Новости 27.09.2023

Стартап-кейс: как запустить 43 пункта выдачи заказов OZON за два года

Современный человек ценит свое время и все чаще совершает покупки в интернете. Но мало выбрать товары и положить из в корзину. Хочется быть уверенным в том, что заказ придет вовремя и вы получите его недалеко от дома. Маркетплейс Ozon решает эту задачу с помощью сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ). В Беларуси они начали открываться в 2021 году. Петру Судавцову всего 33 года, а у него в профессиональном багаже уже не один собственный бизнес, работа на руководящих позициях и успешный запуск пунктов выдачи заказов Ozon. Как за два года открыть более 40 ПВЗ по всей стране и какие у проекта перспективы, он рассказал в интервью.

 

Петр, расскажите, чем вы занимались до сотрудничества с Ozon?

 

До того, как я решил открыть свой первый ПВЗ Ozon, я работал в самых разных местах, в основном на менеджерских позициях. В том числе был директором магазина, отвечал за коммерческие операции в магазине Zara. Но потом стал заниматься доставками: ситуация в Беларуси была такая, что это было финансового выгоднее, чем работать руководителем. Приходилось работать по найму и параллельно развозить посылки. У меня есть опыт и собственного ведения бизнеса: в 2014 году я занимался грузоперевозками, продажами детской одежды, но свои компании закрыл. Сложно было выйти в крупные торговые центры, там дорогая аренда, а компанию по грузоперевозкам я продал.

 

Когда вы открыли первый ПВЗ? По вашей оценке, сколько ПВЗ позволяют получать достаточный и стабильный доход?

 

ПВЗ Ozon — это новое направление для Беларуси, и решение об открытии первого пункта выдачи мы принимали вместе с моим бизнес-партнером в конце 2021 года. Сначала было три точки, потом еще две, и сейчас мы каждый месяц открываем по три-четыре новых ПВЗ. В 2022-м все немного замедлилось, но мы работу продолжили. Прежде чем открыть новый пункт, советуемся с региональным менеджером. Сейчас у меня 43 ПВЗ – 23 в Минске и остальные в регионах. Сколько нужно иметь ПВЗ для стабильного дохода? По моей оценке, от четырех. Но, конечно, чем больше точек, тем больше прибыль, это работает в любом бизнесе. Кстати, расходы на текущую деятельность уменьшаются, если у вас больше точек.

 

Откуда вы взяли капитал на открытие ПВЗ, насколько это дорого и сложно?

 

Мы вкладывали собственные средства: накопления плюс капитал от продажи бизнеса. И надо сказать, что открытие ПВЗ глобальных вложений не требует. Главное – найти помещение, которое соответствует рекомендациям Ozon. Мебель и оргтехнику не обязательно приобретать новые, можно выбрать бывшие в употреблении. А можно найти подрядчиков, которые сделают мебель сравнительно недорого. Если же говорить о стоимости стартового пакета, то тут затраты минимальные: вы регистрируетесь как франчайзи, получаете промокод и покупаете все, что нужно, на том же Ozon, это совсем «копейки».

 

Много ли времени вам потребовалось на открытие ПВЗ?

 

Мы приняли решение быстро, а на само открытие нужно около двух недель. Неделю продолжается ремонт помещения, неделя нужна на подготовку. Сейчас, когда уже есть опыт, можно сократить сроки подготовки на 3-4 дня. Оргтехнику можно купить за день, настроить личный кабинет – за 20 минут. Стартовый пакет с Ozon приходит за день, и все готово.

 

Какие лично у вас задачи и сколько сейчас сотрудников работает на ваших ПВЗ? Как вы их подбираете?

 

У нас в штате сейчас больше 90 человек: два сотрудника на одном ПВЗ, а также офисные работники и мы – руководители. Наймом занимается менеджер, который размещает вакансии, обзванивает, проводит первичное и повторное собеседование и отправляет на стажировку. Она длится день-полтора. Мы проводим ее непосредственно на ПВЗ, где один из самых опытных сотрудников рассказывает, как работать. Я сам выполняю задачи операционного директора: контролирую пункты, если нужно – выезжаю на помощь, могу настроить технику, сделать небольшой ремонт. В целом ПВЗ может сам работать, но с сотрудниками нужно держать обратную связь. Также в компании есть документооборот – табели, расчеты зарплат, график работы, и этим тоже занимаются руководители.

 

Как Ozon поддерживает владельцев ПВЗ?

 

Я знаю, что сейчас компания предоставляет владельцам пунктов выдачи средства на определенных условиях. Можно получать до 200 тысяч российских рублей в месяц при открытии нового ПВЗ, эта сумма конвертируется в белорусские рубли по курсу Национального банка. Очень жаль, что мы открывались до того момента, как появилась эта гарантированная поддержка. Также Ozon настраивает ваш личный кабинет: когда вы все подготовили, отправили фотографии, открывается доступ в личный кабинет. Еще маркетплейс оказывает поддержку рекламного характера: рассылает пуш-уведомления об открытии нового ПВЗ, размещает баннеры в соцсетях и рекламу в Google и Яндекс, билборды в городе. А мы через сайт заказываем вывеску, которая тоже влияет на узнаваемость. В целом нам этого объема рекламы хватает. Но, если есть «просадка», то мы настраиваем рекламу в Instagram.

 

Какие ошибки вы совершали при работе с ПВЗ? Что порекомендуете другим, кто только собирается запустить свой бизнес с Ozon?

 

Главная моя ошибка – затягивать с открытием нового ПВЗ. Чем раньше откроетесь, тем быстрее люди о вас узнают. Второй важный момент – правильный рекрутинг, потому что все зависит от людей. Сотрудники должны разделять вашу философию, ваши идеи. И конечно, ориентироваться на клиента: поздороваться, попрощаться, улыбнуться, предложить пакет. Ведь человек, который будет заходить в ваш ПВЗ, должен быть доволен сервисом и хотеть к вам возвращаться.

 

Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