В июле состоялись вступительные экзамены для абитуриентов, которые хотят стать врачами. Выпускники-медики, уже испытавшие все на себе, рассказали «Как тут жить» о кризисе веры в медицину, спокойных разговорах на любые темы и смешных стереотипах о врачах.
Камила
Хирург
Хирург
Я всегда видела себя врачом. Мой папа – врач, по папиной линии много врачей, и мой брат, на которого я всегда старалась быть похожа, тоже врач. Интересы у меня были разные: например, думала поступать в художественную школу, мне нравилась фотография, а мама питала надежды, что я стану профессиональным музыкантом. Но я понимала, что это все хобби.
В БГМУ я поступила в 2009 году, и это был третий университет, в который я подала заявку. Так получилось, что за время моей учебы в школе пришлось сменить два города, поэтому в университет поступала в двух разных городах, в Ташкенте и Алматы. Потом появилась возможность попробовать свои силы в Минске.
На первом курсе было сложно, я постоянно сравнивала себя с другими студентами, и мне казалось, что им все дается легче. Когда начались клинические дисциплины, эти мысли стали посещать реже, а к шестому курсу я наконец поняла, что сделала правильный выбор. Хорошо, что не бросила дело на полпути.
Это только в фильмах и сериалах хирург – эксцентричный, немного уставший от жизни, чуть-чуть грубый, с вредными привычками человек, которого жизнь побила
Помню первую операцию – это была мастэктомия, операция по удалению молочной железы. Сначала тебя отправляют посмотреть, изучить, а потом приглашают ассистировать. И когда ты стоишь рядом с хирургом, а на столе лежит пациент, то все по-другому и страшно. У меня тряслись руки, я жутко вспотела. А в конце хирург сказал, что все получилось хорошо, и я поняла, что все было не зря. Вообще, желание практиковаться объединяет студентов-хирургов. Они встают в очередь, чтобы принимать участие в операции, иногда даже спорят, кто на какую операцию пойдет и с каким хирургом.
Это только в фильмах и сериалах на медицинскую тему если главный герой – хирург, то он эксцентричный, немного уставший от жизни, чуть-чуть грубый, с вредными привычками человек, которого жизнь побила. И, скорее всего, он одинок. Если речь идет о женщине-хирурге, то она разведена, бегает по утрам, а по вечерам после дежурства пьет тяжелые алкогольные напитки и не доверяет мужчинам. И да, она босс. В реальной жизни все иначе и немного спокойнее. Часто пациенты насмотрятся «Доктора Хауса» и ждут, что к ним зайдет доктор, который сразу будет искать у них системную красную волчанку.
Кстати, фотографией я увлекаюсь до сих пор. Мне очень нравятся работы Терри Ричардсона: он не стесняется и показывает людей такими, какие они есть. Но самое интересное, что люди на его фотографиях в своих изъянах и минусах получаются красивыми. Нравятся работы и Дианы Арбус с людьми, не похожими на других в физическом, эмоциональном, моральном смысле. Еще во время учебы оказалось, что фильмы – отличный способ отвлечься. Например, 1 января я посмотрела «Whiplash», и это было замечательное начало года.
В университете я встретилась с людьми, общение с которыми дало мне много. Я говорю об онкологических больных. Рядом с ними понимаешь, что твои проблемы – ничто. И учишься бороться.
Костя
Кардиохирург
Кардиохирург
С шестого класса я мечтал поступить в медицинский университет и быть кардиохирургом. Но в 2007 году не поступил туда, пошел на биофак. Отучился два года и понял, что это совершенно не мое, стал снова поступать в медицинский. Родители отговаривали меня, но я не хотел упускать шанс, который может сделать меня счастливее. В БГМУ снова не поступил, но поступил в Гродненский государственный медицинский университет. Собрал вещи и уехал. Я с отличием закончил первый курс и перевелся в Минск.
Первые несколько лет прошли на адреналине, все было отлично. Я был таким наивным, со светящимся в сердце огнем. Всегда смотрел в конец книги, чтобы увидеть, что узнаю нового. Но в последние годы обучения пропала какая-то романтика, особенно на последних курсах, когда был переход от учебной скамьи к практике. У меня был даже кризис веры в медицину. Я долго думал: кем бы я еще хотел стать? И все равно решил, что, как бы мне все это ни надоело, какие бы сложности ни были на пути, все-таки хочу быть врачом.
Все мои пациенты – это люди, которые откладывали все на потом
Врачи во время практики загружают работой, на которую у них не хватает времени: заполнить бумаги, опросить пациента, измерить давление. Есть такой шаблон, по которому ты должен опросить пациента, это называется «собрать анамнез». Я заметил, что пациенты схожи в одном: все они хотят умолчать о своих заболеваниях. Не знаю, с чем это связано, может, потому что они разговаривают со студентами. В этом шаблоне есть вопросы личного характера, и я думал: если бы мне задавали такие вопросы, как бы я ответил? Возможно, некоторую информацию и я бы скрыл.
