Стендап про секс и еще 4 развлечения на выходные

Что посмотреть, послушать и почитать в эти заслуженные выходные.

 

 

 

 

 

 

Альбом «Starz»

Yung Lean

 

YEAR0001

 

 

 

 

Хип-хоп больше не субкультура, а единственный моножанр всей поп-музыки. Соответственно, артисты, читающие рэп, больше совсем не «рэперы». Был ли шведско-белорусский позер Янг Лин когда-то вообще рэпером?

 

Переслушивание ранних его микстейпов приводит к выводу, что определённо был, но это его «рэперство», мемная популярность в качестве пухлого белого школьника, косплеившего чёрных американских бандосов, с дистанции лет выглядит каким-то недоразумением, глупым подростковым кривлянием. Для сына фэнтези-писателя и мамы-дипломата (именно последней Янг Лин обязан детством, проведённым на улице Пулихова с видом на Свислочь, и такими выдающимися сюрреалистическими воспоминаниями, как: «Однажды папа должен был забрать меня из детсада. Все дети играли, и он такой спрашивает: “Где мой сын? Где Юнатан?” А они: “Юнатан сегодня был не очень хорошим мальчиком”, ну и он спрашивает: “И где же он?”. Они показывают пальцем на угол, а там стою я в колпаке Ку-клукс-клана, который они на меня напялили»); внука английского драматурга – рыцаря ордена Британской империи, артиста Янг Лина рэперство всегда было не более, чем подростковой фазой, – и к четвёртому студийному альбому «Starz» он добрался до статуса, который ему, пожалуй, с самого начала был предначертан родословной, – не рэпера, но просто артиста-мечтателя.

 

Ах, какие мечтательные песни поёт Янг Лин (переведём названия сразу так, как будто из Минска он никогда не уезжал): «Спайсы у “Хит Экспресса”», «Отрочество в СНГ», «Звёздачки»… Единственные два гостя на альбоме символизируют два основных источника стилистического вдохновения Лина: атлантский трэпер Плейбой Карти выступает со своим самым анимешным куплетом, в котором аритмично мямлит, что «сидит на опиуме последние 10 дней», но по его голосу кажется, что он перепутал опий и гелий (во время наркоманских кривляний Карти так и слышится немое недоумение и смущение Лина в студии, но он, очевидно, слишком интеллигентен, чтобы не уважать творческую свободу коллеги; лейбл Карти в последнюю секунду позорный куплет из релиза всё-таки удалил – и это, кажется, к лучшему); на «Звёздачках» Лин поёт дуэтом с гипнагогом Ариелом Пинком – и это идеально гармоничное выступление: удивительно похожие, несмотря на разницу поколений, томные голоса сливаются в едином порыве тоски по полузабытым мечтам. У своих приятелей-мечтателей из Drain Gang Лин позаимствовал мастера самых ностальгических аранжировок Whitearmor – тот спродюссировал каждую из песен на альбоме, и хорошо осознающий собственные сильные и слабые стороны Лин дал ему всё необходимое личное пространство для восхитительных инструментальных проигрышей, доводящих эмоции до слушателя там, где всё ещё объективно слабый голос Лин физически не может справиться. Впрочем, в сравнении с автотюновыми крунерами из Drain Gang, к 2020 году заслужившими чуть ли не большего, чем Лин, признания (дебютный альбом Ecco2K получил великолепную критику и чуть ли не мгновенно культовый статус; на свой шестой альбом Bladee получил первую – и сразу положительную – рецензию Pitchfork), вокальное исполнение Янг Лина обладает огромным козырем: там, где Экко и Блейд поют по-ангельски проникновенно – то есть абсолютно асексуально, Лин контрастирует неземную музыку с очень мужской генсбуровской хрипотцой.

 

Не шибко насыщенная хитами пластинка на 16 треков «Starz» – это, увы, не стилистический шедевр и даже не стилистический сюрприз (им был «Stranger» – ретроспективно один из самых красивых альбомов 2010-х), а просто собранная работа крайне уверенного в себе артиста, нашедшего к 23 годам свой первый самостоятельный и оригинальный стиль – это, впрочем, тоже дорогого стоит. Ну что поделаешь, если запутанные и страстные поиски часто бывают интереснее даже самой великолепной находки.

