Лень вставать: Дэвид Боуи, Супермен и невыносимые печали

Редакция «Как тут жить» выбирает лучшие развлечения для тех, кто уважает диван и интернет.

 

 

 

 

 

 

Альбом

David Bowie

Всегда любивший красивую позу и выразительный театральный жест Дэвид Боуи собственную смерть превратил в небольшое, но поучительное произведение искусства. За два дня до того, как покинуть наш скучный мир, он выпустил свой лучший за последние три десятилетия альбом. «Черная звезда» ужасно не годится для тех, кто решит помянуть выдающегося покойника и сядет слушать альбом в лирическом, рассеянном настроении. Это сорок минут угловатой, старомодной в плохом смысле музыки – Боуи интересовала не ретростилизация под времена своей молодости (это бы слушатели вытерпели даже с радостью), а создание музыки, идеальной по меркам меломанов образца года так 1976-го. Ритм-секция выстукивает джазовые фигуры, гитары, духовые и завывающий голос вокалиста передвигаются толчками в разных направлениях, структура самих песен привязана к куплетам и припевам довольно условно. Собственно новаторство в музыке никогда не было сильной стороной Боуи, свои лучшие песни он придумал как вполне обычные поп-хиты, а приемы для выдающихся альбомов второй половины 70-х аккуратно списал у американских и немецких музыкантов. На «Черной звезде» он, кажется, первый раз в жизни не пытается быть актуальным, а наперекор неумолимому времени и запросам публики говорит о том, какой ему видится совершенная музыка – и преуспевает. Тысячи вполне розовощеких и крепких музыкантов по всему миру в творческом отношении совершенно мертвы, а покойный Боуи на «Черной звезде» – жив, зол, печален и неотразим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фильм «Великое молчание»

Режиссер Сержио Корбуччи
 

В прокате идет «Омерзительная восьмерка» – камерная пьеса на исторические темы с убийствами и музыкой. Драматургические приемы Квентина Тарантино год от года становятся все более безыскусными, зато феноменальный дар говорить ссылками на созданные задолго до него художественные произведения и даже периодически делать из этих ссылок трогательные стихи все еще при нем. Сорокалетней давности европейский вестерн «Великое молчание» (режиссер – итальянец, в главных ролях – немец и француз) дал «Восьмерке» гениальную в своем остроумии декорацию смертоносной горной зимы вместо обычных для жанра жарких месяцев, несколько сюжетных ходов, а также установил планку этой самой омерзительности. Гнусный охотник за головами сталкивается в занесенном снегом городке с коллегой, тот все время молчит и как будто чем-то недоволен. Если вы смотрели хоть парочку вестернов, а еще лучше трилогию Серджо Леоне с Клинтом Иствудом, то все остальное и так знаете – изобретательные сюжеты никогда не были сильной стороной спагетти-вестернов. В остальном  это вполне поразительное и умудряющееся даже сейчас огорошивать своим финалом идеальное жанровое кино.

 

 

 

Сериал «Моцарт в джунглях»

 

Молодой дирижер с придурью заступает руководить Нью-Йоркским симфоническим оркестром, однако старый дирижер все время неподалеку, чтобы помочь и при случае напомнить о своем величии. Молодая гобоистка подрабатывает, где только можно, и в оркестре готова даже просто заваривать дирижеру мате. Финансовые и профессиональные тучи над оркестром сгущаются. «Моцарт в джунглях» на днях закончил второй сезон и выиграл «Золотой глобус» как лучший комедийный сериал 2015 года. Хотя были сериалы и смешнее, и умнее, свою награду «Моцарт» полностью заслужил хотя бы потому, что это взаправдашний смешной и реалистичный сериал про будни людей, исполняющих академическую музыку. Алкогольные игры здесь происходят при исполнении классических произведений разных эпох, похабные шутки про музыкальные инструменты достигают космических степеней изощренности, герои набивают себе татуировки с Ференцом Листом и называют попугаев в честь Игоря Федоровича Стравинского. Ну и заодно у «Моцарта», вероятно, лучшая пара исполнителей главных ролей: Гаэль Гарсия Берналь не был так хорош бог знает сколько лет, а Лола Кирк играет так живо и естественно, что хочется, чтобы ее каким-то образом взяли еще и в сериал «Девочки» на смену сестре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комикс «Superman: American Alien»

 

