Смерть Ромы Англичанина поставила каждого белоруса перед вопросом: а достаточно ли хорошо мы знаем песни «ЛСП»? «Как тут жить» приходит на помощь всем и ранжирует про все песни «ЛСП» от худшей к лучшей.
Смерть Ромы Англичанина у нас глазах создала лучшую белорусскую группу десятых годов. Еще в мае « ЛСП» были чрезвычайно успешной и творчески, и коммерчески рэп-группой с хорошими перспективами. Теперь это Артисты, с которыми навсегда будет связана в памяти меломанов целая эпоха. Joy Division не были лучшей группой британского пост-панка, Nirvana аккуратно повторяла находки альтернативного рока 80-х, еще в мае ни один альбом «ЛСП» не тянул по отдельности на что-то большее, чем просто похвалу. Начинавший в минской рэп-сцене конца нулевых Олег Савченко и сделавший даже небольшое подобие карьеры на могилевской рок-сцене того же времени Роман Сащеко, объединившись в 2012-м, вряд ли ожидали, что их совместная работа окажется такой успешной и такой, в сущности, скоротечной.
Кривая группы выглядит примерно так: сначала несмелые сольные попытки Савченко отойти от нудного постсоветского хип-хопа конца нулевых к ироничной полижанровой поп-музыке; затем невысокое вокальное мастерство Савченко-рэпера плюс дилетантский и оттого чудовищно изобретательный электро-поп Ромы Англичанина на дубле альбомов 2014-го года; потом самопротиворечивый, ядовитый трэп образца «Magic City»; и наконец период «Tragic City», соединяющий по-взрослому изощренные поп-песни с издевательским трэпом и развитым до мастерского уровня флоу Савченко.
5 лет для человека – это сонные годы университета, затянувшийся декрет, расстояние от одной нудной работы до следующей. 5 лет для группы – большой срок и самодостаточная эпоха. ЛСП свои 5 лет провели на пределе возможностей.
В наш гид по песням «ЛСП» включены официально изданные (то есть, по условиям времени, представленные на стриминговых сервисах) песни группы, сделанные либо без участия других исполнителей, либо такие, где посторонние участники выступают отчетливо вторым номером. Поэтому здесь нет совместного альбома с Pharaoh и многочисленных ранних записей Олега Савченко с белорусскими рэперами и битмейкерами, а также песен, где Савченко выступает на фитах. Три лучшие из не влезающих в жесткие рамки официальной дискографии песни указаны в отдельном мини-списке. В конце статьи все песни ждут вас собранными в плейлист.
Из-за странного устройства имен участников – «ЛСП» называется группа, но ЛСП – это и псевдоним Олега Савченко, при этом у Ромы под псевдонимом Англичанин фамилия очень похожая – Сащеко– так вот Олег будет везде написан как Савченко, а Рома – как Англичанин.
58
(Я Всё Понял промо, 2007)
Одна из первых песен «ЛСП» – до 2011 года Савченко участвовал как правило только в группах и разовых совместных записях с другими никому не известными рэперами.
57
(Я Всё Понял промо, 2007)
Ничем не примечательное начало карьеры «ЛСП», песня, по которой в жизни не догадаешься, какие у группы большие перспективы.
56
(ЁП, 2014)
Если у вас есть сомнения, действительно ли это настолько плохая песня «ЛСП», то просто попросите любого фаната назвать 50 лучших песен группы и угадайте, что вам назовут 72 по счету. До сих пор не понятно, про что там поется и какое отношение Олег имеет к этой истории. «Презервативы и шансон, все для вас».
55
(Ёп, 2014)
Баллада, в которой рэпер объясняет женщине, почему у нее нет никаких шансов – ну как объясняет, скорее, хвастается, что летает только первым классом и еле успевает отбиваться от минетов. Оригинал рэпера Future, с которым «ЛСП» много сравнивали и который, очевидно, оказал на Савченко большое влияние, хорош главным образом превосходной аранжировкой Mike Will Made It и чрезвычайно густым флоу самого Future. Сиротливо тянущий гласные под безыскусное пианино Савченко оставляет от песни только бледную тень.
