11 фильмов «Листопада», которые делают его отличным фестивалем

Это список без самоочевидных хитов, на которые все и так купили билеты. Это просто лучшее, что можно посмотреть только на фестивале, а в интернете появится еще нескоро.

В пятницу, 6 ноября, начинается кинофестиваль «Листопад». Его богатая и более чем разнообразная программа хорошо распределена по секциям с говорящими названиями. Для любопытного зрителя там есть, где развернуться. Редакция «Как тут жить» постаралась обогнуть самоочевидные лакомые куски фестиваля – фильмы открытия и закрытия или картины из программы «Львы, медведи, пальмы», на которые и билеты-то раскупили чуть ли не сразу, – и сосредоточилась на фильмах, которые и делают «Листопад» сильным и интересным европейским фестивалем. Если хиты и так появятся в интернете в каком угодно качестве и формате, то эти 11 фильмов посмотреть на фестивале будет гораздо удобнее и интереснее, чем спустя долгое время дома.

 

 
 
 
 

«Белорусский психопат»

 
 

Режиссер: Никита Лаврецкий

 

Показы:

7 ноября, 20.30, кинотеатр «Победа»,

11 ноября, 15.30, кинотеатр «Мир»

 

 

 

 

 

 

Молодой фотограф и видеограф решает, что слишком долго хранил девственность, и зовет на день рождения, чтобы уж наверняка, сразу трех знакомых девушек. Быстро выясняется, что дача видеографа находится скорее в фильме ужасов, чем в секс-комедии. Про Лаврецкого и даже конкретно про съемки «Психопата» мы довольно подробно писали летом, теперь фильм наконец могут увидеть все желающие в рамках национального конкурса «Листопада». Ожидать от фильма жанрового упражнения не стоит, как не стоит, наверное, думать, что 21-летний режиссер скажет залу что-то сокрушительно умное про отношения полов. Однако если вас интересует современное независимое кино, молодость в Беларуси и то, как их можно совместить, то пропускать фильм просто нельзя. На показе 7 ноября встык покажут еще и две отличные короткометражки Лаврецкого.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Урок»

 

 

Режиссеры:

Кристина Грозева, 

Петер Вылчанов

 

Показы:

7 ноября, 12.00, кинотеатр «Центральный»,

 

11 ноября, 19.00, кинотеатр «Пионер»

 

 

 

 

 

Провинциальная учительница английского обнаруживает, что кто-то из учеников украл из ее сумочки немного денег. Вместо того, чтобы упереться лбом в экзистенциальный подтекст происшедшего и долго вглядываться в неблагодарные лица школьников, болгары Грозева и Вылчанов очертя голову бросаются в учительский карман. «Урок» – один из самых эффектных и захваленных триллеров прошлого года, полностью посвященный попыткам одной конкретной женщины выплатить кредит за квартиру, уследить за непутевым мужем и его машиной, выбить деньги из заказчика переводов и найти хоть кого-нибудь, у кого можно взять взаймы. Тени братьев Дарденн и Брессона витают над картиной в те редкие минуты, когда она сбавляет скорость.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Запретная комната»

 
 

Режиссер: Гай Мэддин

 

Показы:

8 ноября, 4.30, кинотеатр «Центральный»

15 ноября, 12.30, кинотеатр «Центральный»

 

 

 

 

 

Историк обозревает роль и место ванн в мировой истории, а тем временем в булькающей воде обнаруживается подводная лодка. Экипаж измучен и готовится отдать концы, как вдруг на борту оказывается лесоруб из Шлезвиг-Гольштейна. Лесоруб потерял свою возлюбленную, а та тем временем поджидает его в ночном клубе, где странный мужчина, чье имя неизменно съедают помехи проектора, одержим задницами. Канадец Гай Мэддин – один из самых диких, странных и пленительных режиссеров современности, его фильмы состоят из горячечного бреда любителя немого кино, ранних цветных мелодрам и не столько обыгрывают штампы старых фильмов, сколько часами бегают и веселятся по лугам подсознания зрителя. Свидетели передают, что «Запретную комнату» трудно досмотреть до конца и физически невозможно забыть.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Венсан – человек-амфибия без чешуи»