 

Никита Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фильм «Человек с тележкой»

Режиссер Усман Сембен

 

 

African Film Library

 

 

На годовщину отмены рабства 19 июня в США подходит к концу третья неделя крупнейших в 21-м веке массовых протестов. Причина этого всего кроется, пожалуй, в выдающемся абстрактном мышлении американцев: именно из-за него в истории с несправедливым и жестоким убийством Джорджа Флойда американцы всех мастей увидели не очередного негра/наркомана/рецидивиста, попавшего под горячую полицейскую руку, а одного из своих, мученика-американца, символизирующего каждого. Именно такое абстрактное мышление позволяет нам сопереживать всякому повествовательному произведению искусства, независимо от объективной схожести с героями. Но даже американское абстрактное мышление имеет свои пределы: в американской культуре не думает прекращаться бесконечная дискуссия о необходимости точной до миллиграмма репрезентации на экране всех рас, гендеров и сексуальностей; в центре этой дискуссии находится сопереживание одних американцев другим экранным американцам – и к какому-то заметному всплеску популярности экзотического кино из разных уголков планеты разговоры о культурном разнообразии пока что не приводят (максимально голливудское кино «Паразиты» из самой американизированной азиатской страны Южной Кореи – исключение, лишь подтверждающее правило).

 

И зря!

 

Ведь, например, первый в истории фильм, снятый чёрным африканцем, неореалистический короткометражный шедевр сенегальца Усмана Сембена «Человек с тележкой» – это уже одна из самых универсально трагичных и смешных кинокартин в истории.

 

Аналоговый таксист с усталой кобылой и скрипучей повозкой весь день напролёт бурчит закадровым голосом: «Фату как всегда первая в очереди. Ну и когда она мне заплатит?.. А вот и Мамаду, паразит. Каждый день его подбирать… Вообще не хочу останавливаться… Ну и что я говорил? Всё, что я получил, – это рукопожатие». Как и каждый из нас, во внутреннем диалоге таксист позволяет себе куда больше возмущения, чем вслух; как и все мы, он не самый несчастный человек (проползавшего мимо калеку таксист заставляет обращаться к собственным лаптям, а про себя отмечает: «Попрошайки как мухи»), но и далеко не самый счастливый: когда мужчина в костюме просит подкинуть его до центра города, куда запрещён въезд повозкам, таксист рискует и в итоге нарывается на полицейского. Соответственно по пути туда он про себя восхищается архитектурой и чистотой центра, а по пути обратно сетует на проклятых жуликов и убеждает себя, что лучше родной деревни ничего нет.

 

Если говорить не про американцев, а про белорусов, то иногда кажется, что, родись Иисус Христос в Республике Беларусь, у нас бы не хватило абстрактного мышления, чтобы после распятия придумать христианство – ну подумаешь, какого-то чокнутого еврея на крест посадили, поделом. Думаете, это не так? Ну, лучше способа проверить своё абстрактное мышление, чем просмотр величайшего африканского киношедевра, не найти.

 

Никита Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сериал «Я знаю что это правда»

 

 

HBO

 

Два американских брата-близнеца, на вид один измученней другого (Марк Руффало и Марк Руффало) переживают каждый свой экзистенциальный кризис. Ситуация обостряется для обоих, когда младший брат (младший всего на несколько минут; из-за удачи родиться под бой курантов по паспорту между ними целый год; а в смысле личных отношений – целое поколение) в шизофреническом порыве отрезает себе руку в читальном зале библиотеки – не просто так, а в качестве протеста против операции «Буря в пустыне». Тем не менее, после этого все равно попадает в дурку, а старшему брату, как и всю предыдущую жизнь, приходится жертвовать личной жизнью, чтобы его спасать от карательной (ну, относительно) психиатрии.

 

Выдающий мелодраматург Дерек Сиенфренс снял свой первый кинороман – не в метафорическом смысле (как размашистые американские драмы «Валентинка» и «Место под соснами»), но в самом натуральном: не менее кинематографичный, чем «большое кино», мини-сериал «Я знаю, что это правда» идёт шесть с половиной часов, из них часа полтора составляет повесть-внутри-романа о молодости несчастного деда братьев Руффало.