54
(Magic City, 2015)
Кажется, Олег Савченко смотрит передачу «Пусть говорят». В разных интервью он пару раз упоминал передачу, а в 2015-м записал эту песню. Можно собирать крупицы информации о том, что именно Олегу интересно в образе Андрея Малахова. Кажется, именно это мы должны были узнать в этой песне, но что там происходит – ¯\_(ツ)_/¯
53
(Видеть цветные сны, 2011)
Неизобретательная урбан-песня, в которой вряд ли можно выбрать запоминающиеся хуки или ходы аранжировки. На мини-альбоме «Улицы» были наиболее «рэп»-треком и наименее интересным. Спустя шесть лет «ЛСП» сделали для русской рэп-сцены столько интересных и важных вещей, что пытаться придумать комплимент этой песне бессмысленно. Разве что, если достаточно усердно прислушаться, главный бит забавно напоминает бит из суперхита нулевых «Buttons» герлз-бэнда The Pussycat Dolls.
52
(Tragic City, 2017)
Стандартная самоуничижительная и одновременно самодовольная песня «ЛСП», на этот раз полностью состоящая из перековерканных цитат: советские песни, поговорки, присказки, банальные факты (Бальзак писал для 30-летних женщин и все в таком духе), литературная макулатура – все идет в ход. В официально одобренной «ЛСП» рецензии набор аллюзий характеризуется как «настраивающий на серьезный разговор без обаятельных кривляний и мечтательной придури», однако, кроме техники как таковой (отсылающей, впрочем, все равно не к какому-нибудь взрослому человеческому поэту, а скорее к Оксимирону) похвастаться песне нечем. В несравнимо более удачной песне Савченко сравнивал себя с Есениным («е*у девок и стихи им читаю»), так вот Есенин бы своей несуществующей эрудицией хвастаться не стал.
51
(ЁП, 2014)
Биф, который не направлен ни на кого конкретно, но на всех сразу. В этом и проблема. Опасный ненапряжно сделанный бит заставляет засомневаться при прослушивании, в чем вы собственно виноваты, в чем вас обвиняет артист. Возможно, выражение фрустрации Олега – в отсутствии большой популярности в то время, когда у группы уже было более чем достаточно очень хороших песен. Чувствуем его боль.
50
(Я Всё Понял промо, 2007)
Лоу-фай-рэп, может быть, не слишком примечательный сам по себе, но оригинальный в контексте дискографии «ЛСП» (Савченко больше никогда не будет пытаться подвывать на негритянский манер) и исследующий те же темы, что и лучшие поздние вещи группы (одиночество и душевные метания).
49
(Magic City, 2015)
Неизбежная для каждого рэпера песня об истоках. Started from the bottom, now we here. Олег скомкано неймдропит его источники вдохновения, условно и несвязно перечисляет моменты его биографии, показывая свою отличность. Спустя годы после выпуска этой песни факты биографии и помнятся, но что происходит в аранжировке, сложно запомнить, даже когда трек звучит.
48
(Виселицца, 2014)
Утомительная песня про секс, упакованная в текстовую схему «вверх, вниз, улыбнись мне». Это умение – обратить все мрачной стороной. Чтобы добавить жару обыденности, вся история развернута в сторону некой условной женщины-воительницы-зены-королевы-воинов-вамп. Персонаж (словно из какой-то компьютерной игры) ходит, побеждает, размахивает тесаком, принуждает мужских анонимных персонажей к интимной близости. Олег, покажи на этой кукле, где тебя трогали, это безопасное место, тебе уже не навредят.
47
(Tragic City, 2017)
В свои даже самые мизогинистические моменты Савченко всегда спохватывается и подводит к тому, что столкнуться с плохим человеком – неприятный и болезненный опыт. Коротенькая и без особой фантазии оформленная песня «Отброс» выламывается из этого ряда: начавшись надменным издевательством над женщиной («воедино слились в ней трое – леди, шлюха и дура»), она самодовольным издевательством над ней и заканчивается. Так себе драматургия.
