Редакция Как тут жить попросила известного киноведа и режиссера Никиту Лаврецкого составить список самых многообещающих сериалов лета-2020. Чтобы вам было что посмотреть в непогоду или вместо поездок за бугор.
«История Лизи»
«Lisey’s Story»
4 июня, Apple TV+
После смерти мужа — знаменитого писателя (Клайв Оуэн) скорбящая жена (Джулианна Мур) проводит время, сортируя его рукописи и собственные воспоминания, да так, что скоро сама начинает путаться между правдой и вымыслом. Ситуацию осложнят преследующий женщину безумный фанат (Дэйн ДеХаан).
По количеству кино- и телеадаптаций Стивен Кинг, кажется, скоро обгонит и Шекспира, и Диккенса, поэтому чтобы сделать событием очередной перенос его низкожанровой прозы на большой экран, нужны, как никогда, веские аргументы. Ну голливудских звёзд в скобочках из первого абзаца вы уже приметили. Ещё более веский аргумент — заявленный постановщик всего мини-сериала Пабло Ларраин (гиперстилизованный голливудский биопик «Джеки», дикий чилийский артхаус «Эма»). Наконец, вишенка на торте — сам Кинг в качестве единственного сценариста всех эпизодов.
Впрочем, последнее может оказаться и не такой уж хорошей новостью. Известно, что Кинг когда-то заявил, будто фильм по «Сиянию» — провал, после чего написал сценарий своего собственного, якобы эталонного мини-сериала «Сияние» (разумеется, вы про него ничего не слышали, в отличие от версии Кубрика). В последние годы, если он и писал лично сценарии фильмов по своим книгам, то исключительно неудачных («Мобильник», «Счастливый брак»). С другой стороны, в эру авторских сериалов он ещё ничего такого не делал, так что «История Лизи» всё ещё выглядит потенциальным событием.
«Time»
6 июня, BBC One
Хмурый морщинистый мужчина на грани нервного срыва попадает в тюрьму за убийство по неосторожности. Там он встречает не менее нервного и хмурого тюремного охранника. Начинается психологическая Драма с большой буквы.
Даже самые заурядные на вид британские сериалы выдерживают такой стандарт качества, что тратить на них время никогда не жалко (особенно когда в них, как в грядущем сериале «Time», всего по три серии). Сценарист этого сериала Джимми МакГоверн ничем особенным не запомнился, а трейлер выглядит, как самая типичная в мире насупленная драма про английскую тюрьму, будто сгенерированная нейросетью.
Чем сериал «Time» может похвастаться, так это выдающимся актёрским составом: зэка играет Шон Бин (надеемся, здесь он не умрёт), надзирателя — характерный актёр, ставший большим артистом, Стивен Грэм. Последний большой малоэкранный выход Грэма в сериале «Чужие грехи» мы описывали так: «гениально сочетающий в своём перформансе редкую для актёра-мужчины эмоциональную хрупкость и практически животную телесность». Кто знает, может, и сейчас стоит ждать чего-то столь же великого.
«Локи»
«Loki»
9 июня, Disney+
Самый очаровательно слизкий суперзлодей Локи по поручению межвременного супербюрократа с уморительно расслабленным лицом Оуэна Уилсона путешествует по параллельным мирам в попытке переписать собственную сюжетную линию и — у злодеев тоже есть сердце! — спасти вселенную.
Из-за всяких там пандемий и вирусов, переделавших киноиндустрию (всё ещё ужасно странно осознавать, что большая часть среди топ-10 лидеров кинопроката 2020-го года — китайцы и аниме), кинематографическая вселенная «Марвел» чуть ли не целиком перебралась на малые экраны. Но, может, оно и к лучшему.
Как и в случае с недавним сериалом «ВандаВижн», симпатичным и причудливым, сюжетная завязка сериала «Локи» демонстрирует ровно ту дикость и свободный полёт гиковской фантазии, который до этого, вообще говоря, редко когда удавалось успешно перенести из комиксов в кино. Кажется, киновселенная «Марвел» наконец-то готовится стать чуточку менее скучной — ну, сериал, названный в честь кинозлодея, с Оуэном Уилсоном в главной роли — это уже нескучно.
«Дэйв»
«Dave»
16 июня, FXX/Hulu
Молодой белый рэпер, обладающий простым именем Дэйв и дурацким псевдонимом Лил Дики (буквально, кхм, Хер Малой), после первого умеренно вирусного хита провозглашает себя величайшим артистом со времён Тупака, Эминема, твоего бати и т. д. Препятствия, встающие у него на пути, оказываются не сильно отличными от проблем из жизни любого молодого специалиста.
