20 лучших клипов 2018 года, чтобы вам мало не показалось

Специально для тех, в кого не помещаются ни фильмы, ни сериалы, знаменитый кинорежиссер Никита Лаврецкий собрал самые выдающиеся клипы года.

 

 

 

 

 

20

 

Sophie Hunger “Tricks”

 

(режиссер Матильда Финн)

 

 

 

 
Похороны. Девушка завешивает чёрной шалью зеркало, и мёртвая старая женщина непостижимым образом оказывается подменённой другой, молодой. Действие перемещается в лес, где проходит скоростное ралли с участием только одной машины, которой управляют две молодые девушки. Та самая старая женщина смотрит в монитор с трибуны и принимает денежные ставки.

 

Клип на гипнотический синтпоп-трек Софи Хангер «Tricks» — один из многих, снятых кинематографично, как кино, но в то же время — один из самых чистых примеров видео, где действие происходит не по законам киношной драматургии, а по «логике музыкального клипа». При пересказе сюжет звучит как бред сумасшедшего, а под музыку смотрится самым естественным и завораживающим образом.
 
 

 

 

 

 

 

 

19

 

Lil Tracy “Alex McQueen”

 

(режиссер Расти Снайдер)

 

 

 

 
В прошлом году мы обозначили минимальную формулу успешного клипа как «интересно выглядящий исполнитель плюс красивый свет». Совершенно удивительно, насколько более эффектно смотрится клип саундклауд-рэпера Лил Трейси «Alex McQueen» по сравнению с тысячами таких же простых, как пять копеек, клипов его современников — всё благодаря усилиям дебютанта Расти Снайдера, следующего этой формуле. Артист читает рэп, стоя напротив ослепляющей золотом магазинной витрины, и мягкий белый свет (будто из фонарика оператора) изящно скользит по его модным очкам, грилзам и кроссовкам заглавной марки; артист показывает в камеру язык, сидя на пассажирском кресле машины, пока мимо пролетают сверкающие огни ночного города; на строчке «О**енно разбогатеть — вот и весь мой план» он молчит и так грустно смотрит в окно, что, кажется, вот-вот расплачется без причины. Одним словом, чистая трэп-поэзия.
 
 

 

 

 

 

 

 

18

 

Max Richter “On The Nature Of Daylight”

 

(режиссёр Джордж Белфилд)

 

 

 

 
«On The Nature Of Daylight» — одна из самых растиражированных работ композитора Макса Рихтера: начиная с 2004 года она успела прозвучать во множестве фильмов (включая «Персонажа», «Остров проклятых», «Прибытие») и ещё большем множестве сериалов. Как ни удивительно, но к новому переизданию альбома Рихтера кто-то наконец-то рискнул снять на эту песню официальный клип — и ещё удивительнее то, что этот клип снова заставляет возвышенно-печальную композицию звучать трепетно и свежо.

 

В кадре героиня актрисы Элизабет Мосс просто бродит по ночному городу, а потом без видимой причины начинает рыдать посреди ступенек подземного перехода. От экрана невозможно оторваться по двум причинам: во-первых, Мосс — это величайшая актриса своего поколения, которая бы даже чистя в кадре картошку, приковала бы зрителя к экрану, а во-вторых, в отличие от кино, которое на первый план выводит историю, а саундтрек делает фоном, клип способен оставаться эмоционально абстрактным ровно в такой степени, чтобы вступить в равноправную синергию с песней.
 
 

 

 

 

 

 

 

17

 

Indoor Pets “Being Strange”

 

(режиссёр Yousef)

 

 

 

 
Разумеется, большая часть первоклассных клипов не просто обеспечивают в кадре «интересный свет», а занимаются изобретением полноценной новой визуальной эстетики. Одна из таких популярных эстетик последних лет — это «плохая 3D-анимация», которая уже приводила к великим результатам (клип Is Tropical «Dancing Anymore»), но чаще используется исполнителями как очевидный вариант, чтобы выглядеть круто, скрывшись за ширмой иронии (клип Монеточки и Би-2 «Нити ДНК»). Так вот, видео «Being Strange» не из этой поверхностной категории: это одновременно и остроумная сатира на фанатские сообщества и их активность (от группы, у которой пока что никакого фанатского сообщества и нет), и искренняя ода фрикам, и просто яркое и немного страшное напоминание о том, что анимация может делать с людьми.
 
