Редакция «Как тут жить» попросила знаменитого кинорежиссера и кинокритика Никиту Лаврецкого составить гид по кинофестивалю «Листопад», как себе. Напомним, Никита является дважды призером этого фестиваля, так что он знает, что говорит.
«Вестерн»
Режиссеры: Валеска Гризебах
Показы:
7 ноября, 19:00, «Центральный»
«Вестерн» Валески Гризебах продолжает триумфальное шествие «берлинской школы», начатое в прошлом году картиной «Тони Эрдманн». Спродюсированный режиссёром «Тони Эрдманна» Марен Аде и опять-таки снятый в восточноевропейской стране (на этот раз в Болгарии), «Вестерн» повторил критический успех «Тони Эрдманна», собрав ни много ни мало лучшую критику на всём Каннском кинофестивале этого года. Что же касается чисто зрительского успеха, то здесь фильму Гризебах приблизиться к своему предшественнику будет трудновато: история про немецких рабочих в болгарской глубинке выглядит со стороны как довольно сложный и эфемерный материал.
«Ноябрь»
Режиссер:
Райнер Сарнет
Показы:
6 ноября, 20:50, «Центральный»
Хоть эстонская лента «Ноябрь» и прокатилась в этом году по заметным жанровым фестивалям (Fantasia, Ситжес), эта крайне эстетичная чёрно-белая картина достаточно далека от чистокровного хоррора. Кино, чьё действие происходит в языческой деревне, в которой наводят свои порядки домовые и оборотни, обещает рассказать именно что историю любви на фоне макабра. С другой стороны, на фестивале, где в экстремальную ночную секцию помещают ванильного Озона, «Ноябрь» оказывается чуть ли не самым подходящим вариантом для любителей острых жанровых ощущений.
«Завтра»
Режиссер: Юлия Шатун
Показы:
9 ноября, 14:30, «Центральный» / 9 ноября, 21:30, «Беларусь»
Независимый полный метр «Завтра» дебютантки Юлии Шатун – первый белорусский фильм в международной программе фестиваля «Листопад» со времён беларусьфильмовской «Масакры» режиссёра Андрея Кудиненко, показанной в 2010 году. Про саму меланхоличную историю провинциального учителя английского известно мало чего, и имя Шатун – новое в белорусском кино, но сама программная позиция фильма, вышедшего за пределы гетто национального конкурса, интригует. Да и зрительские риски здесь не сильно высоки: «Завтра» продолжает главный тренд нового белорусского кино –хронометраж, едва перешагивающий за границу полного метра.
«Ничья фабрика»
Режиссер: Педру Пинью
Показ:
4 ноября, 14:00, «Центральный»
Трёхчасовая докудрама с элементами мюзикла про бастующих работников фабрики – это именно такой бескомпромиссный фильм, решиться на просмотр которого оказывается проще всего как раз в контексте кинофестиваля. «Ничья фабрика» продолжает традиции нового интеллектуального португальского кино вроде экспериментальной и свободной по форме трилогии «Тысяча и одна ночь» Мигеля Гомеша, также рассказывающей в иносказательной форме про экономический кризис. «Ничья фабрика» выиграла премию кинокритиков в параллельной программе «Двухнедельник режиссёров» Каннского кинофестиваля и, кажется, знаменует собой появление одного из самых странных и оригинальных новых голосов в европейском артхаусе.
«Жаннетт, детство Жанны Д’Арк»
Режиссер: Брюно Дюмон
Показ:
8 ноября, 17:00, «Пионер » / 10 ноября, 14:30, «Центральный»
Три года назад французский приверженец натурализма и представитель «кино тела» Брюно Дюмон неожиданно для всех переквалифицировался в комедиографа, выпустив абсурдный детективный сериал «Малыш Кенкен», впрочем, не лишенный бескомпромиссной брутальности. Его следующая картина «В тихом омуте» не опускала градуса эксцентричности, а новый хеви-метал-мюзикл «Жаннетт, детство Жанны Д’Арк», кажется, обещает стать самым безумным экспериментом классика, пустившегося во все тяжкие. После каннской премьеры фильм собрал в целом так себе критику, но постоянные поклонники авторского видения Дюмона картину все-таки оценили: например, легендарный журнал «Кайе дю синема», как и последним двум его работам, поставил фильму оценку в максимальные пять звёзд.
«Милая страна»
Режиссер:
Уорик Торнтон
Показ:
7 ноября, 21:00, Falcon Club / 9 ноября, 19:00, «Пионер»
Премьера австралийского ревизионистского вестерна «Милая страна» состоялась на Венецианском кинофестивале меньше двух месяцев назад, и картина сразу же получила отличную критику, приветствующую её классическую жанровую структуру. Фильм рассказывает историю Сэма Келли, аборигена среднего возраста, вынужденного пуститься в бега после убийства соседа. Как и в других триллерах про австралийский аутбэк, от «Обхода» до «Предложения», чуть ли центральную драматургическую позицию здесь занимают величественные пустынные пейзажи, снятые режиссёром Торнтоном, не случайно совмещающим в себе ещё и функции оператора.
