Монастыринг по-мински: что это и зачем оно вам нужно

Люди 22.08.2025

По-миллениальски разбираемся в новом молодежном течении, напившись кваса.

Вам наверняка попадались такие рилсы или тиктоки: модные девчонки в модных косынках задумчиво улыбаются на фоне церквей, танцуют под колокольный звон и водят хороводы на монастырских подворьях.

 

Может, вы и слово «монастыринг» слышали. Почти год и в русскоязычных, и в иностранных СМИ пишут, что зумеры обратились к религии. Считается, что тренд на монастыринг начался с девушки, которая две недели провела труженицей при храме и сняла видео, как она аскетично жила, мыла полы и много думала. Ее видео завирусилось. Но монастыринг – это более глубинное явление, чем «повторяем прикол из тиктока». Зумеры пьют меньше алкоголя, чем миллениалы, зумеры воротят нос от случайных связей, зумеры орут в тиктоках, как им нравится Достоевский. По крайней мере, так о них пишут в интернете. И эти же зумеры ходят в церковь и докладывают об этом в соцсетях, как раньше миллениалы ездили в ретриты на Бали и писали об инсайтах.

 

Сначала монастырингом называли случаи, когда люди пару недель жили при монастыре почти без интернета и работали. Сейчас же так называют что угодно. Например, кокетка в твиттере постит фото, как она в милом платочке отрешенно смотрит на церковные фрески, и подписывает: «как вам мой монастыринг»? Или меланхоличная альтушка постит тикток с хэштегом «монастыринг» и текстом «настоящий вумен момент – это непреодолимое постоянное желание бросить всех и уйти в монастырь, как героиня бунинского рассказа».

 

Так что редакция «Как тут жить» решила выбрать самую мягкую форму монастыринга в Минске: мы съездили в Свято-Елисаветинский монастырь и посмотрели, что там к чему. Это единственный действующий в городе монастырь. Там и магазины, и кафе, и несколько храмов, и пруд – больше похоже на комплекс для семейного отдыха выходного дня. На живых, а не тиктоковых модных зумеров, конечно, тоже хотелось посмотреть.

 

Монастырь находится возле автобусной остановки «Центр психического здоровья», и сначала думаешь, что это так называют храм. Адрес самого монастыря: ул. Выготского, 6. И лучше берите наличку.
 

 

 



 

 




 

Монастырский квас


Как только зайдете в монастырский комплекс, сразу, чуть правее, – ларек с квасом. Цены за напиток в пластиковом стаканчике – от 1,2 рубля. Пишут, что напитки – из натуральных ингредиентов.
 

 

 

Мы попробовали все три. Таежный напиток – с кардамоном и зверобоем в составе, похож на мощную приторную газировку. Медовый квас – пряный, сладкий, действительно медовый, тоже с газиками.

 

От всей души советуем именно темный пряный квас за 1,2 рубля – он наименее приторный, мутноватый, с глубоким, горьковатым вкусом пшеничного зерна. Такого в магазинах не найдете. Больше всего он похож на хлебный квас, приготовленный бабушкой в деревне. От него есть даже легкое секундное охмеление. Ну, как обстоятельно говорили мужчины в очереди перед нами: «Немногие знают, что у нас организм и сам по себе вырабатывает алкоголь...»

 


 

 

 



 

Кофе по-кубински 


В здании, похожем на избушку-мельницу из русских сказок, кубинцы варят кофе по-кубински. Это щедрая порция крепчайшего эспрессо с кремовой, плотной пенкой и аномальным количеством тростникового сахара. Пока допили кофе, сахар все еще не растворился, вот настолько его много. Кофе стоил 4 рубля. Даже не знаем, где еще в Минске попробовать что-то похожее. 

