Что посмотреть, послушать и почитать на выходных – читайте в нашей оглушительно непопулярной рубрике для нелюдимов.
Альбом «Стыд или слава»
Saluki и 104
Warner Music Russia
Время в поп-музыке летит так быстро, что дух захватывает. Всего летом 2019-го первый сольник московского рэпера Арсения Несатого под псевдонимом Saluki заставлял с придыханием, не вполне веря своему счастью, вполголоса говорить, что, чем черт не шутит, возможно, на русской рэп-сцене появился битмейкер не хуже Скриптонита и наследник Pharaoh, сполна оправдывающий все надежды, которые на того возлагались. И вот лето 2021-го. Pharaoh встречается с блогершами из нулевых и в художественном смысле более-менее не существует. Saluki чуть не впритык со Скриптонитом выпускает альбом вскладчину с дублем Скриптонита Юрием Дробитько, поменявшим, пока ехал из Павлодара в Москву, ник с Юрика Четверга на 104. Альбом Скриптонита «Свистки и бумажки» – традиционно чуть слабее предыдущего его альбома, но в целом по-прежнему хорошо звучит и легко слушается. Однако, ну невозможно найти ракурс, с которого «Стыд или слава» не был бы его во всем и заметно лучше.
Да, Несатый даже при помощи флегматичного Дробитько и рядом не подбирается к буквально эпическому сонграйтингу «Дома с нормальными явлениями» и «Уробороса» – его песни по-прежнему собираются как даже не мозаика, а во что-то вроде калейдоскопа, где яркие стекляшки приставляются друг к другу, не чтобы, когда отойдешь, собраться в одну картину, а просто так, чтобы голова кружилась, пока следишь за их сменой. Да, в содержательном смысле обоим рэперам сказать по-прежнему (сольно 104 в прошлом году выпускал тоже замечательный «Кино Без Сигарет») совершенно нечего. Все, что может и хочет сказать Saluki, это «Мама вырастила миллионера / И мне не нужно завтра ехать в офис», ну а 104 всю дорогу сыплет смутно-понятными афоризмами вроде «Е*ло под глянец, но ты Алексей, а не Alex», из которых если что и следует, так осознание, как важно иногда уметь просто спеть «Это моя вечеринка/ Одна и та же пластинка» и не париться. Нет, в этом все еще нет никакой проблемы. «Стыд или слава» в два раза короче «Свистков и бумажек», а грувов, мелодий и глупо-забавных строчек в нем даже больше – кто от такого откажется.
Крутанем калейдоскоп. Вот певица Anikv детским голоском поет «Встаешь на заре, все еще в темноте, очень жаль, что она любит лавэ». Вот не длящаяся и двух минут «S1» первую минуту представляет собой мастер-класс нагнетания бас-напряжения перед появлением грязных, сочных ударных, а на второй минуте превращается в джаз-поп с трубами. Вот шедевры фанкового грува «Доски» и «JOOT'» обрамляют в треклисте «KELIN», взявшуюся будто не столько из подражания текущему латиноамериканскому попу, сколько из воспоминаний об ориентально-техноидном R’n’B Тимбалэнда первой половины нулевых. Вот 104 в редкую минуту ясности произносит слова, которые можно было бы выбить на его фамильном гербе: «Я есть я, мне не нужен пруф», и все это под фонящую электрическую гитару и издалека бухающие барабаны откуда-то из репертуара Jesus and Mary Chain.
Если какой-то стекляшке придавать наибольшее значение, то, пожалуй, тому моменту в открывающей «INTRO», где под подрезанный у Канье Веста госпел-сэмпл Несатый говорит: «Не считал любовь за слабость и не любил музон за сладость». Первое можно просто принять на веру за неинтересностью предмета разговора, а вот второе очевидная ложь – музыка для Несатого именно что сладость, он буквально лакомится звуками, упивается грувами и мелодиями, как младшеклассник до звона в ушах глушит стакан за стаканом холодную колу в жаркий день. Он даже выглядит, как иллюстрация к слову «сладкоежка». «Стыд или слава» – это, конечно, самый сладкий, калорийный и встряхивающий десерт русской поп-музыки первого полугодия 2021-го от двух людей, едавших всякое и отобравших для нас лучшее.
Антон Серенков
Фильм «Anne at 13,000 Ft»
Режиссер Казик Радванский
Medium Density Fibreboard Films
Эффектный открывающий монтаж: девушка с лицом воспитательницы детского сада (Дера Кэмпбелл) нянчится с этими самыми детсадовцами; эти кадры импровизационно перемешаны со сценой прыжка героини с парашютом: в полёте она теряет сознание, потом смеётся. На самом деле свободный эмоциональный полёт она переживает не только во время прыжка, но и во все остальные моменты жизни: на работе во время напряжённого выговора старшей воспитательницей; в гостях у слишком заботливой мамы; во время торжественной речи на свадьбе у лучшей подруги и общения с новым весёлым другом (украшение фильма Мэтт Джонсон). Актриса Кэмпбелл во всех этих сценах выдаёт перформанс на уровне Джины Роулендс под влиянием, или даже выше.