 

Как и раньше, кино Сиенфренса формально лишёно какой бы то ни было иронии, но на сей раз накал страстей таков, что от бесконечных страданий и отчаяния на экране без особых усилий удаётся получить самое искреннее удовольствие. Параллельно бесконечным ужасам и катастрофам, приключающимся по восходящей (кроме шизоидного членовредительства, в романе «Я знаю, что это правда» и его экранизации есть несколько детских смертей, пара самоубийств, измены, скандальные расставания, рак, инфаркт, множественные переломы), камера буквально съедает глубокие поры и чёрную щетину на нейтрально-уставшем лице Руффало-старшего. Тем временем Руффало-младший изображает близнеца-шизофреника с аутистическим обаянием Адама Сэндлера в своей самой трагикомичной форме (если что, это комплимент). Наконец, финальным приглашением к постироничному наслаждению происходящим становятся пафосные закадровые монологи в начале каждой серии, в которых мученик Руффало в поэтически-отстранённой форме делится воспоминаниями о своём несчастном детстве.

 

«Я знаю, что это правда» – идеальный сериал для всех тех убеждённых пессимистов, которые давно поняли, что с собственным несчастьем можно совладать лишь через форсированную иронию и глумление во всех непонятных ситуациях. И даже если вы сами ещё не относите себя к элитному клубу постироничных пессимистов, попробуйте посмотреть драму «Я знаю, что это правда», может, и на вас это порно скорби произведёт терапевтический эффект. Неслучайно и герой Руффало в конце концов приходит к умиротворению лишь дочитав мемуары своего деда-иммигранта, представляющие из себя в сравнении с тёмными 90-ми, в которых живёт он сам, абсолютно беспросветный психологический хоррор.

 

Никита Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комиксы «Эйко, или Жизнь старшеклассницы от А до Я»

Кондо Акино

 

Фабрика комиксов

 

 

 

 

В один дождливый день молодая художница по именно Акино получает письмо от старой знакомой, которую никак не может припомнить. Наконец, методом исключения она устанавливает, что письмо написала одноклассница, которая сидела на парте сзади и с которой они когда-то обменивались записками с историями про окаменевшую лягушку и ожившие рисинки. Немного подумав, Акино вспоминает, что сидела вообще-то на последней парте в ряду и что никому сзади записочки передавать не могла физически. Ностальгические воспоминания оказываются такими же трудноразличимыми и таинственными, как вечернее небо, скрытое пеленой дождя.

 

Рассказ «Обычная история» – это не только пролог к сборнику «Эйко, или Жизнь старшеклассницы от А до Я», но и манифестация всего творческого метода мангаки Акино Кондо. В каждом из своих сюжетов она сочетает реализм среды и обстоятельств c субъективным мироощущением и сюрреализмом грёз и воспоминаний. Школьный класс, восстановленный в воображении после письма-триггера, оказывается заполнен призраками нерождённых младенцев, докучающих усталым старшеклассницам; история неловкой симпатии и несхождения юных девушек рассказывается через уход за оживлёнными бородавками на руке во время мучительных сонных часов с головой, опущенной на школьную парту. Современные автобиографические рассказы («Эйко» из школьных эпизодов и «Акино» из взрослых сюжетов нарисованы идентично) о поездках на метро, одиноких прогулках и уборке тоже содержат в себе поселившееся в ухе ещё с детства миниатюрное государство мандариновых человечков; призрак трагически погибшей детской версии самой себя; метаморфозу в нимфу цикады.

 

Манга «Эйко, или Жизнь старшеклассницы от А до Я», нарисованная средней известности комиксисткой Акино Кондо, – очередная блестящая кураторская удача самого эксцентричного российского комикс-издательства «Фабрика комиксов», базирующегося в Екатеринбурге. Кондо в основном известна не как японская мангака (рассказы из сборника были опубликованы в разных японских манга-журналах между 1998-м и 2008-м годами), а как галерейная художница, выставляющаяся и живущая в Нью-Йорке; так и её комиксы существуют где-то между азиатской формальной строгостью и повествовательной расхлябанностью западного инди-комикса. Галерейные работы Кондо, кажется, ближе тяготеют к крикливости (один из самых известных её живописных циклов называется «Менструальные цветы»), а вот комиксы изящно балансируют между острой телесностью и волшебной целомудренностью. Тем отраднее, что американцы пока что удостоились лишь брошюры комиксов Кондо на 50 страниц, а не сразу 200-страничной книжки в твёрдой обложке, как мы с вами.

