Скоро в Минске заработает «Добры ровар», бесплатный прокат велосипедов. Редакция «Как тут жить» поговорила с одним из организаторов проекта Кириллом Кудравцом, чтобы выяснить, как реализовать большую идею почти без денег.
– Расскажите, как вам в голову пришла идея бесплатного велопроката.
– Я занимался в Школе экологического активиста. В школе три уровня: первый – за городом по выходным, второй – десять дней в лесу, и третий – для совсем счастливчиков в Чехии. Сейчас в школе как раз набор, кстати. Я и мой друг Игорь Иванов были в Чехии по программе этой школы, и в Праге мы увидели, что почти везде стоят розовые велосипеды. Мы заинтересовались, потом познакомились с организаторами этого байккроссинга: у них приложение стоит 10 евро и участвовать в этом могут только те люди, которые отдали свои велосипеды проекту. Можно строить все на коммерческой основе, но мне приятнее работать бескорыстно. Мы повесили «Вконтакте» объявление, что примем в дар любые велосипеды и запчасти. Первый велосипед отдал друг Игорь, а вообще нам уже передали 45 великов, мы их активно чиним, сейчас уже починили 15, потом покрасим. Розовыми мы делать их не будем, у каждого будет своя концепция, профессиональных художников тоже пригласим. Проект начинали вдвоем, сейчас нас уже пятеро, но помощь нам пригодится – так что если вы хотите порисовать, приходите к нам в «Гараж 38», кисточку дадим, все покажем. Даже если кто рисовать не умеет, попросим полностью покрасить велосипед или сделать обводку по трафарету.
– А какие вам велосипеды дарят? Поломанные?
– Дарят всякие, и хорошие горники, и просто болтики приносят. Существует «Минское велосипедное общество», у которого есть бесплатная веломастерская «Гараж38». Мы со всеми посоветовались и написали план. Планируется, что у нас в первом кольце Минска будет примерно двадцать парковок, там будут велосипеды на кодовых замках U-Lock.
– Енот?!
– Не енот, а U-Lock. В отличие от тросиковых замков, он не так легко перекусывается. Чтобы получить велосипед, нужно зарегистрироваться на сайте, скорее всего, через скан паспорта, потом пользователю покажут на карте ближайший велосипед и дадут код от замка. Вернуть его можно будет на одну из наших парковок в течение или 24, или 12 часов, цифру мы пока обдумываем – не хочется, чтобы человек взял велосипед, немного покатался и оставил велик просто так стоять под подъездом, потому что время возврата не пришло. Систему разрабатывали волонтеры, в том числе ребята из Петербурга, у которых уже есть похожая система White Bikes – только там велосипеды оставляют прямо на остановках и без замка. На какие-то расходы вроде сайта и замков мы собираем деньги через страницу на «Маесэнс».
– А не переживаете, что велосипеды могут сломать?
– Переживаем. Поэтому у каждого велосипеда на сайте будет персональная история, что-то вроде «этот велосипед отдал нам Валера, он его очень любил. На велосипеде уже катались Катя и Наташа, у него уже были такие-то приключения, он много где побывал». Мы, можно сказать, очеловечиваем транспорт, чтобы он казался не просто набором запчастей, чтобы его не бросали под троллейбус только потому, что это не твоя собственность. Вообще наша глобальная цель – сделать велосипед видом транспорта, помочь решить транспортные и экологические проблемы. Многие люди копят на машину, а купив, разочаровываются, продают ее и пересаживаются на велосипед. У меня так много друзей поступили. Нам хотелось бы показать, что можно пропустить этап накопления денег на авто и разочарование, можно просто сразу пересесть на велосипед. И мы хотим продемонстрировать, что можно самостоятельно сделать успешный маленький проект. Ну и показать, что в Минске что-то хорошее может быть бесплатно. С каждым годом, по-моему, у нас количество бесплатного увеличивается, особенно много всяких образовательных проектов, всевозможных языковых курсов и экологических инициатив.
– А я вот видела у вас на странице «Вконтакте», что вы набрали в парке Горького каштанов и потом пошли с друзьями их сажать. И как у вас все прошло?
– Хорошо прошло, собрались вечером буднего дня и посадили, выбрали место, где люди не часто ходят. У нас было килограмма четыре желудей и полтора килограмма каштанов. Мы раньше думали саженцы сажать, но, мне кажется, с семенами все еще проще. Вот сейчас у меня подоконнике растут саженцы каштанов, кстати. Никаких согласований, чтобы посадить дерево в городе, не нужно – по крайней мере, пока вы не пойдете высаживать деревья на проспект, там все-таки «Зеленстрой» этим занимается. А уж во дворах или на пустырях это спокойно можно делать. Про Минск часто говорят, что он чистый и в нем много зелени, но посмотрите, где мы сейчас стоим – тут грязновато и зелени не видно.
– Вы вообще учитесь где-то? Работаете?
– Я работаю ассистентом в БГАТУ.
– Молодо выглядите для ассистента.
– Я просто побрился. У меня раньше была другая работа – был предпринимателем, пробовал организовывать курсы китайского, мой друг был преподавателем, потом он уехал в Китай. И я решил, что лучше займусь чем-нибудь экологическим, так от меня больше пользы будет. Пока мне все нравится, я не против работать за еду. Прежде мне очень нравилось работать волонтером в «Минском велосипедном обществе», меня туда друзья позвали. Еще в прошлом году я занимался школой велосипедного вождения – приглашали людей, которые по каким-то причинам не научились в юности ездить на велосипеде. Может быть, были какие-то психологические травмы, связанные с велосипедами, или просто не достался в детстве велосипед. В этом году эту школу открываем 2 апреля, снова всех зовем, все бесплатно. Мне кажется, за 30 минут человека вполне можно научить кататься. В прошлом году все прошло хорошо – к нам приходили не только парни и девушки, было много взрослых женщин и даже бабушек.