 




 

 

Выбор еды небольшой, но заказывать ее было интересно. На прилавке под крышкой стояла, видимо, вариация кубинской пиццы: чем-то помазанная большая лепешка с кусочками салями. Чтобы понять, чего ж мы хотим, из-за шторки вышла молодая кубинка в ослепительно-розовом мини-платье, тыкнула в свой телефон с онлайн-переводчиком и приказала: «Говори». Мимо пробегала монахиня, остановилась перед окошком с геранью и весело помахала то ли кубинцам, то ли всем нам, бледнолицым.

 






 
Кусочек этой лепешки стоил, кажется, 2 рубля. На вкус – как будто вас телепортировали в «Сказочный замок» на Кубе. 

 

 


 

 

 




 

Храм в честь иконы Божией Матери «Державная»


Самый нарядный и торжественный из храмов в этом комплексе. Когда мы в субботу сидели на скамейке рядом и отходили от кофе по-кубински, из окон храма нежно, волнующе запел женский хор. 

 


 

 

Ярко сияли золотые купола, маленькие девочки весело бегали вокруг и визжали, подростки на скамейке напротив напивались квасом и закусывали булками по рублю. Захотелось поплакать просто от полноты жизни.
 



 


 

 

 




 

Никольский храм (нижний) и Елисаветинский храм (верхний) 


Через основной вход в этот храм обычно не попасть, нужно идти в обход. Ищите живописно обвитую плющом дверь. Там – табличка: «Вход в верхний храм – через нижний». Нужно спуститься ещё ниже и возле церковной лавки зайти в тяжёлую дверь. Если захотите, в лавке можно купить свечи – есть и за 50 копеек, и за 2 рубля. Карты там не принимают, если что. 
 







 

 

За тяжелой дверью – темнота, кроткий огонёк свечей, торжественный и ласковый запах ладана. Окон в нижнем храме нет. Потолок низкий, хочется ходить, пригнувшись. 

Рядом с одним из выходов – высокая лестница. Она ведёт в залитый солнцем храм с белыми стенами и взмывающими вверх потолками. То есть вы буквально своими ногами из темноты поднимаетесь к свету. Очень остроумно воплощённая в архитектуре метафора.








 

 


 

 

 




 

Пруд


Восхитительный прудик уровня лучших мест Ботанического сада. Там есть неожиданные деревья, которые просто так в городе не встретишь. Например, будто в розовато-малиновой дымке деревце, или скумпия, как нам, малообразованным, подсказывает Гугл.
 
На пруду с кувшинками стоял большой жбан, как будто со специально отбитым горлышком. Это чтобы нас тут совсем от красоты расплавило.
 


 





 


 

 

 




 

Храм во имя святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского


В этом храме внутри пахло и ладаном, и деревом – то есть и торжественно, и по-домашнему, как в дедушкиной бане с сухими вениками. Один раз мы были здесь единственными посетителями, сидели на скамеечке в углу. Двери были закрыты, за прилавком со свечами стояла приветливая бабушка. Было полутемно и очень тихо.

 

Даже если вы сидите дома с закрытыми окнами, все равно есть гул жизни – у кого-то тявкнула собачка, где-то проехала машина. А этот храм – редкий опыт абсолютной, тонко пахнущей деревяшкой тишины.
 



 

 

Иногда что-то находит и хочется зайти в церковь, поговорить с Богом. Попросить, например, чтобы рекламодатели пришли в себя. Ну, допустим, стали больше рекламы заказывать. Заходишь в церковь, в углу старушка моет пол. Ставишь свечку, настраиваешься на молитвенный лад. И именно в этот хрупкий миг старушка подходит со спины и случайно дает шваброй по ногам. 
 
 
Или только ставишь свечку за здравие рекламодателей, как другая бабушка выглядывает из-за колонны и смотрит с подозрением, будто ты сейчас все свечи задуешь. Наверняка она так не смотрит, но ты-то про себя знаешь, что крестишься абы как и молитв не знаешь, и тебе неловко, что она это видит. Выходишь из церкви, сожалея, что не так сладко и благоговейно вышло, как хотелось.
 