Супермен cейчас  – это персонаж, который практически синонимичен с понятием некоего «базового супергероя». С одной стороны, это громадный и интересный культурный пласт, но, с другой стороны, новому читателю в нем крайне сложно отыскать безопасную «точку вхождения», чтобы все стало понятно и увлекательно без непосильного бэкграунда. По сути, «American Alien» –  это как раз этот легкий старт, идеальный комикс для тех людей, которые не любят Супермена или знают о нем только что-то на поп-культурном уровне. Все шесть выпусков (пока вышли только три) написал сценарист Макс Лэндис, автор фильмов «Хроника» и «Ультраамериканцы», также сделавший хитовую и очень честную короткометражку «The Death and Return of Superman» и придумавший свой комикс на эту тему, но так и нереализованный. Лэндис абсолютно не заморачивается и создает комикс для максимально массовой аудитории, но при этом не копируя предшественников, а привнося свои оригинальные идеи –  например, Супермен тут куда более уязвимый, чем вы привыкли о нем думать. Комикс вкратце проходится по основным пунктам становления Кларка Кента (от детства и юности до тяжелого взросления), но при этом не только как героя (потому что всем плевать на Супермена), но и как человека со своими надеждами, желаниями и страхами. Так что если вам всегда был безразличен мужик в красном плаще, которого никто не узнает без очков, то это ваш шанс удачно влиться в тему. Лэндису каким-то чудом удалось сделать Супермена снова интересным и человечным хотя бы на несколько выпусков.

 

 

 

 

 

 

 

 

«That Dragon, Cancer»

 

Угловатой уточкой вы плывете по схематично нарисованному прудку по следу из кусков батона, которые швыряет мальчик со смазанным лицом. Затем бесплотным духом помогаете ему покататься с горки и, вселившись в приблизительного бородатого отца, укачиваете его в больничной палате. Мальчика зовут Джоэл, годовалому ему поставили неизлечимый рак мозга, из-за которого он так и не смог говорить. Джоэл умер полтора года назад и «That Dragon, Cancer» – это игра, которую сделал его отец, чтобы отвлечься от горя и урвать у судьбы лишние минуты жизни вместе с сыном. Жанр игр, в которых особо не надо играть, а нужно скорее просто исследовать созданый разработчиками мир, не нов, но тут дело особое. Отец Джоэла – верующий христианин, и как Господь однажды создал весь мир, так же и он каждой вроде бы дурацкой игровой вставкой (облет на воздушных шариках из надутых медицинских перчаток черных шипастых загогулин в открытом космосе; гонка по больничным коридорам на забавной машинке за анестезией и бинтами) пытается создать живой мир для умершего, но существующего в воспоминаниях ребенка. Выходит совершенно душераздирающе, в кино и книгах такого эффекта ясной и лишенной сентиментальности печали уже давно не добивается вообще никто.

 

 

 

  Михаил Идов о том, как он был сценаристом

 

Культура  – редкая область, где пока паны дерутся, хлопцы могут постоять в стороне и отдышаться. В газете «Нью-Йорк Таймс» вышел огромный материало жизни американского журналиста Михаила Идова в России. Приехав пять лет назад то ли учить дикий народ западным ценностям при помощи глянцевого журнала, то ли просто чтобы посмотреть на назревающую революцию, он скоро обнаружил себя заваленным сценарной работой на телевидении и в кино. Идов написал первый сезон сериала «Лондонград», был одним из сценаристов «Духлесс-2» и прямо сейчас вместе с прекрасным режиссером Алексеем Попогребским делает что-то вроде аналога «Безумцев» про советских дипломатов. Любому очевидно, что эти пять лет для Идова сложились крайне удачно, вплоть до того, что на канале СТС недавно вроде как запустился сериал, списанный с заявки Идова. Однако условия информационной войны между США и Россией приводят к тому, что текст гигантское пространство уделяет рассказам и размышлениям о Путине и сопровождается комическими псевдооруэлловскими размышлениями (в одном абзаце Идов не находит и следа цензуры и государственного давления на телевидение, чтобы в следующем написать, что это такой способ цензуры). В итоге получается неплохой обзор истории российского телевидения за пять лет и блистательная (хоть и непреднамеренная) сатира на любую государственную пропаганду.

 

Фото: davidbowie.com, Columbia Records, 20th Century Fox, Amazon Video, DC Comics, Numinous Games, The New York Times (Джеймс Хилл)

Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