По завязке может показаться, что кино «Anne at 13,000 ft» – это очередной необязательный мамблкор, но режиссёр Казик Радвански, хоть и продолжает традиции жанра, доводит наработки предшественников до невиданной концентрации и даже нового качества. Скажем, если это наработки интимного реалиста Мэтта Портерфилда (Кэмпбелл – это именно его бывшая муза), то здесь оператор – ангел-хранитель порхает около героини так неровно и немо-озабоченно вглядывается в её страдающее лицо так пристально, что интимный реализм в отдельные момент трансформируется в психологический хоррор. В отдельных социальных ситуациях героиня умудряется ещё и едко и саморазрушительно пошутить – и это пересечение абсурда человеческой коммуникации и ужаса человеческого существования в 2021 году всё ещё смотрится ошеломительно.
Никита Лаврецкий
Сериал «Предприятие «Божий дар»»
MGM Television
Пути побитого жизнью бывшего пожарного; мошенника-иллюзиониста в смешной бандане; женатой пары суровых проповедников в шляпах; стареющего гопника с реднекской причей и именем Новый Лист; школьника с лёгкой формой умственной отсталости; мексиканского полицейского-романиста; мексиканского патологоанатома-космонавта; очень красивого бородатого шерифа; английского гангстера-интеллектуала пересекаются в рамках одной криминальной истории в маленьком техасском городке. Кто-то кого-то пытается ограбить, кто-то кого-то пытается подставить, кто-то кого-то пытается убить. Но какое это имеет значение, когда зрителям предлагается провести время в столь приятной компании?
В заторможенном анти-нуаре 2019 года «Предприятие «Божий дар» сценарист и режиссёр Стивен Конрад идёт ещё дальше, чем в авангардном втором сезоне «Патриота», и вплотную приближается к изящности и условности японского театра кабуки. Почти всё действие разворачивается на длинных общих планах; актёры разговаривают монологами, как в самом литературном аниме, и двигаются, как куклы-марионетки. Есть в сериале и место юмору, но это не беспощадный юмор братьев Коэнов, а скорее что-то из категории доброго фарса Уэса Андерсона.
Спойлер: сериал закрыли прямо на клиффхэнгере финала сезона, соответствующего примерно первому акту истории. Ну как закрыли – на самом деле Конраду было предложено сделать ещё один сокращённый мини-сезон, но он заявил, что на таких условиях работать не собирается, и вместо этого запустил новый сериал, где вместо актёров-кукол уже задействовал натуральных кукол. Ну что тут сказать, для всех зрителей крайне оригинальных сериалов Стивена Конрада не стал сюрпризом тот факт, что он является ещё и самым принципиальным телехудожником нашего времени.
Никита Лаврецкий
Комикс «The Pits of Hell»
Эбису Ёсикадзу
Breakdown Press
Школьники провоцируют скучного учителя, пока тот не обезглавливает одного из нарушителей порядка. Панчлайн: «Мы всегда мечтали увидеть, как вы злитесь».
Очкарик наблюдает через дырку в стене, как отец семейства, настолько сфокусированный на игре в автоматы, что не замечает поножовщину под боком, вопреки здравому смыслу отыгрывается и приносит плачущими детям долгожданную еду. Панчлайн: «Да ну нах».
Работяга жестоко убивает фомкой своего понукающего прораба, после чего его окружает ОМОН. Панчлайн: «Мне бы сбросить пропитанную кровью одежду да сбежать, вот только слишком стыдно бежать голым».
Это пересказы лишь первых трёх рассказов из сборника «The Pits of Hell» мангаки-панка Ёсикадзу Эбису, но будьте уверены, что и остальные шесть историй не разочаровывают. Эбису – профессиональный азартный игрок, телевизионный весельчак, многодетный отец; он не обладает сколь-либо примечательными изобразительными талантами, зато берёт своей чистой харизмой. Его кроваво-абсурдистские комиксы нарисованы более-менее как что-то, что вы могли когда-то нацарапать на школьной парте, но узнать, что же он отмочит на следующей странице каждый раз предельно интересно.
Ёсикадзу вдохновлялся лучшими – предисловие сообщает, что сильнее всего на него повлиял коллега по журналу «Гаро», великий сюрреалист-трагикомик Ёсихару Цугэ (Цугэ начал публиковаться в конце 60-х, Эбису – в середине 70-х). Главный финальный комплимент манге Эбису, разумеется, состоит в том, что его рассказы, как и манга Цугэ, просто-напросто уморительные.