Еще одна вещь, на которую обратил внимание, когда проходил практику: наши люди любят дотянуть до последнего. Как бы плохо ни было, они стараются перетерпеть, стиснув зубы, и пойти на работу. Думают, само пройдет. Но ведь не проходит.
Во время учебы в меде я решил перечитать все из школьной программы. Читал в метро, сидя за столиком, везде, в любую свободную минуту. У меня сформировался топ-5 авторов: Достоевский, Булгаков, Пушкин, Толстой, Чехов. В медицинском я стал повернут на здоровом образе жизни, не только тела, но и души. Поэтому увлекся не только традиционной медициной, но и нетрадиционной. Под нетрадиционной подразумеваю китайскую медицину, иглоукалывание, аюрведу. Я пел мантры и пробовал акупунктуру.
За эти шесть лет я понял, что жить нужно играя, с юмором. Так проще переживаются невзгоды. И юмор помогает подбодрить пациентов. К примеру, я стараюсь сделать так, чтобы моя пациентка засмеялась, потом привлекаю других пациенток по палате, и вот медицинский опрос проходит весело и задорно, а я узнаю все, что мне нужно.
Андрей
Анестезиолог-реаниматолог
Анестезиолог-реаниматолог
В десятом классе мне вырезали аппендикс, и я помню, как меня впечатлила работа врача-анестезиолога. Я подумал, что быть врачом – это здорово, да и мои родители с детства поощряли интерес к этой профессии. В школе из предметов лучше всего давались химия и биология, так что в медицинский я поступил легко. В этом году я закончил БГМУ со специальностью анестезиолог-реаниматолог. Я учился на бюджете, поэтому впереди меня ждет год интернатуры и еще два года отработки.
Осознание того, что ты не можешь помочь людям, хотя учился, чтобы помогать, сильно давит
Учеба помогла мне научиться выживать в условиях минимального количества времени. Был большой объем материалов, которые нужно было прочитать и выучить. Мне тяжеловато давались акушерство и гинекология, просто это не мое. Я помню, как проходил каждый экзамен, как готовился, это всегда какое-то и напряженное, и светлое время.
На практике было по-разному. На первых курсах интересно: мы учились, общались с людьми. Я всегда искал подход к пациенту, старался понять его характер, наблюдал за реакцией на мои слова. На последних курсах все стало не так. Потому что здесь ты сталкиваешься с тем, с чем будешь работать. Я дежурил в отделениях реанимации, где обычно лежат тяжелобольные, смотрел на всю эту безысходность. И осознание того, что ты не можешь помочь людям, хотя учился, чтобы помогать, сильно давит на тебя.
Пока собираюсь совмещать врачебную деятельность и фотографию. Все началось, когда я узнал про Ли Джеффриса, который фотографировал бездомных людей и делал крупные портреты, очень сильные и горькие. Еще во время поступления в институт я просто бегал и снимал прохожих. У меня стало получаться, и я переключился на портреты, фэшн-съемки. А однозначно ответить, будешь ли ты врачом, можно только после первой серьезной практики, которая длится три года.
Катя
Терапевт
Терапевт
В этом году я закончила БГМУ, сейчас мне предстоит интернатура. Я поступала на специальность «лечебное дело», потом закончила субординатуру по терапии. Целый год будет преимущественно практика, обучение в клиниках, поликлиниках, и я готова, даже в какой-то степени рада, потому что хочу заниматься здоровьем других людей.
Помню первый день практики в морге. Я пришла, а там железные стены, каталки, лежат бабушки накрашенные, которых будут хоронить, и ты идешь один по этим коридорам. Мне было немного страшно, но ты для того и учишься, чтобы преодолеть все эти страхи.
Существует заблуждение, что все медики связывают жизнь с медицинской деятельностью. Это не так. Только 30% остаются в медицинской деятельности после окончания университета
Все шесть лет обучения пролетели очень быстро. День был заполнен с 8 утра до 12 ночи, я занималась только учебой и работой, поэтому смотрела меньше фильмов, а сериалы – никогда. За время обучения поменялось отношение ко многому. Раньше я считала, что важно выглядеть идеально, покупать одежду в магазинах. К шестому курсу категорически изменила мнение и одеваюсь в основном в секондах. Просто не вижу необходимости тратить большие деньги на одежду.
Есть вещи, к которым теперь отношусь спокойнее. К примеру, на первом курсе я, как определенная часть девушек, относилась к теме секса как к чему-то такому, чего нужно стесняться, о чем нельзя говорить, что должно быть прикрыто. Когда ты медик, то можешь спокойно говорить и о сексе, и о гинекологических и проктологических заболеваниях.
Существуют мифы о медицинской деятельности. Если ты врач, значит, высокообеспечен, образован, всегда на высоте. Да, с точки зрения медицинской этики врач должен быть всегда идеален не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни быть вежливым и тактичным, но так бывает далеко не всегда. Существует заблуждение, что все медики связывают жизнь с медицинской деятельностью. Это не так. Только 30% остаются в медицинской деятельности после окончания университета.