не киношный, недавно устроил в интернете истерику по поводу того, что намеки на гомосексуальную связь его и Дюпона оскорбительны. Много говорилось, что причиной трагедии, разворачивающейся в конце фильма, вообще не были отношения Дюпона с борцами, что Дюпон давно сходил с ума, и Миллер вообще не туда смотрит весь фильм. Однако реальность каждый раз на все возражения включала оглушительный закадровый смех. Шульц пару недель как называет «Охотник на лис» своим любимым фильмом. Дюпон перед смертью завещал похоронить его в борцовском трико и положить в гроб его пародийные медали, а все состояние завещал любимому болгарскому борцу.

 

 

Наудивлявшись и отсмеявшись, начинаешь понимать, для чего, собственно, Миллер так тягуче выстраивает кадры, что он силится показать. «Что-то не клеится», «почему-то ничего не работает». Дюпон, потомок людей, в буквальном смысле создавших Америку, с юности хочет не отставать ни в чем от своих предков, соответствовать своему имени. Он, с детства обеспеченный на много жизней вперед, становится орнитологом, финансирует множество научных проектов, сам ездит по всему миру, пишет книги. Он искренне любит спорт: самый старый видеодокумент реального Дюпона – маленький телесюжет о его подготовке к десятиборью. Можно сказать, что для него борцы – то же самое, что для его матери лошади. Однако Дюпон принимает совершенно чужих и чуждых для него молодых простолюдинов близко к сердцу, именно его вовлеченность в их такую незнакомую ему жизнь и приводит к страшному финалу. Можно увидеть в увлечении стыдной для аристократа борьбой подавленную гомосексуальность, а можно – и совершенно недвусмысленное желание подражать традициям античности. Современный спорт придумали в конце 19-го века именно вот такие Дюпоны и именно из желания возродить лучшие идеи прошлого.

 

 

Почему так несчастен Марк Шульц? Неужели развод родителей и детство без друзей нельзя возместить потрясающими успехами (Шульц и поныне один из самых успешных борцов в американской истории)? Неужели та очевидная сила духа, которой хватило ему для спортивных побед, не распространяется на человеческие отношения, на личное счастье? Почему роскошный, устроенный с удивительным умом и чувством прекрасного дом Дюпонов не может дать приют своему хозяину? Почему опыт многих поколений Дюпонов, их занятий благотворительностью и их общественной жизни оставляет Джона Дюпона посреди современной жизни в совершенной растерянности? Есть ли вообще какой-то прок от прошлого, от жизни Дюпонов, родителей Шульца, если два героя «Охотника на лис» так одиноки и от всего отчуждены? И если наследство ничего не дает, то зачем и Шульц, и Дюпон так ищут замену своим отцам? Миллер смотрит и смотрит, все пристальнее с каждой сценой, в эту историю, но ответов не дает и, как признается в интервью, сам не знает.

Самый внимательный зритель и случайно забредшие не на тот фильм школьницы вынесут в смысле положительной жизненной программы из «Охотника на лис» примерно поровну. Аристократ и туповатый борец, как утверждает фильм, тоже в жизни разбираются одинаково.

 

 
 

Фото: Sony Pictures Classics

Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