 

 

 

 

 

 

 

16

 

A$AP Rocky “Sundress”

 

(режиссёр Фрэнк Лебон)

 

 

 

 
Фрэнк Лебон — верный продолжатель традиций классического «трюкового» клипмейкерства образца Мишеля Гондри в его лучшие годы. В прошлом году он уже использовал в своём клипе типичный гондрический монтаж, подчиняющийся логике сна, а в новом видео для A$AP Rocky, кажется, позаимствовал у всё того же Гондри замороженную эстетику знаменитого клипа «Like a Rolling Stone». Как и в великих клипах Мишеля Гондри, операторские трюки Лебона нужны не просто для удержания внимания зрителей, но и чтобы рассказать личную историю: пуля, вылетающая из дула пистолета не просто убивает рэпера, а драматично запускает монтаж из мобильных видео, пересказывающих историю его романтических отношений с героиней.
 
 

 

 

 

 

 

 

15

 

Mike Shinoda “Over Again”

 

(режиссёр Майк Шинода)

 

 

 

 
Трюки-трюками, эстетика-эстетикой, но ничто так не приковывает внимание, как исполнители, которые используют свои клипы не просто как яркие рекламные ролики, а рискуют эмоционально в них обнажаться. Майк Шинода из группы Linkin Park снимает на телефон собственное исполнение песни о бесконечном прощании с покойным Честером Беннингтоном; видео первого куплета про подготовку к прощальному концерту и видео второго куплета про то, как прошёл этот концерт, были записаны в два разных дня, когда, собственно, и сочинялись слова. В клипе Шинода не столько фиксирует собственное исполнение, сколько пытается максимально подробно запечатлеть на камеру своё лицо: снимает по очереди сверхкрупно свой глаз, свой нос, свои зубы. Во второй половине в ход идут агрессивные видеоэффекты, подчёркивающие тот факт, что Шинода звучит не скорбно, а просто очень зло. «И все любят говорить: “Ох, тебе, наверное, тяжело решить, что делать дальше” / Спасибо, гений, я и сам понимаю, что это жопа / Всего лишь труд всей моей жизни висит на волоске». Звучит не очень альтруистично, зато очень честно.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

jonatan leandoer127 “Vampire Blues”

 

(режиссёр Эмрик Мешеша)

 

 

 

 
Клауд-рэпер Янг Лин в 2018 году выпустил альбом под своим настоящим именем, в котором звучал как пьяный 40-летний мужик, сквозь слёзы ревущий в ночном караоке-баре хиты Брюса Спрингстина и группы R.E.M. Клип на песню «Вампирский блюз» эту атмосферу бессонной отрешённости передаёт подлинно магически: пьяная камера музыкально шатается, пока Лин потерянно бродит по паркингу и задумчиво сидит на поломанном стуле посреди стройки. Кульминации клип достигает в кадре, где рэпер ест пирожное в пустой забегаловке, запивая кофе и поглядывая на футбольный матч по телевизору.
 
