11 фильмов «Листопада-2017», которые делают его отличным фестивалем

Редакция «Как тут жить» попросила знаменитого кинорежиссера и кинокритика Никиту Лаврецкого составить гид по кинофестивалю «Листопад», как себе. Напомним, Никита является дважды призером этого фестиваля, так что он знает, что говорит.

Нынешняя программа кинофестиваля «Листопад» содержит, кажется, наименьшую за последние несколько лет концентрацию громких хитов, которые никак нельзя пропускать (все эти фильмы видны в программе невооруженным глазом и не требуют отдельного гида: они находятся в программах «Львы, Медведи и Пальмовые ветви» и «Мастер-класс»). Исходя из этого факта, можно просто посмотреть меньше картин, а можно воспринять его как приглашение к исследованию новых киногоризонтов. Списки списками, а спонтанные походы на фильмы без предварительного чтения описания в качестве важной фестивальной забавы никто не отменял.
 
 
 
 
 

«Вестерн»

 
 

Режиссеры: Валеска Гризебах

 

Показы:

7 ноября, 19:00, «Центральный»

 

 

 

 

 

 

 

«Вестерн» Валески Гризебах продолжает триумфальное шествие «берлинской школы», начатое в прошлом году картиной «Тони Эрдманн». Спродюсированный режиссёром «Тони Эрдманна» Марен Аде и опять-таки снятый в восточноевропейской стране (на этот раз в Болгарии), «Вестерн» повторил критический успех «Тони Эрдманна», собрав ни много ни мало лучшую критику на всём Каннском кинофестивале этого года. Что же касается чисто зрительского успеха, то здесь фильму Гризебах приблизиться к своему предшественнику будет трудновато: история про немецких рабочих в болгарской глубинке выглядит со стороны как довольно сложный и эфемерный материал.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Ноябрь»

 

 

Режиссер:

Райнер Сарнет

 

Показы:

6 ноября, 20:50, «Центральный»

 

 

 

 

 

 

 

Хоть эстонская лента «Ноябрь» и прокатилась в этом году по заметным жанровым фестивалям (Fantasia, Ситжес), эта крайне эстетичная чёрно-белая картина достаточно далека от чистокровного хоррора. Кино, чьё действие происходит в языческой деревне, в которой наводят свои порядки домовые и оборотни, обещает рассказать именно что историю любви на фоне макабра. С другой стороны, на фестивале, где в экстремальную ночную секцию помещают ванильного Озона, «Ноябрь» оказывается чуть ли не самым подходящим вариантом для любителей острых жанровых ощущений.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Завтра»

 
 

Режиссер: Юлия Шатун

 

Показы:

9 ноября, 14:30, «Центральный» / 9 ноября, 21:30, «Беларусь»

 

 

 

 

 

 

Независимый полный метр «Завтра» дебютантки Юлии Шатун – первый белорусский фильм в международной программе фестиваля «Листопад» со времён беларусьфильмовской «Масакры» режиссёра Андрея Кудиненко, показанной в 2010 году. Про саму меланхоличную историю провинциального учителя английского известно мало чего, и имя Шатун новое в белорусском кино, но сама программная позиция фильма, вышедшего за пределы гетто национального конкурса, интригует. Да и зрительские риски здесь не сильно высоки: «Завтра» продолжает главный тренд нового белорусского кино хронометраж, едва перешагивающий за границу полного метра.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Ничья фабрика»

 
 

Режиссер: Педру Пинью

 

Показ:

4 ноября,  14:00, «Центральный»

 

 

 

 

 

 

Трёхчасовая докудрама с элементами мюзикла про бастующих работников фабрики – это именно такой бескомпромиссный фильм, решиться на просмотр которого оказывается проще всего как раз в контексте кинофестиваля. «Ничья фабрика» продолжает традиции нового интеллектуального португальского кино вроде экспериментальной и свободной по форме трилогии «Тысяча и одна ночь» Мигеля Гомеша, также рассказывающей в иносказательной форме про экономический кризис. «Ничья фабрика» выиграла премию кинокритиков в параллельной программе «Двухнедельник режиссёров» Каннского кинофестиваля и, кажется, знаменует собой появление одного из самых странных и оригинальных новых голосов в европейском артхаусе.

 

 

 

 
 
 
 

«Жаннетт, детство Жанны Д’Арк»

 
 

Режиссер: Брюно Дюмон

 

Показ:

8 ноября, 17:00, «Пионер » / 10 ноября, 14:30, «Центральный»

 

 

 

 

 

Три года назад французский приверженец натурализма и представитель «кино тела» Брюно Дюмон неожиданно для всех переквалифицировался в комедиографа, выпустив абсурдный детективный сериал «Малыш Кенкен», впрочем, не лишенный бескомпромиссной брутальности. Его следующая картина «В тихом омуте» не опускала градуса эксцентричности, а новый хеви-метал-мюзикл «Жаннетт, детство Жанны Д’Арк», кажется, обещает стать самым безумным экспериментом классика, пустившегося во все тяжкие. После каннской премьеры фильм собрал в целом так себе критику, но постоянные поклонники авторского видения Дюмона картину все-таки оценили: например, легендарный журнал «Кайе дю синема», как и последним двум его работам, поставил фильму оценку в максимальные пять звёзд.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Милая страна»

 

 

Режиссер:

Уорик Торнтон

 

Показ:

7 ноября, 21:00, Falcon Club / 9 ноября, 19:00, «Пионер»