Первый сезон музыкального ситкома «Дэйв» был не только надрывающим животики зрелищем (напомним, что помимо комедийного рэпера Лил Дики шоураннером здесь выступает соавтор ситкома «Умерь свой энтузиазм» Джефф Шаффер), но и по-настоящему душевным альманахом историй о токсичной дружбе, сексуальных комплексах, психологических расстройствах и всяких разных неврозах молодости.
Второй сезон, кажется, готовится продолжить этот режим ручной работы ситкомостроения — чего стоит один только тизер, миниатюрный шедевр физической комедии с участием муравьеда и взлетающих на воздух авто.
11 июля, HBO
За двадцать лет карьеры сценарист и режиссёр Майк Уайт не добился мировой славы, но зарекомендовал себя в числе ведущих постироничных кинематографистов современности — насколько изящно он совмещает в своих историях беспощадную сатиру с нежными элегиями, не уступая при этом в беспощадности Ною Баумбаху, а в нежности – Уэсу Андерсону. Например, в его последнем (великом) сериале «Просветлённая» (великая) Лора Дерн проходила путь от несчастной и одинокой 40-летней офисной работницы, живущей самообманом, до одинокой офисной работницы, делающей этот жалкий самообман упоительной реальностью.
От нового сериала Уайта «Белый лотос», рассказывающего про работников и постояльцев заглавного гавайского курорта, стоит ожидать ещё одного эмоционально достоверного и психологически сложного изображения мира современных взрослых. Майк Уайт снова напишет каждый из эпизодов и впервые сам же всех их и поставит. В общем, речь идёт не просто о самом ожидаемом сериале сезона, но и года, если не десятилетия и века.
«Sonny Boy»
16 июля, Wakanim
По визуальному стилю аниме можно сразу же понять, что ждёт зрителя. Трейлер нового сериала «Sonny Boy» демонстрирует выдержанные в духе ретро дизайны персонажей, рваную анимацию движений и залипательно статичные мизансцены. Такой визуальный стиль явно отведён под что-то уникальное, авторское, для взрослых ценителей: недавние приходящие на ум ассоциации — это шедевры «Цветы зла» и «Сказ и четырёх с половиной татами».
При таком раскладе сюжетная завязка уже совершенно не важна, но всё равно упомянем, что на словах это типичный исэкай (группа обычных японских школьников и школьниц переносятся вместе со зданием школы в пугающую параллельную вселенную) — ну и пусть, ничего страшного. Вообще говоря, здесь никакие сюрпризы не исключены, ведь это не адаптация, а целиком оригинальный сериал (создатель — это режиссёр «Ванпанчмена» и «Космического Денди» Синго Нацумэ). Так что вполне можно ждать любых поражающих воображение и выносящих мозг сюрпризов.
22 июля, AMC Prime
Вполне вероятно, что Стивен Конрад — главный живой классик, о котором вы никогда не слышали. Его авторские сериалы «Патриот» и «Предприятие «Божий дар» сочетали в себе визуальную трагикомичность Уэса Андерсона и новоискреннюю чувствительность какой-нибудь Миранды Джулай, но при этом оставались не похожими вообще ни на что. Оба сериала бесцеремонно отменили, и теперь Конрад возвращается со своим третьим авторским сериалом «Ultra City Smiths», снятым для нового канала и, надо думать, столь же литературным и изящным, как и два предыдущих. Величину этого события трудно переоценить.
Как и вышеупомянутые сериалы, «Ultra City Smiths» — это нуар, на сей раз не про шпионов и проходимцев в ковбойских шляпах, а про детективов из антиутопического будущего. В ансамбле заняты как хорошо знакомые с заторможенной дэдпен-вселенной Стивена Конрада актёры (Терри О’Куинн, Джимми Симпсон, Луис Гусман, Крис Конрад), так и идеально в неё вписывающиеся новобранцы (Тим Хайдекер, Джон Си Райли, Кристен Белл, Том Уэйтс).
Есть лишь один нюанс: «Ultra City Smiths» — это не игровой сериал, а первая в карьере Конрада анимационная работа, при этом созданная с помощью детских кукол (!). Это художественное решение, конечно, может вылиться в полную ерунду (но отметим, что Конрад и до этого относился к актёрам, как к куклам, снимая их на долгих общих планах и избегая всякой эмоциональной выразительности). С другой стороны, именно готовность идти на творческий риск и гнуть свою линию и сделали Стивена Конрада живым классиком.