 

 

 

 

 

 

 

13

 

Princess Nokia “Your Eyes Are Bleeding”

 

(режиссёры Мила Либин и Дестини Фраскери)

 

 

 

 
В переездах между концертами в рамках большого турне Princess Nokia, сидя на заднем сидении авто, плачет из-за разрыва с бойфрендом, курит и слушает группу Twisted Sister. Превосходно смонтированное документальное видео «Your Eyes Are Bleeding» красноречиво противопоставляет два типа перформанса: публичный — с тверком, ярким освещением и нырянием со сцены в толпу; и интимный — когда артистка поёт свой эмо-рэп о разбитом сердечке и коротком «сроке годности» всех романтических отношений посреди унылого придорожного кафе.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

Lil Peep “Save That Shit”

 

(режиссёры Mezzy и Heavy Rayn)

 

 

 

 
Как и клип Принцессы Нокии, посмертное видео Лил Пипа на зловещую песню «Save That Shit» («На**й мою жизнь, тебе её, подруга, не спасти / Даже не пытайся говорить, что можешь это дерьмо спасти») — это тоже сложносочинённый монтаж на основе документального материала из турне. Обманчиво простой внешний вид клипа скрывает за собой полноценную драматургию: в перерывах между отрывами на шоу рэпер переписывается и созванивается по видеосвязи сразу с двумя девушками (их играют реальная подруга детства Пипа и приглашённая модель). Героини видео между звонками смертельно скучают, лёжа в ванной и идя по красной дорожке, пока видео не подходит к разбивающей сердце концовке: навсегда потухший дисплей айфона уплывает вдаль.
 
 

 

 

 

 

 

 

11

 

Kodak Black ft. XXXTentacion “Roll In Peace”

 

(режиссёр AWGE)

 

 

 

 
В клипе на исповедальную песню «Roll In Peace» («Они хотели дать мне восемь лет / На колени стал, такой: “Помоги, Иисусе” / Если не веришь в Иисуса, то зачем носить его на шее?») рэпер Кодак Блэк забрасывает девушку в спальне долларовыми купюрами, пока кадры из зала суда рифмуются с кадрами с церковной службы. Некоторую концептуальную недостачу легко компенсирует визуальная смелость видео: от разительно раздавленных цветокором теней и манекена в роли судебного пристава до глубоко западающих в подкорку кадров, где Кодак на мгновение превращается в натурального демона, а, будучи окружённым фанатичными почитателями, неестественно улыбается, будто выпив щелочи.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

Smrtdeath “Yung Disaster”

 

(режиссёр @mouthsore)

 

 

 

 
Экранизация песни эмо-рэпера Smrtdeath «Юная катастрофа» одновременно предельно дословная и по-доброму ироничная. Косящего под Курта Кобейна артиста после провального концерта выгоняют из панк-рок-группы за алкоголизм; вечером в скейт-парке он падает со скейтборда и восклицает: «Что же теперь делать? Моя жизнь кончена»; тут же его нанимает в качестве вокалиста девичья группа, которой интересуются большие продюсеры, но и оттуда его после отказа принимать новые правила игры выгоняют на улицу: «Ты хочешь навсегда остаться просто саундклауд-рэпером?» — «А что с этим не так?». Спонтанность съёмки трясущейся HD-камерой (в качестве остроумной метафоры неаутентичности выступает VHS-камкодер, на который героев заставляет снимать клип продюсер) и искренняя прямота сюжета наполняют клип тем подлинным юношеским очарованием, которое с каждым высокобюджетным блокбастером исчезает из видео ближайших соратников Smrtdeath по комбинации поп-панка и трэп-битов — украинцев «Пошлая Молли».
 
 

 

 

 

 

 

 

9

 

Oneohtrix Point Never “Black Snow”

 

(режиссёр Дэниел Лопатин)

 

 

 

 
В этом году прогрессивный электронщик Oneohtrix Point Never выпустил альбом, в котором впервые сам запел, причём очень своеобразно, — в результате чего нарочитая кривизна композиций и всепроникающая тоска мелодий вместе работали на комплексную меланхолично-невротическую эмоцию. Клип на одну из самых ярких песен альбома — «Black Snow» — артист Лопатин, разумеется, тоже поставил самостоятельно, так же эффектно накладывая друг на друга объекты ностальгии и тревоги. Герой клипа меняет противогаз на ковбойскую шляпу; его демонический грим соседствует с париком Моцарта; наконец, старомодный танец девушек из варьете оказывается окружён едким дымом и густой пылью из-под кроссовок.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

