В Германии пиво подают со сливками и сиропом, американцы добавляют виски, а белорусские умельцы смешивают с натуральной клюквой, лаймом или эвкалиптом. Накануне конкурса профессиональных барменов Lidskae Beer Master мы пообщались с главным пивоваром ОАО «Лидское пиво» Олег Малаховым о пивных коктейлях, культуре потребления и интересных традициях.
Могилевчанин Олег Малахов признается, что в пивовары попал почти случайно. Среди школьных предметов он особо выделял химию, интересовался пищевой промышленностью. Нужный университет оказался в родном городе и преподавал специальность «напитки брожения». По распределению в 2004-м Олег попал на «Лидское пиво». Сначала хотел отработать лишь 2 положенных года, но вот уже 15 лет живет на Гродненщине.
– Честно сказать, я увлекся. Предприятие с самого начала привлекло динамикой своего развития. Особенно интересно стало в 2009-м, когда пришел крупный акционер, финская компания Olvi. Чуть позже я обзавелся семьей, ребенок родился … Так что теперь я – полноправный лидчанин!
– Конкурс Lidskae Beer Master – ваше полноправное детище, надо полагать?
– Вы удивитесь, но нет. Моя причастность началась только с третьего конкурса. (В этом году пройдет пятый). Целью конкурса с самого начала было развитие культуры питья. Акцент на пиве не только из-за профиля нашего предприятия. В этом контексте конкурс Lidskae Beer Master является инструментом, проводником культуры потребления... Ну и, конечно, не будем забывать про элементы шоу, которые делают конкурс еще интереснее.
– Состязание отмечает первый юбилей. Пять лет для подобного мероприятия – совсем немало. Что меняется внутри конкурса?
– Изменения только к лучшему, поверьте. То есть даже лучше, чем изначально планировали. Из года в год растет уровень организации. Заметно повышают класс и участники.
– Например?
– Презентации собственных коктейлей. Участники очень волнуются во время соревнования. Это значит, что им не все равно, что конкурс многое для них означает. Мы, организаторы, пришли к выводу, что Lidskae Beer Master – одна из немногих площадок, где бармены и в целом работники данной сферы могут себя проявить. Мы видим, насколько люди вовлечены и как рады. И сами этому радуемся. Это просто классно!
Момент под названием «нужно повышать квалификацию» настал и для самого Олега. Он с отличием закончил немецкую школу пивоварения VLB, своеобразную аспирантуру по своей специальности.
– Для меня это был большой рывок. На момент зачисления в VLB у меня уже была солидная база теории и практики. И за полгода я смог серьезно продвинуться, однозначно закрыть все свои белые пятна. Конечно, не могу не отметить, что уровень информации и ее подача в европейских образовательных учреждениях значительно отличается от наших, где информацию преподносят «сухо», в общем объеме без обозначения акцентов на наиболее важных и практических пунктах и с отсутствием связи теории с практикой.
– Вообще словосочетание «пивной коктейль» вызывает разные ассоциации. Расскажите подробнее.
– В Европе бум крафта и пивных коктейлей начался еще в 80-х. К нам же пришел только лет 5 назад. Соответственно, и спрос на новые вкусы, интересную подачу только формируется.
Самый популярный пивной коктейль – Радлер. Рецепт существует давно, его в том или ином виде выпускают практически все пивоварни. Вообще пиво с лимоном, с лаймом или с другими схожими цитрусовыми, вроде грейпфрута – самый распространенный вкус. А еще пиво с «текиловыми» нотками – опять же, не «ерш» из текилы и светлого пива, а коктейль в комбинации лайма и текилы. Это зародилось в Южной Америке, но очень быстро завоевало целый мир.
В целом рынок – и среднестатистический потребитель – можно сказать, консервативны. Кто бы ни говорил, что, мол, обычный lager уже неактуален – он еще долго будет популярен, спрос останется стабильно высоким. Развитие новых вкусов в пиве в Беларуси проходит медленно, наш потребитель пока не активно реагирует на изменения. Меня радует то, что «Лидское пиво» стало 1-м проводником в развитии крафта в Беларуси в республиканском масштабе.
Сам Олег всегда в поиске новых, необычных вкусов, постоянно изучает иностранный опыт:
– Достаточно консервативные немцы имеют Сорт Berliner Weisse – один из самых кислых в Германии. К бокалу иногда подают баночку с сиропом разных вкусов. В результате получается кисло-сладко, очень необычно.
– Кстати, в Положении нынешнего конкурса Lidskae Beer Master четко указано: стоимость всех ингредиентов коктейля не должна превышать 5 BYN. Почему так?
– Нам было бы очень отрадно, если бы каждый среднестатистический потребитель смог позволить себе пивной коктейль в любом баре нашей страны. Опять же, чистая экономика – вместе с культурой потребления.
В конкурсе мы год от года изменяем условия. К примеру, 2 года назад к использованию был предложен сорт American Black Ale. Это плотное темное пиво с ярким хмелевым вкусом – и, скажу честно, для коктейлей это сложный сорт. Тогда понравилось не все: по «американской» традиции в те коктейли добавляли много виски, бурбона… Получались тяжелые напитки. В прошлом году работали с Australian Light Lager. Сорт также с заметным присутствием хмеля, но светлый. И, соответственно, коктейли у конкурсантов были более летние… С лаймом, соками, даже с эвкалиптом! Есть у нас профессиональное словечко «питкие» – вот как раз такие были рецепты. В этом году основой предложен сорт ЛІДСКАЕ Premium. Это легкое светлое пиво, с ним можно делать практически все, что захочешь. У меня хорошие ожидания от нынешнего конкурса.
Хочу особо отметить атмосферу финала конкурса прошлого года. Когда Кристина победила – ее подняли на руки, покачали. Все как один поздравили, приняли участие в празднике – даже если проиграли. Для меня как для члена жюри это был очень важный и значительный эмоциональный момент.
– А было что-то такое, что немедленно хотелось взять на вооружение? И, может быть, даже внедрить в производство?
– Авторские, «штучные» коктейли нелегко воссоздать в промышленном масштабе. Сложные технологические процессы, недешевые ингредиенты… С другой стороны, нам в свое время очень понравился коктейль с травами. Мы как раз искали похожую композицию для своего сорта ЛIДСКАЕ Зiмовае. Конкретный конкурсный рецепт не использовали, т.е. прямого пересечения не было. Но, можно сказать, «навеяло»...
– Что посоветовать тем, кто пытается создавать коктейли в домашних условиях? Это вообще возможно?
– В Интернете сегодня полным-полно рецептов. Посоветовать могу вот что. Во-первых, четко понимать, чего ты добиваешься, какой вкус ищешь. И, конечно, не опускать руки в случае неудач. Ну а «в самых первых», так сказать – чтобы ваши эксперименты не были опасны для жизни и вредны для здоровья!
Республиканский профессиональный конкурс барменов Lidskae Beer Master проводится компанией «Лидское пиво» с 2015 года. К участию в конкурсе приглашаются белорусские бармены в возрасте от 19 лет и с опытом работы от 6 месяцев.
К первому юбилею конкурса призовой фонд увеличен: теперь приз за 1 место составит 5000 рублей, 2 место – 3000 рублей, 3 место – 2000 рублей.
ООО «АйТиБи»
УНН 191035410