46
(сингл, 2016)
Благотворительный (фигурально) сингл, в котором Савченко поет под бит приятеля времен юности о тусовках со старыми друзьями и о том, что с годами угорать становится все сложнее. Кое-что интересное мелодически начинается в припевах, но в целом это совершенно не запоминающаяся вещь.
45
(Tragic City, 2017)
Чрезвычайно ленивый, будто во сне сочиненный и спетый медляк про то, как легко канкан превращается в капкан, а поверхностная игра слов – в песню. Как назло, Савченко совершенно не использует никакие свои вокальные навыки, а занимательная аранжировка Англичанина (какие-то мреющие гитары, саксофон, выныривающий из-за красных штор) не может перетянуть внимание на себя и спасти положение.
44
(Видеть цветные сны, 2011)
Даже в момент выхода песни Олег оправдывался, что он понимает, насколько «воб»-основа – вчерашка: «Но минусу-то в «Хиппи» два с половиной года. Ну да, эта пила там такая дешевая, что даже немного стыдно. Но мне кто-то сказал, что это даже и хорошо. Если бы там был качественный дабстеп– получилась бы явная попытка во что-то влиться. А так– просто играет какая-то ерунда». Но харизма слакерского дуракаваляния продает этот трек как в 2011, так и сейчас.
43
(Сингл, 2013, ЁП, 2014)
Непоследливый EDM-боевик, в котором все внимание – на текст. Укомплектованный хуками и панчлайнами рецепт успеха. «Мне нужно больше денег – будет больше телок, будет больше друзей, будет больше приколов». С простейшими логическими выводами: «Если нет денег, значит, нет телок, значит, нет друзей, значит, нет приколов». Кажется, что текст клонит к выводу «всем нужно больше денег». Занимательная математика. Поп-музыке позволено быть глупой, но никак не скучной. Тезис можно успешно иллюстрировать этой песней.
42
(Magic City, 2015)
Неизобретательная стилизация под трэп, полностью посвященная рассказам о том, что деньги – это самое важное. Бредовый фрагмент, где появляются наташки-черепашки-ниндзя вроде бы выруливает песню на чуть более оригинальную почву, но Савченко и вообще в поп-культурных шутках не силен, а тут и больший мастер бы не выкрутился, поэтому дальше все просто затухает.
41
(Виселицца, 2014)
Сколько вы видели рэп-звезд с песнями на маринистическую тематику? А вполне неироничных EDM-боевиков про сурового капитана, ведущего корабль сквозь ужасную бурю? Бит Англичанина редко бывал менее уместен, чем в «За бортом», но осуждать его язык не поворачивается – а что он, в сущности, вообще должен был играть с таким-то текстом? Если считать, что искусство должно вызывать вопросы, то песня может побороться за звание самой высокохудожественной у «ЛСП». Слушать, впрочем, ее всерьез невозможно. Так и видишь Савченко у бабушкиного стеллажа, вертящего в руках затасканную поколениями школьников книжку и себе под нос читающего с обложки «Капитан Блад» как «капитан, бл*ь!».
40
(Ёп, 2014)
Разыгранная по нотам, но почему-то все равно не зажигательная эмо-баллада. Есть и дихотомия «ангел – дьявол» в первой же строчке, и черный замок, и рытье могил, и Ромео с Джульеттой, и Бонни с Клайдом, и завывающие волком на пепелище клавиши, и актуальные на момент сочинения песни витч-хаус-штучки – но все вхолостую. Мальчишеский и непреднамеренно ернический голос Савченко не позволяет толком в его метафоры поверить, а природная въедливость и смешливость чуть что заставляют ставить рифмой к «бледной принцессе» «наслаждение процессом». Вроде надо было просто упасть с каната, но он все равно упал не так, как надо.
39
(Magic City, 2015)
Эта песня звучит, словно Future делает ремикс на Игоря Талькова. Только преимущество Савченко в том, у него есть понимание русского лирического мелодизма, а у Future нет.