 

Ну вот в Свято-Елисаветинском монастыре с этим проще, потому что тут сразу несколько храмов. Между ними – минут пять ходьбы. Хотя бы в одном всё пройдет так, как вы и хотели. Да и на самом деле никто косо не смотрит, если вы не слишком страстно креститесь. У всех свои дела.

 


 

 

 




 

Сырная лавка


Хорошенький маленький магазин с молочными продуктами. Сами видите на фото: сыр «Византия», сыр «Русь», сыворотка... Над витриной под колпаком лежат нарезанные сырные кубики, чтобы вы покупали не вслепую. Лавка получила хайп после видео блогера Кокобая – он так нахваливал арбузный сорбет за 4 рубля, что стон стоял на все подворье. Когда мы были в магазине, две монахини как раз обсуждали, что после его публикации назавтра к ним пришли 100 человек, а сорбета и птичьего молока уже не было, потому что производство маленькое.
 


 

 

Когда мы через пару дней после того репортажа были в магазинчике, никаких очередей не было, в морозильнике сорбета было навалом. 


 




 

И арбузный сорбет, и пломбир с изюмом стоили по 4 рубля. Монахиня выдала к ним пластиковые ложечки из пакетика. Ну, приятный плотный пломбир. Водянистый, будто приглушенный арбузный сорбет. Симпатичная еда, но охать над ней вы вряд ли будете. Хотя охайте на здоровье, если хочется, кто ж вам запретит.

 


 

 

 




 

Монастырское подворье


В этом магазине где-то половина товаров – еда, которую можно купить и в обычных сетевых магазинах. Чай Tess, вафля «Витьба», майонез «Слобода». Но другая половина – интересные крафтовые штучки. В основном это сладости: варенье, разные виды и вкусы пастилы (сливовая, вишнёвая, с медом, ну всякая) и круглые баночки арахисовой пасты – например, с темной шоколадной глазурью или с солью. 
 








 


Возле «Монастырского подворья» – стенды с объявлениями. На одном из них – встречи с психологом в храме для семейных пар. Наш фотограф, комик и штатный зумер Юля Нестеренко скептично, как и положено комику, заметила: «Вот вроде есть Бог, но есть и психолог... Мне это кажется странным. Придет женщина, пожалуется на мужа, а ей скажут: терпи». Я попыталась что-то возразить: «Да не, ну там же главное, есть любовь или нет...»

 

Объяснение было жалким и неубедительным. Да и с какой стати я могу быть уверенной, что там говорят? Возражала я не потому, что читала библию (не читала). Недавно я читала книги двух своих сверстниц-миллениалок, которые меня поразили. Это «Маркетолог от Бога» Екатерины Какуриной (модная ироничная девчонка в Москве десятых устраивается маркетологом в церковную интернет-лавку) и «Солнце взойдет» Ольги Демидюк (девушка бросает постылую офисную жизнь в Минске, переезжает в бабушкин домик под Кобрином и решает довериться божьему промыслу).

 

Обе книги – нежные, ласковые и смешные. В книге Какуриной ироничной героине доходчиво объясняют, что в церковь можно ходить, не заплатив ни рубля: Богу не нужен твой рубль за свечку, ему нужна твоя вера в чудо. Церковь там описана как самое расслабленное и доброжелательное место в мире. В книге Демидюк есть экзальтированные, написаные на разрыв и одновременно с этим простые, ясные страницы о том, что сидеть летом ночью на крыльце бабушкиного дома и смотреть на звезды – это и есть молитва. Ну и в чем она не права?

 

В этих книгах ничего не было про ненужное страдание или ненужное терпение, только про любовь. Уже когда я писала этот текст и зашла на сайт монастыря, увидела там рубрику вопрос-ответ. Женщина спрашивала, можно ли разводиться с мужем, если он сильно пьет, ведь в Писании разрешен развод только из-за прелюбодеяния. На что батюшка ей ответил, что сначала, конечно, нужно сильно помолиться, но, если надежды уже нет, можно разводиться, Господь поймет. Так что не такие уж там суровые сейчас порядки!