 
 

Режиссер: Тома Сальвадор

 

Показы:

9 ноября, 12.30, кинотеатр «Центральный»,

9 ноября, 21.20, кинотеатр «Пионер»

 

 

 

 

 

Обычный француз Венсан, стоит ему только снять шлепки и нырнуть в любой водоем, становится в разы сильнее. Он плавает быстрее самого быстрого пловца и легко выпрыгивает из воды на пару метров, как дельфин. Со своими сверхспособностями скромный супергерой ничего не делает, не раскрывает их никому, кроме своей подружки, и просто плещется в свое удовольствие. Но, как принято в таких историях, как-то раз на его след выходит полиция. «Венсан» относится к жанру фильмов про суперменов примерно так же, как «Белорусский психопат» – к хоррорам про хижины в лесу: минималистичная картина Тома Сальводора интересуется разницей между обычным человеком и не обычным, а уж что тот может швырнуть в обидчика бетономешалку – дело десятое.

 

 

 

 
 
 
 

«Милый Ханс, дорогой Петр»

 
 

Режиссер: Александр Миндадзе

 

Показы:

9 ноября, 20.30, кинотеатр «Москва»

 

 

 

 

 

Четыре немецких инженера едут весной 1941 помогать советским делать специальные, очень сложные и очень точные линзы. В цеху происходит авария, и заглавные Ханс с Петром теперь страшно боятся, хотя из нашего 2015-го очевидно, что боятся они совсем не того. Александр Миндадзе почитался мастером экзистенциальных драм, еще когда был жив Тарковский, а Алексей Герман был подающим надежды. «Милого Ханса» окружают скандалы и препирательства критиков, модернистский ли это шедевр или набор слабо связанных эпизодов, но и так ясно, что это редкое и старомодное в своей формальной изобретательности и психологической въедливости кино. Что-то вроде бисайда снятой на похожем материале «Франкофонии» Александра Сокурова.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Кладбище великолепия»

 

 

Режиссер: Апитчатпонг Вирасетакул

 

Показы:

10 ноября, 21.40, кинотеатр «Центральный»

 

 

 

 

Где-то в тайских лесах, в больнице, лежат в загадочном полусне-полукоме солдаты. Приглядывающая за ними женщина-волонтер особенно симпатизирует такому же, как она, хромоногому солдату, который начинает то и дело ненадолго просыпаться. Скоро в больницу заходит женщина-медиум, способная говорить даже и со спящими, потом появляется какое-то буддийское божество, и скоро будто во сне оказываются уже не только солдаты. Имя Апитчатпонга Вирасетакула уже не так пугает любителей кино по всему миру, как в нулевые, теперь он уже не революционный новатор, а  признанный мастер с полагающимися по статусу нудными метафорами никому не интересной политической жизни Тайланда. Но метафоры ведь можно просто прикрыть ладошкой, а талант – он всегда талант.

 

 

 

 

 
 
 
 

«И горы сдвигаются»

 
 

Режиссер: Цзя Чжанкэ

 

Показы:

11 ноября, 20.30, кинотеатр «Центральный»

 

 

 

 

 

Два друга всеми силами пытаются вырваться из китайской провинции в конце 90-х, а в наше время тот, что удачливее, пытается придумать, чем себя занять на заработанные деньги, а тот, кому повезло меньше, тихо умирает от рака. А ведь впереди еще будущее. Цзя Чжанке в нулевые выпустил несколько фильмов, из которых бог знает насколько точно, но страшно правдоподобно лилась поэтичная и живая жизнь огромного Китая. В последние годы он все больше склоняется к общедоступному драматургическому языку, пытаясь уложить прежде едва уловимые наблюдения в сюжеты и истории персонажей. «И горы сдвигаются» ругают за последнюю треть, которая проходит в неинтересном будущем, но сама фактура пулей несущегося во времени Китая настолько завораживающая, что пропускать фильм стыдно.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Ловушка»