Lil Peep ft. Clams Casino “4 Gold Chains”

 

(режиссёры Lil Peep и Heavy Rayn)

 

 

 

 
В, судя по всему, последнем снятом при жизни клипе «4 Gold Chains» Лил Пип выглядит как натуральное привидение, бритоголовое и сверх всякой меры татуированное. Сидя на чьём-то крыльце, залитом бледным светом ночного фонаря, Пип глотает таблетку, закуривает косяк и, едва открывая рот, проговаривает выборочные строчки своей тормознутой эмо-рэп-баллады. Зловещая деталь: на белых столбах по бокам крыльца чернеют цифры «21» — это именно тот возраст, в котором Пип погиб от передозировки наркотиками.

 

Из категории любопытного документа в разряд чистого искусства это видео переводит его сюрреалистическое аутро, в котором под длинный инструментальный проигрыш продюсера Clams Casino Пип, тревожно оборачиваясь по сторонам, проходит по улице, чтобы в конце концов растворится среди вечерних огней.
 
 

 

 

 

 

 

 

7

 

XXXTentacion “Moonlight”

 

(режиссёры JMP и XXXTentacion)

 

 

 

 
Поразительная синхронность: безвременно ушедший 20-летний грустный рэпер XXXTentacion в своём последнем клипе «Moonlight», ровно как и Лил Пип, изображает привидение. В течение видео он сначала просто наблюдает, сидя в тени, а затем сам меланхолично проходит через толпу участников странной вечеринки в лесу, а те практически не обращают на него внимания, продолжая веселье. В какой-то момент рэпер начинает страшно заливисто хохотать без видимой причины. Так артист на ходу изобретает странное новое чувство — парадоксальную смесь тревоги и умиротворения.
 
 

 

 

 

 

 

 

6

 

Kelela “Frontline”

 

(режиссёр Клодия Мате)

 

 

 

 
Цифровая художница Клодия Мате, специализирующаяся на эстетике компьютерной графики начала нулевых, сделала для альтернативной R’n’B-исполнительницы Келелы клип по мотивам игры Sims. Клип этот не просто эксплуатирует модную эстетику «плохого 3D», а использует её для рассказа действительно личной истории: анимированная версия артистки расстаётся в кадре с бойфрендом; едет на кабриолете и плачет, вспоминая сцены из этих отношений; встречается с подругами и танцует в свете автомобильных фар. Топорная анимация обеспечивает жестам и эмоциям в кадре такую ясную выразительность, какую не дала бы никакая актёрская игра; а когда небо темнеет, и в ход идут таинственные потусторонние ритуалы и фантастические порталы посреди пустыни, то у авторов получается редкая по убедительности картина, обнажающая ту же тьму конца любви, какую выражают загонные мрачные синтезаторы в самой песне.
 
 

 

 

 

 

 

 

5

 

Marshmello x Lil Peep “Spotlight”

 

(режиссёр Ник Кёниг)

 

 

 

 
Клип на песню продюсера Marshmello и рэпера Лил Пипа «Spotlight» рефлексирует горечь утраты, пользуясь иносказательной «логикой музыкального видео». Типичная американская закусочная, наполненная линчевскими персонажами. В закусочную заходит молодой человек в кожаной куртке с компанией. Зеленоволосая посетительница заведения многозначительно переглядывается с парнем, после чего хватает мотоциклетный шлем и уезжает на мотоцикле домой. Там она принимает душ и долго смотрит сначала на своё фото с бывшим парнем, а потом на нож. Героиня возвращается в закусочную, но там уже произошло что-то ужасное.

