Что посмотреть, почитать, послушать в эти ветреные выходные.
Альбом «Coloring Book»
Chance the Rapper
Фильм «Морфий»
125 лет назад родился писатель Михаил Булгаков – один из самых неудачливых при жизни великих писателей межвоенной эпохи, но также, вероятно, самый хорошо сохранившийся и полностью понятный без особой подготовки (достаточно вспомнить, что Джеймс Джойс старше Булгакова на девять лет, а Владимир Набоков на восемь моложе). Молодой врач приезжает в провинциальную больницу, где от сбежавшего от революции врача-немца осталось идеальное оборудование и порядок во всем, и между делом, чисто в медицинских целях начинает принимать морфий. Главная находка сценария Сергея Бодрова – привязка мелькающих в одноименном рассказе Булгакова дат дневниковых записей к тому, что творится за пределами скатывающегося в кошмар сознания наркомана, в нашей реальности. Чуть не розовощекий (но представляющий себя, естественно, исстрадавшимся и все познавшим) герой прибывает в больницу сразу после Февральской революции, все лето 1917-го теряет человеческий облик, а к тому моменту, когда большевики перейдут к Красному террору, одно воспоминание о прежней жизни повергает его в ужас. Режиссер Балабанов на таких прямолинейных конструкциях проявлял свой талант лучше всего, и «Морфий» из его фильмов сопоставим по силе разве что с первым «Братом».
Сериал «Бедные люди»
Неприятный, сильно и некрасиво пьющий тридцатилетний писатель никак не может пристроить в печать свой второй роман, еще более претенциозный и скучный, чем первый. Тетешкающийся с ним из уважения к памяти его покойных родителей издатель предлагает для начала написать автобиографию за селебрити Ольгу Бузову. Писатель после нескольких неудачных попыток самоубийства соглашается. «Бедные люди», как и любой, например, американский сериал второго ряда, опирается на проверенные клише персонажей и много раз использованные сюжетные арки и, как и любой хороший сериал, делает каждого персонажа неповторимо идиотским и ярким, как конфетный фантик. Как, например, и американским ситкомам второго ряда, сериалу не хватает редактуры. Собственно, простое сокращение числа серий с 17 до 10 улучшило бы его даже не вдвое, а уж если бы авторы вовремя сообразили сделать главной линией не работу писателя на Бузову (хотя все их сцены смешные, и сама Бузова бесконечно забавна в своей пластмассовой неумелости), а роман в духе Достоевского между затюканным братом писателя и помешанной на народных танцах стриптизершей с золотым сердцем, то получилось бы просто волшебно.
Комикс «Hildafolk»
Британский иллюстратор Люк Пирсон последние пять лет рисует книжки комиксов про Хильду – маленькую девочка, которая живет с мамой в исландской глуши и постоянно пытается найти общий язык со всеми сверхъестественными созданиями, которые никак не дают им покоя. Пирсон – фанат исландского фольклора, в частности, мифа о скрытых жителях (по-исландски – huldufolk), маленьких эльфах, заманивающих людей в коварные ловушки. Все эти создания очень хорошо задают тревожный и страшный, но довольно добрый тон комикса с нетипичными шутками, которые почему-то напоминают сериал «Сайнфелд» – деревянный человек из первой книжки практически Крамер, только неразговорчивый. Как и в любой подобной сказке, рассчитанной на все возраста, короткие и милые истории для детей здесь разбавлены более взрослыми темами вроде страха неизвестного, одиночества и даже социального неравенства, которые очень лаконично вписываются и не выглядят насильно втиснутыми. По сути, это как если бы «Там, где живут чудовища» написали и нарисовали во времена «Времени приключений» – каламбур неспециальный, но Пирсон, к слову, действительно работал над этим мультфильмом. Ну и если этого еще недостаточно, то все комиксы про Хильду – это как минимум визуальный праздник, что хоть каждую страницу на стену вешай.
Игра «The Aquatic Adventures of the Last Human»
Небольшой космический корабль улетает из довольно далекого будущего в черную дыру, а возвращается в будущее совсем несусветно далекое, такое, что человечества уже и след простыл, все признаки нашей цивилизации только торчат посреди сплошного мирового океана, а повсюду плавают рыбы, скаты, киты и кое-где чудовища пострашнее. «The Aquatic Adventure of the Last Human» – дешевая ретро-игра с обаятельной, но вполне обычной пиксельной ретро-графикой. Никаких особых геймплейных наворотов в ней нет: плывешь слева направо, исследуешь подводные коридоры и ведущие на поверхность полыньи, сражаешься с боссами, читаешь записки, оставшиеся тут и там от исчезнувших уже людей. Черт знает почему, но выходит из всего этого неестественно меланхоличная игра. Отталкиваясь от дизайна трехмерных хитов про подводный мир «Bioshok» и «Soma», авторы «The Aquatic Adventure of the Last Human» полностью убрали из странной, приглушенной красоты морских глубин все напряжение и умудрились сделать платформер, в котором испытываешь удовольствие, просто передвигаясь туда-сюда под красивую музыку и разглядывая вроде как смехотворную, но почему-то пленительную графику. Наверное, последние люди будут чувствовать себя так же.
Статья о самоубийствах школьников при помощи репостов
Издание «Новая газета» сделало себе имя в 90-е и нулевые мнгочисленными репортажами и журналистскими расследованиями на опасные темы. Авторы газеты ездили в Чечню, как на дачу, выводили на чистую воду живодеров в погонах, заставляли правоохранительные органы пошевеливаться с неприятными делами, и даже Анна Политковская, писавшая для «Новой газеты», погибла от пули людей, недовольных ее материалами. На неделе русскоязычный интернет потряс новый материал издания: журналист «Новой» обратила внимание на такое новое молодежное явление, как паблики «Вконтакте». В некоторых пабликах, оказывается, постят мрачные цитаты, грустные песни, ролики с чьими-то смертями, а также зашифрованные сообщения о чем-то непонятном и, кажется, страшном. Некоторые дети, начитавшись этих пабликов, убивают себя. Даже за неделю количество информации в ответ на статью сильно превысило то, что было в ней рассказано. Дальше, очевидно, будет еще больше, и если вы правда хотите разобраться, чего там с этими пабликами творится и как обстоят дела с подростковым суицидом, то лучше просто почитать статью Википедии или статус в фейсбуке Евгения Берга. Успех статьи, однако, совершенно заслужен: это почти идеальный параноидальный хоррор. Автору (взрослой женщине, еще десять лет назад писавшей статьи об ужасах социальных сетей и ссылающейся в статьях как на эксперта на собственного сына-психолога), как будто она в «Ребенке Розмари», всюду видятся тайные и чудовищные символы, неизвестные то ли сатанисты, то ли фашисты плетут сети вокруг нее и всех детей планеты, корявые сообщения школьников, надписи на заборе и даже продолговатые помидоры могут значить что-то для нее очень важное. Если знать, что классические репортажи «Новой газеты», по которым заводились уголовные дела и от которых гибли люди, были написаны таким же истерическим безапелляционным тоном, то страшно может стать уже по-настоящему.
Фото: imposemagazine.com, Chance the Rapper, СТВ, ТНТ, Nobrow Press, YCJY, Новая газета