 

Кстати, по порядки. При входе в храмы или лавки написано, что не стоит входить в них в коротких юбках, шортах или без платка. На самом деле люди там ходят и в мини, и в велосипедках, и в топиках – никто никого не одергивает и не поправляет. С платками на голову вопрос решили еще проще: при входе в каждый храм стоят корзины с платками, можно брать любой. Так что если пришли без косынки, ничего страшного.

 

 
 

 

 




 

Читальный зал в «Ковчеге»


Здание «Ковчега» мы приберегли для завершения материала, хотя оно очевидно самое популярное в этом комплексе.
 
На дверях нижнего этажа «Ковчега» написано: на четвертом этаже есть читальный зал, куда может прийти любой желающий. 

 




 

 

Читальня похожа на уютно обставленный уголок для чаепития. Лучшая советская мебель (сервант на ножках, добротно отреставрированные кресла и торшер) мило сочетается с вайбом дореволюционной Россией: на столе – томик Чехова и биография Николая Второго в дореформенной орфографии.

 

Там же устроили буккроссинг: можно взять любую книгу из серванта на пару недель домой. Нужно только самому написать в журнальчике, что вы ее взяли, и всё. 

 

На этом огромном этаже больше никого и не было. 


 




 

 


 

 

 




 

Кафе «Ковчег»


Великолепное кафе на втором этаже «Ковчега» с очень высоким рейтингом на Яндексе. Много места, удобные диванчики у окна, новое меню каждую неделю (его публикуют в инстаграме). Работают каждый день до 19:30. Карты принимают.

 

Все устроено, как в «Лидо», как в других привычных столовых. И еда стоит более-менее столько же. Если вы в обычной столовой берете суп, пюре, котлету и салат рублей за 15-18, то и в «Ковчеге» потратите столько же.

 

Например, куриная котлетка – 4,50 рубля, салат из помидоров и огурцов – 3,50, картофельное пюре – рубля два за порцию, холодник – 3,5 рубля.

 




 

 

Какая-то еда похожа на домашнюю (жирненький, промасленный блинчик с творогом и изюмом за 3,5 рубля). Какая-то поднимается до высот «ну это прям как в кафе с официантами» – например, бефстроганов из говядины (порция обойдется рублей в 11). Или овощной суп-пюре, взбитый так, что кажется и воздушным, и плотным одновременно. Ещё и с гренками сверху! И это всего за 3,5 рубля.

 

Или десерты. Стоят они от трех рублей, есть и за 2,7 рубля, зависит от веса. Есть понятные, популярные штуки вроде чизкейков или маково-творожных пирогов. Но есть и по-хорошему отвязные вещи – например, торт «Белочка». Повар как будто вдохновился большими грильяжными конфетами из детства миллениалов. В «Белочке» тоже есть тягучий джем, много-много раскрошенных орешков и кисленький разбухший изюм. Это и тягуче, и хрустит, и приторно, и кислюще – и всё это рубля за три. 

 

Там же, где витрина с пирожными, можно заказать чай масала с броским вкусом аниса. Чайник на две чашки стоит всего 2,5 рубля. Как вам такое, атеисты?


 



Слева - тот самый кусок тортика Белочка

 

Наконец, именно в монастырском кафе «Ковчег» мы увидели тех самых альтушек лет 15 с модными лохматыми стрижками, в обрезанных перчатках и с кучей значков на сумках. Они мирно ели котлетки, потом пошли в туалет. В целях гонзо-репортажа пришлось идти за ними. Альтушки фоткали друг друга в уборной и смеялись. Две вещи в мире бессмертны – душа и девчачье селфи в туалете.

 


 

 

 

 

 
 

 

 

Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