В последнее время чуть ли не каждую неделю принимаются и отменяются законы, сильно влияющие на судьбу индивидуальных предпринимателей в Беларуси. Поэтому редакция «Как тут жить» поговорила с одним из них о том, сколько стоит открыть магазин кроссовок в Минске, как не купить подделку и как работать в кризис.
Кто: Дмитрий Смирнов, 25 лет |
Год открытия: 2012 |
Бюджет: от 10 000 долларов |
Сайт магазина: Clans (пр-т Независимости, 58, 3 этаж) |
Я никогда не собирался заниматься ни кроссовками,
ни какой-либо предпринимательской деятельностью. Я хотел стать программистом или строителем, поступил в РТИ, но все сложилось по-другому. Сейчас мне где-то 25, и если бы в 16 мне сказали, что я буду кроссовки продавать, просто не поверил бы, и вообще с детства относился к работникам торговли с предубеждением. Мол, продавцы, – это не самые честные и порядочные люди.
Кроссовки я носил всегда, но в подробности – где какая модель, из какого материала – не вдавался. Выбирал, как, наверное, и большинство людей, просто по внешнему виду. И я просто заказал себе однажды несколько штук, не мог определиться с размером, и пока первые не пришли, уже успел заказать другие, мне просто нравилось их заказывать. Оставить все себе было жалко, начал продавать друзьям и «Вконтакте». Вот меня и засосало.
Параллельно у меня была и обычная работа – техник в университете. И было очень много свободного времени, так что я сидел и постоянно читал про кроссовки, где какие цены, что в Минск возят, а что нет. Еще я много разговаривал с теми, кто их любит, спрашивал, что носили, что хотели бы носить, сколько в среднем тратят на обувь. И решил начать с бренда Saucony, его тогда в Минске почему-то вообще не было. Я понял, что это пойдет, это не наугад было. Раньше минские ребята покупали их в Москве или Киеве на распродажах, самые смелые заказывали в интернете.
Если нет 10 тысяч долларов, то, по-моему, лучше такой магазин не открывать. Когда его открывал в 2012 году, то уже знал, что он окупится. Зная примерные убытки, можно вычислить, сколько нужно продать пар в день и в месяц, чтобы покрыть их и выйти в плюс. На момент открытия магазина это были 3-4 пары в день. Конечно, с ростом платы за аренду и других расходов эта цифра увеличивается и начинает идти на десятки. Чтобы окупался интернет-магазин, может хватить и до трех проданных пар в день, в магазине с более высокой арендой вроде торгового центра «Европа» счет должен идти на десятки пар в день. «Московско-Венский» выбрал, потому что метро рядом, почти центр, аренда не очень высокая и набор магазинов довольно молодежный. Большой бизнес-план я не писал, потому что делал все для себя и на своем дилетантском уровне. У меня была программа минимум – чтобы вернуть расходы и не загнуться, программа максимум тоже всегда есть. Я постарался все просчитать, но в то же время это не манимейкинг, не машина по зарабатыванию денег, это любимое дело.
Сначала мне помогала моя девушка, потом мы расстались, пришлось искать новых коллег. И я предложил поработать своим товарищам, с которыми мы и до этого много общались на тему кроссовок. Это все не случайные люди, которых нанимают с улицы или по собеседованию.
Мне было всегда интересно, почему у нас на каждом шагу продают так много подделок, почему люди их покупают. Почему нет толковых статей о том, как отличить подделку, и почему, если такие статьи есть, то они очень слабые. Но чем больше углублялся в эту тему, тем больше понимал, что для рядового покупателя обнаружить фейк практически невозможно – производители подделок тоже не стоят на месте и постоянно совершенствуются, и порой даже знающий человек может ошибиться. Нельзя отследить подделку по месту производства. Допустим, в прошлом году какой-то компании был выгоден завод в Индонезии, а в этом они уже выпускаются в Китае. В наши дни абсолютное большинство кроссовок мировых производителей производится в Юго-Восточной Азии, но есть исключения – New Balance, которые перенесли большую часть производства в Азию, но оставили одну фабрику в Англии и одну в США, чтобы выпускать там обувь из лучших материалов, и такие кроссовки продаются как премиальные. Попытаться отделить оригинал от фейка по каким-то деталям тоже сложно: например, черные и белые Reebok Classic Leather с 80-х годов практически не изменились. Но раньше на них флаг был из ткани, а теперь из пластика. Придет официальная новая коллекция, а вы из-за другого флажка подумаете, что это подделка. То есть в каждом конкретном случае способы, как обнаружить подделку или обосновать, что это оригинал, будут разными. Поэтому общий совет такой: покупайте всегда в проверенных местах. Если марка известная, у нее на сайте будут указаны адреса официальных дилеров. И мне кажется, лучше ходить в лидских кедах и быть безработным, чем торговать фейком.
Лучше быть безработным, чем торговать фейком.
Никакого обдиралова и дикой наценки у нас нет – мы ставим рекомендованную цену производителя. Правда, сейчас из-за кризиса мы много продаем просто без прибыли, по себестоимости, просто чтобы продать. А что-то продается даже в убыток. Если сейчас пересчитать цены и повысить их, то покупателям это будет не по карману, такой ход они не поймут. Тут и три пары, и пять в день ничего не дают. Пока что мы можем продавать остатки, но что будет с новым сезоном, пока не знаю – скорее всего, буду возить только то, в чем уверен на 100%. А вообще девальвация на руку локальным производителям: белорусские и российские марки, если считать в валюте, после декабря по сравнению с западными брендами заметно подешевели.
Вообще радует, что кроссовки уже считаются не только спортивной обувью, а просто повседневной. Когда я подарил своему отцу первые New Balance, еле-еле уговорил их надеть, а теперь он на работу, где деловой дресс-код, только в кроссовках и ходит.