 
 
 

Режиссер: Брийанте Мендоса

 

Показы:

11 ноября, 18.30, кинотеатр «Центральный»

 

 

 

 

 

Два года назад на Филиппины обрушился чудовищный ураган, едва ли не полностью разрушивший город Таклобан и убивший тысячи его жителей. «Ловушка» – полностью постановочный, но ведущий себя как документальный фильм о катастрофе и ее последствиях. Мендоса прославился в конце нулевых несколькими чернушными и чрезвычайно натуралистичными фильмами. На психологически тяжелом материале он действует мягче, чем можно было ожидать: на место зачарования злом приходит христианское смирение и сердечная боль за людей. Что-то вроде изощренного и новаторского аналога книг Светланы Алексиевич, если переводить на наши реалии.

 

 

 

 
 
 
 

«Сокровище»

 
 

Режиссер: Корнелиу Порумбую

 

Показы:

12 ноября, 17.00, кинотеатр «Центральный»,

12 ноября, 21.00, кинотеатр «Пионер»

 

 

 

 

 

Три взрослых и довольно бедных румына отправляются в выходные искать клад. Клад вроде как зарыл с перепугу предок самого интеллигентного из троих во время революции в середине XIX века, а в середине уже XX века участок прибрала к рукам местная советская власть. Гений немигающего юмора на социально-исторические темы Порумбою снимает трех героев долгими издевательскими планами, в ходе которых и они, и зрители докапываются не столько до господских бриллиантов, сколько до самих себя. Вероятно, самое смешное, что на фестивале вообще можно увидеть, и заодно, возможно, самое умное.

 

 

 

 

 
 
 
 

«Объятья змеи»

 

 

Режиссер: Сиро Герра

 

Показы:

13 ноября, 21.00, кинотеатр «Центральный»

 

 

 

 

 

 

Два белых человека, немец и американец, с разницей в сорок лет и пользуясь услугами одного и того же проводника, ищут в диких колумбийских лесах какой-то наркотический что ли цветок. Змеи, туземцы, католические миссионеры, человеческое отчаяние и нечеловеческое упорство ждут их по дороге. «Объятья змеи», как передает пресса, по сути пересказывает истории «Апокалипсиса сегодня» и южноамериканских фильмов Вернера Херцога и потому честно делает ставку не на историю, а на изображение. Поэтический, пугающе доисторический и одновременно почти современный мир лесов Амазонки запечатлен колумбийцем Герра не хуже, чем у его именитых вдохновителей, а за счет знания деталей визуально даже выигрывает. Даже жалко, что показывать фильм будут на не слишком большом экране «Центрального».

 

 

 

 

 
 
 
 

«Записывая «Reflektor»

 
 

Режиссер: Калиль Йозеф

 

Показы:

13 ноября, кинотеатр «Мир», 22.00

 

 

 

 

 

Альбом «Reflektor» канадской инди-группы Arcade Fire – один из самых популярных и захваленных рок-альбомов современности. Сами Arcade Fire, вероятно, наиболее успешная инди-группа последних лет десяти. «Записывая «Reflektor» рассказывает, хм, о записи альбома «Reflektor»: вот участники едут на Гаити, откуда родом вокалистка, вот они впитывают местные ритмы, вот вокалист пересказывает философа Кьеркегора, вот Элвис Пресли советует ему во сне репетировать побольше, а вот они играют песни перед беснующейся толпой. Пресса передает, что фильм непонятно куда идет, часто заваливается в поверхностный пафос и недостаточно вглядывается в детали выбранной истории, однако периодически оказывается поразительно, беспрецедентно красив и поэтичен  – в точности как альбом «Reflektor». 

 

 

 

 

 

 

 

Фото: Никита Лаврецкий, Abraxas Film, Buffalo Gal Pictures, CHRISTMAS IN JULY, «Пассажир», Kick the Machine Films, arte France Cinéma, Centerstage Productions, 42 Km Film, Diaphana Films, PULSE FILMS,

Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