6 августа, Apple TV+
Школьный учитель музыки с грустной улыбкой и лицом главного героя из «500 дней лета» (его тоже играет Джозеф Гордон-Левитт) переживает, что у него не сложилась музыкальная карьера и взрослая жизнь совсем не похожа на детские мечты. Ну что тут сказать, все мы из-за чего-то такого переживаем!
Гордон-Левитт уже несколько лет как шёл по пути к большому камбэку (начал он этот путь, разумеется, с того, что подзапустил собственную актёрскую карьеру), и вот этот момент, наконец, настал. В сериале «Мистер Корман» он не только сыграет главную роль, но и выступит сценаристом и режиссёром (ранее он поставил памятный ромком «Страсти Дон Жуана»). Шоу, своей завязкой играющее на всех сильных сторонах симпатичного актёра, спродюсировала моднейшая компания A24, а прокатывает Apple — в общем, все обстоятельства складываются самым благоприятным образом.
27 августа, Netflix
Профессорша-филолог (Сандра О из «Убивая Еву») вступает в должность завкафедры в одном американском университете. Она переживает из-за того, что она первая женщина, получившая эту работу, и ожидания, взвалившиеся на её плечи, слишком высоки.
Нет, это не описание нового хита «Сандэнса», а, как ни странно, завязка первого сериала, который продюсируют шоураннеры «Игры престолов» Бениофф и Уайсс после завершения контракта с HBO и заключения нового контракта с «Нетфликсом». Создательницей «Кафедры» выступает звезда ромкомов нулевых Аманда Пит, дебютирующая в качестве сценаристки — и это звучит уже совсем странно. Разгадка такого необычного сотрудничества, впрочем, совершенна прозаична: Пит и Бениофф уже 15 лет состоят в браке.
Несмотря на явный непотизм, Аманде Пит хочется дать все необходимые авансы. Она явно обладает вкусом и избирательностью — на большом экране не появлялась уже пять лет, зато снялась в недооценённом мамблкор-сериале братьев Дюплассов «Вместе». Мамблкорщик Джей Дюпласс, к слову, в «Кафедре» тоже снимется, а ещё там будет звезда комедий Уэса Андерсона и Кристофера Геста Боб Балабан — такие кастинговые решения вполне очерчивают заманчивые творческие ориентиры создательницы.
«Убийства в одном здании»
«Only Murders in the Building»
31 августа, Hulu
Трое незнакомцев-нью-йоркцев сходятся на почве страсти к документальному жанру тру-крайм, чтобы расследовать таинственное убийство соседа. Их приключение похоже скорее на забавный ироничный детектив, чем на насупленный манипулятивный тру-крайм, но так, очевидно, всем только лучше.
Сериал «Убийства в одном здании» обладает не только выигрышной завязкой (жанр «любительский нью-йоркский детектив» подарил нам такие хиты, как «Убить скуку» и «Загадочное убийство в Манхэттене») и крайне обаятельным актёрским ансамблем (комедийные легенды Стив Мартин и Мартин Шорт плюс милаха Селена Гомес), но и вполне выдающимися шоураннерами. Это сам Стив Мартин, впервые севший за печатную машинку (почему-то его хочется представлять только так) со времён сценариев дилогии «Розовая пантера» и Джон Хоффман, один из авторов гей-драмеди «В поиске».
август, FX/Hulu
Группа тинейджеров-индейцев одеваются, как герои Тарантино, и хулиганят, но на самом деле они, конечно, славные ребята. Сериал называет «Псы из резервации», это отсылка к «Псам из резервуара», ну то есть «Бешеным псам», как вы их знаете.
Мы живём в такие времена (эра авторского телевидения; эра коронавируса), что совсем не удивительно звучит тот факт, что первая после выигрыша «Оскара» работа режиссёра Тайки Вайтити выходит не в кинотеатрах, а прямо на ваших заляпанных мониторах. Впрочем, назвать «Псов из резервации» авторским проектом Вайтити было бы преувеличением — это скорее сериал индейского режиссёра Стерлина Харджо, где Вайтити подставляет плечо творческой поддержки. Надо сказать, что ни один начинающий кинематографист от такого плеча бы не отказался — у Вайтити несомненно есть огромный опыт хитмейкерства в категории историй об обаятельных юных поганцах. Ими были и «Бой», и «Охота на дикарей», и оскароносный «Кролик Джоджо»; вполне вероятно, что и новый сериал так же эффективно будет сочетать непосредственную комедию детства и его неизбежную сердечную тоску.
Обложка: Apple TV+