Цифровое благополучие: как сохранить психику в мире лайков, хейта и бесконечной ленты

Люди 12.05.2025

Психологическое здоровье в эпоху лайков и хейта — вызов как для пользователей, так и для самих блогеров. Как научиться вести себя в сети так, чтобы не вредить себе и другим? Разбираемся вместе с новым проектом «Ты в сети» А1.

По международному отчету на datareporta, в Беларуси на начало 2025 года – 8,26 млн интернет-пользователей. Таким образом, практически все население страны, кроме разве что новорожденных, пользуются интернетом.

 

Цифровая жизнь стала неотъемлемой частью реальности.

 

Влияние соцсетей также увеличивается. Многие люди по всему миру пользуются соцсетями в качестве поисковика. Вспомните, наверняка и вы искали рецепты уже не в Google или Яндексе, а Тиктоке. Таким образом, соцсети влияют на нашу жизнь глобальным образом. По данным Института социологии НАН Беларуси, пользуются соцсетями 78% населения. Пятерка самых популярных соцсетей в Беларуси: Инстаграм, Ютуб, Одноклассники, Вконтакте и Тикток.

 

Если проводить в интернете и особенно в соцсетях слишком много времени, это грозит возрастанием тревоги, выгоранием и зависимостью. Мошенничество, не подходящий по возрасту и даже опасный контент, кибербуллинг – вызовов в онлайн-мире множество. Поэтому важно помнить о цифровом благополучии и безопасности.


 

 

 

 


Вот почему появился Клуб ответственных инфлюенсеров «Ты в сети», созданный компанией А1 в партнерстве с Белорусским детским фондом.

 

В Клубе белорусские блогеры вместе с экспертами собираются по субботам и поднимают важные темы: влияние медиа на детей и подростков, кибербезопасность, цифровое благополучие, ответственные рекламные интеграции и многое другое.

 

 

 

 

( 1 )

 

Что же такое цифровое благополучие?

 

Понятие цифровое благополучие сейчас используется для определения баланса между цифровой активностью и психическим здоровьем. Это важно для всех – от школьников до инфлюенсеров с миллионной аудиторией.

 

По данным МАСМИ, основная часть белорусских пользователей (38%) проводит в приложениях ежедневно от 1 до 3 часов, каждый пятый отдает этому 4–6 часов своей жизни.

 

Особенно важно, чтобы о цифровом благополучии помнили блогеры и инфлюенсеры. Ведь именно на них ориентируется молодая аудитория.


 

 


 

( 2 )

 

Основные угрозы
цифровому благополучию:

 

•  Информационная перегрузка
 
•  Зависимость от лайков и одобрения
 
•  Хейт, буллинг, cancel culture
 
•  ФОМО (страх упустить важное) и тревожность
 
•  Выгорание

Перегрузка и выгорание бывают и у подростков, и у офисных работников, и у блогеров-миллионников.

 

Недавно компания VK провела исследование: оказалось, что почти половина блогеров испытывают хотя бы один из симптомов - раздражение, апатию, потерю эффективности. Постоянное генерирование контента, завышенные ожидания, стирание границ между личным и рабочим временем – всё это может негативно сказаться на психологическом комфорте.

 

Один из самых известных примеров выгоревших блогеров — Пьюдипай (больше 300 миллионов подписчиков на ютуб-канале). Он стал известен своими летсплеями, прохождениями видеоигр. Несколько лет подряд он был самым популярным ютуб-блогером в мире, славился своими шутками, иногда на грани дозволенного. Спустя 10 лет активной интернет-карьеры, в 30 лет Пьюдипай объявил, что фактически уходит на пенсию. Он удалил свой аккаунт в твиттере и сказал, что будет выпускать видео намного реже. Пьюдипай был одним из первых, кто заявил о выгорании у блогеров. Он сказал: «Я устал. Очень устал». Он женился, переехал с женой в Японию и стал изредка выпускать влоги об этой чудесной стране. Сейчас он иногда выпускает видео о том, как смотрит мемы или как растет его сын. При 300 миллионах подписчиках у его нынешних видео в среднем 1-2 миллиона просмотров. Это не былая слава, конечно, но это похоже на счастливую пенсию.

 

Известны случаи крайней усталости и у популярных блогеров из Беларуси.

 

Владислав Бумага, известный как Влад А4, куда-то пропал в 2021 году. У его канала на тот момент было 30 миллионов подписчиков, видео с Владом выходили часто – иногда по два-три в неделю. И вдруг блогер куда-то пропал – он полгода не публиковал ни одной фотографии в Инстаграме и 4 месяца не появлялся в видео на Ютубе. Поклонники очень волновались и предполагали, что управление каналом перешло к его коллегам по съемочной площадке. Но Влад наконец появился, и его пресс-служба объявила, что блогеру нужно было отдохнуть от перегруза постоянных съемок.

 

 

 

 

 

 


 

( 3 )

 

Как сохранить себя в сети:
практические принципы

 

•  Нужно соблюдать личную цифровую гигиену. То есть регулировать время онлайн и отключать уведомления.

 

•  Развивать эмоциональную осознанность. Нужно отслеживать свои чувства и реакции на негатив. Лучше всего – как можно меньше погружаться в негативный контент и как можно меньше взаимодействовать с токсичными пользователями.

 

•  Нужно соблюдать баланс контента и тишины. Важно помнить: нужно не только создавать, но и отдыхать.
 

 

 


 

( 4 )

 

Советы для инфлюенсеров:

 

•  Важно не сгореть на контенте и хейте. Для этого нужно выстраивать безопасное и поддерживающее сообщество подписчиков.