 

Клипмейкер Gab3 в лучшем клипе прошлого года уже продемонстрировал, как в, казалось бы, динамичном жанре музыкального видео драматические эллипсисы и статика могут смотреться эффектнее, чем где-либо ещё. Режиссёр клипа «Spotlight» Ник Кёниг снова подтверждает этот тезис, на сей раз ценой разбитого зрительского сердца.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Joji ft. Clams Casino “Can’t Get Over You”

 

(режиссёры SAINT и Джордж Миллер)

 

 

 

 
Переквалифицировавшийся из изобретателя ироничных ютюбовских мемов в альтернативного R’n’B-певца новой школы артист Джоджи в собственном клипе на песню «Can’t Get Over You» изображает пост-ироничную душевную боль. Под звуки нежной индитроники он, будто участник труппы «Jackass», сначала по многу раз неловко падает с роликовых коньков с букетом в руках; а застав свою девушку с другим, бреет голову и забивает своё беспросветно погрустневшее лицо татуировками, после чего ходит вместе с бандой по тротуарам и буквально отбирает у детей мороженое. Понятно, что для 2018 года такой сюжет — чуть ли не самый романтичный из возможных.
 
 

 

 

 

 

 

 

3

 

Gesaffelstein “Reset”

 

(режиссёр Ману Коссу)

 

 

 

 
Клип на французское техно «Reset» — это, как ни странно, жёсткая сатира на современное американскую хип-хоп-культуру. Герой клипа — агрессивный белый рэпер, который в течение нескольких монтажных склеек доводит свой физический имидж до логического предела: начиная с пары тату на лице и заканчивая безумным пирсингом, волосами цвета радуги и практически беспросветно синей кожей. Концепцию сильно укрепляет тот факт, что клип поставлен и смонтирован на порядок круче, чем любое аутентичное рэп-видео в этом году (режиссёр Ману Коссу — бывший участник клипмейкерского дуэта Fleur & Manu, известного не только прошлыми веховыми клипами для Gesaffelstein, но и видео на треки Дрейка). Поразительно, как мало деталей нужно было поменять, чтобы из самого романтичного для 2018 года сюжета (см. предыдущее по списку видео) сделать самый актуальный в 2018 году боди-хоррор.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Anderson.Paak “Til It’s Over”

 

(режиссёр Спайк Джонз)

 

 

 

 
Спайк Джонз — это без преувеличения Орсон Уэллс от мира музыкального видео, с той лишь разницей, что Джонз снял за свою карьеру не одного «Гражданина Кейна», а штук эдак десять таких «Кейнов». Его новый визионерский шедевр — это де-юре рекламный ролик для Apple, а по всем формальным признакам — полноценный музыкальный клип на песню Anderson.Paak (в конце концов, если «Питчфорку» можно рассматривать этот ролик в качестве клипа, то можно и нам).

 

Для видео Джонз построил одну из самых невероятных декораций в истории кино, посреди которой очаровательная артистка FKA Twigs исполнила сложносочинённый хореографический сюжет о радости уединения в конце рабочего дня. Предельно интимное высказывание, на которое были потрачены добытые обходными путями непропорционально грандиозные ресурсы, — что это, если не определение большого искусства?
 
 

 

 

 

 

 

 

1

 

Alex Cameron “Studmuffin96”

 

(режиссёр Джемайма Кёрк)

 

 

 

 
Видео «Studmuffin96» — это один большой феномен: самая трогательная в мире история любви между вульгарно сексуальной работницей прачечной (в роли «Пепси-Джейн» — актриса из сериала «Девочки» и режиссёр клипа Джемайма Кёрк) и подстреленным в бок гангстером с зализанными волосами (эту роль исполняет сам Алекс Кэмерон). В процессе выясняется, что девушка ждала своего гангстера с самого детства, а заканчивается всё длинной откровенной сценой БДСМ-секса. Со слов кажется, что это всё просто ну никак не может работать, тем более в рамках короткого ролика, но всё дело в том, что только в виде музыкального клипа эта великая романтическая история и могла быть возможна.
 
 

 

 

 
 

Обложка: MYSHOWBACKTV/Youtube

Поделиться
Теги
Сейчас на главной
Показать еще   ↓