«Зар (злой дух)»
Режиссер: Нима Фарахи
Показы:
6 ноября, 23:00, «Центральный»
Несколько лет назад формулировка «иранский хоррор» сама по себе поражала бы воображение, но после выхода больших хоррор-хитов на фарси, снятых за пределами страны («Девушка возвращается одна ночью домой», «В тени»), «Зар», локальный продукт в стандартном жанре «дома с привидениями», вызывает скорее чувство подозрения. Эта картина за пределами Тегеранского кинофестиваля нигде особо не засветилась и проходит скорее по разряду дичи, которую где ещё посмотришь, чем хита, который никак не пропустить. И всё-таки, если это кино будет вполовину такое же странное, как его постеры, то оно будет стоить просмотра.
«КЕ-ДЫ»
Режиссер: Сергей Соловьёв
Показ:
4 ноября, 12:00, «Центральный»
Когда выбираешь фильмы для просмотра во время фестиваля, картины, которые уже вышли в интернете (а их на нынешнем «Листопаде» немало), обычно оказываются не в приоритете. Для прошлогодних «КЕ-ДОВ» как раз из этой категории стоит сделать исключение. Это кривоватое и непричёсанное кино, ставшее для режиссёра Соловьёва возвращением в форму после череды не совсем удачных работ, насквозь пропитано монтажными и музыкальными номерами, которые можно пересматривать бесконечно. Даже снимая на коленке, Соловьёву удаётся создать по-настоящему живую киноплоть, действительно достойную большого экрана; чего стоит одна только кульминационная сцена, в которой малахольный скейтер Саша, по какой-то жуткой иронии судьбы призванный на войну, отчаянно кричит слова «За Родину! За Путина!» под заглушающую выстрелы танка песню рэпера Басты.
«Царь горы»
Режиссер: Андрей Кутило
Показ:
9 ноября, 19:30, «Беларусь»
Толстый белорусский дауншифтер Семён, чьё хуторное хозяйство оказывается на грани краха после череды абсурдных штрафов от местной администрации, в качестве протеста объявляет голодовку перед своими 39 подписчиками на ютюбе. «Царь горы» – третий за три года полный метр лидера новой белорусской документалистики Андрея Кутило, который, кажется, и дальше собирается работать в темпе Вуди Аллена. Стиль режиссёра, исключающий любую интеракцию между автором/камерой и героями фильма, превращает документальный материал в неожиданно лёгкую для зрительского погружения гиперреалистичную драму. В своей последней работе Кутило не просто достигает нового уровня филигранности и лёгкости, но и пробует себя в новом жанре: «Царь горы» – это хоть и кафкианская, но комедия.
«Чарльстон»
Режиссер: Андрей Крецулеску
Показ:
9 ноября, 16:30, «Центральный» / 10 ноября, 19:00, «Пионер »
В прошлом кинокритик и телевизионный продюсер Андрей Крецулеску в своём дебюте представляет дедпэн-комедию про мужа и любовника, которые после смерти своей жены/подруги отправляются в роуд-трип, и весь фильм друг друга колотят кулаками, а потом танцуют с невозмутимыми лицами, переживая таким образом общую утрату. Этот совсем свежий представитель ставшего брендом румынского кинематографа был впервые показан в основном конкурсе синефильского фестиваля в Локарно, что, в общем-то, и дарит надежду, что перед нами фильм, превосходящий свою собственную банальную завязку.
«Мадам Хайд»
Режиссер: Серж Бозон
Показы:
7 ноября, 19:00, Falcon Club / 10 ноября, 21:30, «Пионер»
Как всегда харизматичная Изабель Юппер играет забитую мышку-училку, которая открывает свою тёмную сторону после удара молнии. Эстет-абсурдист Серж Бозон снимает современную версию повести про доктора Джекила и мистера Хайда и делает это лихо и безумно, по крайней мере, до середины фильма. Дальше, как передаёт пресса, начинается неожиданно серьёзное кино о французской системе образования; но и у него нашлись свои любители. «Мадам Хайд» – ещё один привет с последнего фестиваля в Локарно, а потому и полного критического консенсуса для него пока что не существует – вы всё ещё можете составить своё собственное мнение.
Фото: Chouchkov Brothers, Homeless Bob Production, Юлия Шатун, Terratreme Filmes, Arte, Bunya Productions, Legenda Project Group, Streamline, ICON Production, Les Films Pelléas