 

•  Нужно говорить о том, что для вас важно, при этом не боясь навредить себе и читателям.

 

Кейсы: опыт блогеров, которые сделали паузу или изменили формат работы ради ментального здоровья.

 

Один из самых известных примеров - Катя Клэп (7 миллионов подписчиков в ютубе). Она стала известна своими смешными пародиями и клипами. С течением времени она поняла, что выросла и она, и ее аудитория. Сейчас Катя Клэп позволяет себе большие перерывы в вещании – у нее были периоды, когда видео не выходили несколько месяцев. Изменились и темы, и подача. Если раньше Катя Клэп была известна лихим монтажом и постоянными шутками в видео, то сейчас она позволяет себе выпустить длинные медитативные видео с готовкой, где она не произносит ни слова. Все чаще Катя говорит о том, что нужно в первую очередь сохранять свое ментальное здоровье, а не гнаться за просмотрами.

Блогер Макс +100500 (сейчас у него 10 миллионов подписчиков) стал известен на весь интернет своими ядовитыми комментариями роликов. С ходом времени его контент поменялся – место черного юмора заняли спокойные влоги о путешествиях в разных странах.

 

Один из самых известных стримеров Илья Мэддисон и вовсе отказался от выпуска традиционных видео. Он объяснял, что постоянное создание видео изматывает: нужно долго делать монтаж, видео нужно часто выпускать, под ними много токсичных комментариев и так далее. Стримы делать намного проще, поэтому Мэддисон перешел на них. Чуть позже он отказался и от игровых стримов – видеоигры стали вызывать у него отвращение, ведь проходить их надо часами. Сейчас половина стримов Мэддисона – это комфортные просмотры смешных видео и их комментирование и просто уютные разговорные стримы (иногда – на исторические темы), где блогер общается со своим сплоченным и дружным сообществом зрителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 5 )

 

Советы для пользователей:

 

•  Нам как пользователям важно не стать частью токсичной культуры.

 

•  Контент нужно потреблять ответственно. Позитивных авторов нужно поддерживать.

 

•  Нужно постоянно помнить, что в интернете часто манипулируют нами, и давление соцсетей действительно существует.

 

 

 

 


 

( 6 )

 

Будущее цифрового благополучия

 

•  Даже создатели платформ понимают, как важно соблюдать цифровую гигиену. Они разработали инструменты для самоконтроля. Например, на Ютубе и в Инстаграме можно посмотреть, сколько времени вы там проводите. Инстаграм иногда даже присылает уведомление, что вы слишком долго листаете ленту.

 

•  Также статистику по времени во всех приложениях можно смотреть в самих устройствах. В настройках это называется или «Экранное время», или «Использование устройства». Там можно отследить, сколько времени вы взаимодействуете с устройством и в разных приложениях.

 

•  В некоторых соцсетях есть цензура хейта: на Ютубе банят за жестокие сцены в видео, в Инстаграме можно жаловаться на некомфортный контент.

 

•  Но все-таки важно помнить, что личная ответственность — это главный ключ к переменам.

 

Цифровое пространство — продолжение реальности, а не отдельный мир. Самое главное — не погружаться в него бездумно, а действовать осознанно, с заботой о себе и других.

 

 

 


 

 

Подборка полезных приложений

 

Изображение значка


Приложение «Цифровое благополучие»
Это приложение для Android, разработанное Google. Оно отслеживает цифровую жизнь: как часто вы используете приложения; как часто проверяете телефон и снимаете блокировку экрана и так далее.

Подробнее →

 

 

 

 

Изображение значка

 

Digital Detox Challenge
Приложение подходит для всех устройств. Оно позволяет внести приложения соцсетей в черный список, чтобы вы могли ими пользоваться только в определенное время. Доступ к интенету в это время не ограничен. За срыв полагается штраф.

 

Подробнее →

 

 

 

 

Защитный щит и ноутбук

 

Услуга «Безопасный интернет» от А1
Передовые технологии фильтрации трафика и защиты данных блокируют опасные сайты, вирусы и фишинговые схемы, обеспечивая вашу безопасность в сети. Услуга также позволяет гибко настраивать доступ к развлекательному и взрослому контенту, игровым платформам и социальным сетям.

 

Подробнее →

 

 

 

 

 

Клуб ответственных инфлюенсеров «Ты в сети»: новый проект А1 по безопасности детей и подростков онлайн

 

А1 в партнерстве с Белорусским детским фондом продолжает программу по защите детей и подростков в цифровом пространстве. В рамках программы А1 создал Клуб ответственных инфлюенсеров «Ты в сети», объединив белорусских лидеров мнений, на которых ориентируется молодежь в социальных сетях. Встречи Клуба в формате круглых столов с экспертами по кибербезопасности, рекламному воздействию, психологами и педагогами направлены на повышение информированности об ответственном влиянии в социальных сетях и создании безопасной онлайн-среды.
 

 

 


А1 стремится создать пространство для обсуждения актуальных вопросов цифровой безопасности, обмена опытом и лучшими практиками, а также формирования комфортной онлайн-среды. В рамках своей стратегии экологического, социального и корпоративного управления (ESG) компания не только обеспечивает быструю и надежную связь, но и работает над тем, чтобы интернет стал безопасным и комфортным пространством для всех.

 

Уже сейчас каждый создатель онлайн-контента может пройти тест, чтобы понять, как он влияет на своих подписчиков. Сделать это, а также вступить в Клуб можно здесь. Для удобства участников количество мест ограничено.

 

   Обложка: А1

Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