Никита Лаврецкий
Стендап-концерт «Примитивизм»
Иван Ильин
Второй за полгода сольник Ивана Ильина фиксирует довольно неожиданный факт: Ильин – лучший, самый глубокий, интересный и смешной русский комик момента.
Вышедший под занавес 2020-го «Маленький принц» неожиданно открывал во второстепенном дэдпэн-абсурдисте Ильине оригинального и уморительного мастера импровизации. «Примитивизм» – шедевр уже состоявшегося мастера, собирающего нарочито, по-панковски, из фальстартов, сдавленного неловкого хихикания, тупняка публики, замечаний про несмешные шутки «эта шутка еще себя покажет», глупых выражений лица, сдуру ляпнутых чужих шуток и придурковатого пения под гитару идеальный, очень смешной и вовлекающий концерт.
В промежутке были сокрушительные «Разгоны», где Ильин 40 минут убирал даже Александра Малого, просто делая бессвязные замечания, а в финале спел песню про московский клуб «Капоне», лучше которой в «Разгонах» уже вряд ли что-либо будет; хаотичные появления вместе с Алексеем Шамутило на нескольких передачах (на одной опять пели про «Капоне», в другой Ильину звонила мама и просила помириться с девушкой); ну и всякое по мелочи (например, видео, где Ильин ест чизкейк перед Александром Палем).
Все это вполне готовило к тому, что, рассказав в первые три минуты концерта свои очередные не особо смешные абсурдистские шутки («В детстве я гулял по лабиринтам. Поэтому мама не знала, во сколько готовить»), Ильин встанет подбоченясь и начнет спрашивать у зала, как дела, отпускать комментарии про внешность («Как называется эта штука? Хиджаб? Нет, я про лицо. Видите, сам вспомнил»), а затем, крикнув петухом «Кстати, мы начинаем заново, мне не понравилось, как первые четыре шутки зашли», по-монтипайтоновски, действительно, сделает дважды рассказанные шутки в два раза смешнее. Но в какой момент Ильин стал человеком, который может зарифмовать визуальную фейковую наивность пестрых картин Пиросмани, будто бы от обратного возвращающих зрителю безыскусностью ту радость живописи, которая теряется при слишком хорошей технике, с собственной спотыкающейся, разлагающейся на базовые элементы (Ильин в разные моменты буквально учит публику кричать браво, хлопать и подносить цветы), чтобы в конце собраться в красивое и свежее целое комедией? Как «концерт», осмысленное и связное художественное высказывание, «Примитивизм» – лучший русский стендап-концерт в истории, превращающий все предыдущие потуги комиков сгруппировать материал во что-то целиком связное в детский сад.
Как справедливо замечает, например, стендап-критик Илья Якямсев, собственно, стендап, смешное рассказывание смешных шуток Ильиным в лучшем случае вызывает хихикание. Поэтому, конечно, полезнее для всех было бы держаться в отношении Ильина максимально общего слова «комик». Его подлинный талант – импровизация и физическая комедия. Дедпэн Ильина проделал такой большую путь всего за пару лет, что теперь вызывает в уме сравнения не с Чапаряном или даже Озолиным, а скорее с пиковым Алексеем Щербаковым или уже прямо Юрием Никулиным. Ильин уморительно стоит, невозможно смешно разговаривает, а когда начинает петь (как золотой Щербаков – это Щербаков регистра «Все большую популярность набирает такое новое модное молодежное явление, как кальян в рюкзаке», так золотой Ильин – это Ильин с гитарой), то доводит до слез любой зал. По здравому размышлению, все перечисленное каких-то полвека назад называлось словом «клоун», и Ильин, инстинктивно чувствуя это, едва достигнув нынешней формы, сразу сгруппировался с более конвенциональным стендапером Шамутило в вариацию классического циркового дуэта белый клоун / рыжий клоун.
Очевидно, что «стендап» сейчас объединяет вообще всю комедию, с которой можно в одиночку выступать на сцене перед публикой, и ставить Ильину в вину, что в его палитре текстовая составляющая шуток не самая яркая краска – бессмысленно. Не в цирк же ему идти. Как и пиковый Щербаков, Ильин в своей нынешней форме может рассмешить вообще любого и в любых обстоятельствах. Как и Юрий Никулин, он, будь в современном российском кино режиссер калибра Германа-среднего, легко мог бы сыграть драматическую роль в специально под него снятых «Двадцати днях без войны». «Примитивизм», в общем, прекрасно показывает и то, и другое.
Антон Серенков
Обложка: Medium Density Fibreboard Films