 

 

 

 

 

 

 

Премьера австралийского ревизионистского вестерна «Милая страна» состоялась на Венецианском кинофестивале меньше двух месяцев назад, и картина сразу же получила отличную критику, приветствующую её классическую жанровую структуру. Фильм рассказывает историю Сэма Келли, аборигена среднего возраста, вынужденного пуститься в бега после убийства соседа. Как и в других триллерах про австралийский аутбэк, от «Обхода» до «Предложения», чуть ли центральную драматургическую позицию здесь занимают величественные пустынные пейзажи, снятые режиссёром Торнтоном, не случайно совмещающим в себе ещё и функции оператора.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Зар (злой дух)»

 
 

Режиссер: Нима Фарахи

 

Показы:

6 ноября, 23:00, «Центральный»

 

 

 

 

 

 

Несколько лет назад формулировка «иранский хоррор» сама по себе поражала бы воображение, но после выхода больших хоррор-хитов на фарси, снятых за пределами страны («Девушка возвращается одна ночью домой», «В тени»), «Зар», локальный продукт в стандартном жанре «дома с привидениями», вызывает скорее чувство подозрения. Эта картина за пределами Тегеранского кинофестиваля нигде особо не засветилась и проходит скорее по разряду дичи, которую где ещё посмотришь, чем хита, который никак не пропустить. И всё-таки, если это кино будет вполовину такое же странное, как его постеры, то оно будет стоить просмотра.

 

 

 

 

 
 
 
 

«КЕ-ДЫ»

 
 

Режиссер: Сергей Соловьёв

 

Показ:

4 ноября, 12:00, «Центральный»

 

 

 

 

 

 

Когда выбираешь фильмы для просмотра во время фестиваля, картины, которые уже вышли в интернете (а их на нынешнем «Листопаде» немало), обычно оказываются не в приоритете. Для прошлогодних «КЕ-ДОВ» как раз из этой категории стоит сделать исключение. Это кривоватое и непричёсанное кино, ставшее для режиссёра Соловьёва возвращением в форму после череды не совсем удачных работ, насквозь пропитано монтажными и музыкальными номерами, которые можно пересматривать бесконечно. Даже снимая на коленке, Соловьёву удаётся создать по-настоящему живую киноплоть, действительно достойную большого экрана; чего стоит одна только кульминационная сцена, в которой малахольный скейтер Саша, по какой-то жуткой иронии судьбы призванный на войну, отчаянно кричит слова «За Родину! За Путина!» под заглушающую выстрелы танка песню рэпера Басты.

 

 

 

 
 
 
 

«Царь горы»

 
 

Режиссер: Андрей Кутило

 

Показ:

9 ноября, 19:30, «Беларусь»

 

 

 

 

 

Толстый белорусский дауншифтер Семён, чьё хуторное хозяйство оказывается на грани краха после череды абсурдных штрафов от местной администрации, в качестве протеста объявляет голодовку перед своими 39 подписчиками на ютюбе. «Царь горы» – третий за три года полный метр лидера новой белорусской документалистики Андрея Кутило, который, кажется, и дальше собирается работать в темпе Вуди Аллена. Стиль режиссёра, исключающий любую интеракцию между автором/камерой и героями фильма, превращает документальный материал в неожиданно лёгкую для зрительского погружения гиперреалистичную драму. В своей последней работе Кутило не просто достигает нового уровня филигранности и лёгкости, но и пробует себя в новом жанре: «Царь горы» – это хоть и кафкианская, но комедия.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Чарльстон»

 
 

Режиссер: Андрей Крецулеску

 

Показ:

9 ноября, 16:30, «Центральный» / 10 ноября, 19:00, «Пионер »

 

 

 

 

 

 

В прошлом кинокритик и телевизионный продюсер Андрей Крецулеску в своём дебюте представляет дедпэн-комедию про мужа и любовника, которые после смерти своей жены/подруги отправляются в роуд-трип, и весь фильм друг друга колотят кулаками, а потом танцуют с невозмутимыми лицами, переживая таким образом общую утрату. Этот совсем свежий представитель ставшего брендом румынского кинематографа был впервые показан в основном конкурсе синефильского фестиваля в Локарно, что, в общем-то, и дарит надежду, что перед нами фильм, превосходящий свою собственную банальную завязку.

 

 

 

 
 
 
 

«Мадам Хайд»

 
 

Режиссер: Серж Бозон

 

Показы:

7 ноября, 19:00, Falcon Club / 10 ноября, 21:30, «Пионер»

 

 

 

 

 

Как всегда харизматичная Изабель Юппер играет забитую мышку-училку, которая открывает свою тёмную сторону после удара молнии. Эстет-абсурдист Серж Бозон снимает современную версию повести про доктора Джекила и мистера Хайда и делает это лихо и безумно, по крайней мере, до середины фильма. Дальше, как передаёт пресса, начинается неожиданно серьёзное кино о французской системе образования; но и у него нашлись свои любители. «Мадам Хайд» – ещё один привет с последнего фестиваля в Локарно, а потому и полного критического консенсуса для него пока что не существует – вы всё ещё можете составить своё собственное мнение.

 

 

 

 

 
 
 

Фото: Chouchkov Brothers,  Homeless Bob Production, Юлия Шатун, Terratreme Filmes, Arte, Bunya Productions, Legenda Project Group, Streamline, ICON Production, Les Films Pelléas

Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