 

Никита Лаврецкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стендап-концерт «Консьерто Вульгар»

 Александр Малой

 

 

 

 

Комик Александр Малой – ветеран московской независимой стендап-сцены. Он выступает так давно, что еще ходил на сольные концерты Павла Воли в ресторан Гавра с некоторыми надеждами и видел Алексея Квашонкина в таких кожанках, что у нынешних зрителей «Порараз Бирацца» смех застрял бы в глотке. Все эти годы Малой развивал стиль артиста, слишком привыкшего к неотзывчивой публике: нехитрая и бронебойная комедия наблюдений пополам с экспрессивной подачей ведущего провинциальных свадеб. Каждую, даже самоочевидно удачную шутку он привык рассказывать с таким надрывом, что, даже если пятидесятилетний деверь сестры свата решит прямо перед панчем подняться и начать пьяный тост, Малой шутку доскажет и большую часть аудитории даже повеселит. С нынешней ситуацией в русском стендапе, где тысячи зрителей на руках носят капризную приму Александра Долгополова и собирают в платочек каждую секунду появления на экране Артура Чапаряна (пусть и молчащего даже), такой стиль кажется устаревшим и бесперспективным. И вот, однако, свежий, первый в жизни сольный концерт Малого – лучший интернет-концерт русского стендапа, в крайнем случае, наравне со вторым сольником Долгополова, а то и даже его лучше.

 

Секрет, конечно, прост: Малой, кроме того, что правда достиг в мастерстве рассказа своего рода совершенства, с возрастом оказался рефлексирующим человеком, способным к самоанализу. Первую половину почти часового концерта он очень смешно рассказывает шутки вроде того, что лучше коренных москвичей никого нет просто потому, что москвичи никогда не визжат при виде своих земляков, как приезжие из других городов. Или уморительно изображает рыбку в аквариуме. Или кошку, которой подарили новую миску – с картинками других котов. Или в своем счастливом прошлом рассказывает знать не знающему о лете 2020-го залу, что на американских полицейских машинах написано «служить и защищать», а на российских – только название района, который они крышуют. Эта часть, если привыкнуть к тому, что Малой периодически переходит на (смешной) крик, более-менее совершенна и омрачается только тем, что смешки и аплодисменты в зале не всегда попадают в тайминг, привыкшего, очевидно, произносить свою программу в тишину и ленивое чавкание, Малого, и оттого сбивают грув рассказа. Сами по себе шутки идеально отобраны, не содержат и секунды лишнего отыгрыша и ни единого лишнего слова.

 

Во второй части Малой решает и проблему грува. Его неприличный, грязный блок шуток про секс оказывается одним из самых прочувствованных блоков современного русского стендапа, просто потому, что в отличие от остальных комиков, делающих шутки про секс по той причине, что над ними смеются (недавний сольник Сергея Орлова показал, что еда ему где-то в сто раз интереснее секса; Алексей Квашонкин отдаст всех женщин мира за хороший каламбур), Малого особо кроме эротических переживаний ничего не интересует. Часть, где Малой с детализацией хорошего психологического романа объясняет, как, общаясь с девушками, из «чувственного чувака» превратился в уверенного крикуна, выступающего перед нами, бьет, конечно, любой современный российский фильм «об отношениях». Что еще важнее, публика на этом блоке, как дрессированная, завороженно слушает, когда Малой рассуждает, и хохочет, когда он доходит до момента, где его, падавшего в обморок при виде красивой девушки, та потом в постели просит: «Слышь, Саш, возьми меня щас за соски сильно».

 

Словно в насмешку над когда-то тоже блиставшим именно на этом поле, но ушедшим в безответственный политический юмор Долгополовым, Малой заканчивает тем, что людей с плакатами «Путин – вор» легко было бы разогнать введением «РосОтсосГвардии». Шутки Долгополова о сексе были построены на том, что секс – неуютное, не приносящее удовольствия и лишь увеличивающее проблемы занятие, так что Малой только срезает дорогу между причиной и следствием. Это неожиданное превращение артиста, имеющего репутацию главного болвана «StandUp Club №1», в самого разумного из всех – полностью результат преданного служения Малого своему нехитрому, но настоящему искусству.

 

Антон Серенков

 

 

 

 

 

 

Обложка: YEAR0001

 
 
Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