38
(сингл, 2017)
Ленивая песня о том, что как бы плохо ни было, все равно со временем все будет нормально. Формально все сделано, как надо: за две с половиной минуты Савченко перебирает несколько стилей читки и пения, Англичанин несколько раз меняет темп, использует гитару, сэмпл с ахающей вдали женщиной – но почему-то не удается не только поднять махину в воздух, но и просто развеять скуку. Лучшее место: слово «меня», превращающееся в гундосящем исполнении Савченко в «ня-ня-ня» Эрика Картмана.
37
(Magic City, 2015)
Нудная трэп-баллада, в которой Савченко, чтобы хоть как-то себя развлечь, только и делает, что паясничает и каламбурит (фокус из названия – это и волшебство его музыки, и сосредоточенность взгляда на славе и мастерстве артиста). Среди каламбуров попадаются похабные алмазы вроде «а я зову тебя на променад в мой невисячий сад», но, в общем, это откровенно проходная вещь.
36
(Magic City, 2015)
Еще одна неизобретательная трэп-баллада с «Magic City», с каламбурами и прибаутками описывающая нервное истощение тусовщика как свободную и самодостаточную жизнь. «Капитан Очевидность твой папа / Твоя мама – Анархия / А сама ты никто» и еще множество изощренных оскорблений могут пригодиться гуманитарно повернутым и слабым физически школьникам, а припев «У меня все окей / В кругу своих друзей» – дать повод их менее культурным одноклассникам поорать на улице хором, но какого-либо еще толка от песни будет тяжело добиться.
35
(Tragic City, 2017)
Очень скоро, спустя пару лет после «Больше денег», «ЛСП» изменили свое простое мнение о деньгах на противоположное простое. Разделение песни на две части, к сожалению, дает повод говорить, что первая часть – плохая. Просто потому что лирический Олег побеждает надменного. Но харизма Савченко все равно может продать что угодно.
34
(Виселицца, 2014)
Хронологически первая нравоучительная песня «ЛСП»: наркоторговец обнаруживает, что его девушку в нем привлекают главным образом бесплатные наркотики. Скептичный и чувствительный к бытовым деталям взгляд Савченко тут совершенно закрыт сентиментальным маревом, «малышка» и «дилер» живут не в нашем мире, а в каком-то жестоком комиксе. Увы, слишком схематичная музыка Англичанина глубины этой поверхностной картине не добавляет.
33
(Tragic City, 2017)
Песня о трудностях жизни звезды, долго пробивавшейся наверх и до сих пор вспоминающей с болью пережитые страдания, – старинный формат. Савченко сочиняет к ней некоторое количество забавных строк («лужей мочи, уже трезвый почти, это место почтил»), но, в общем, если бы не изощренная вокальная подача и хорошая аранжировка, слушать это было бы совершенно неинтересно.
32
(Виселицца, 2014)
В одном из своих дисс-видео на Оксимирона Савченко хвастался, что у него дома есть книга Бальзака – остросоциальный электро-поп «Винегрет» показывает, что читал он ее не слишком внимательно. Картинки миленьких или бойких одноклассников рассказчика, совмещенные с их шаржами уже в качестве взрослых людей, производят эффект грубого, сентиментального морализаторства бог знает о чем. Савченко делает из своего риторического упражнения закон мироздания – «ешь, что дают», но, вообще говоря, никакого вывода кроме «бывает» из него не следует. Музыка Англичанина едкая, но тоже никакого особого впечатления не производит.
31
Ёп, 2014
Скучная песня, в которой скучный рэпер Галат и еще не научившийся голосом вытягивать неинтересные тексты Савченко что-то путаное выговаривают закадровой девушке. Если тексты почти совсем никуда не годятся (впрочем, у Савченко есть и очаровательное «Ты виновата без вины, тем только / Что волку хочется скушать / Твои нежные соски / И твои маленькие уши»), то музыка в отдельные моменты удивительно хороша. Бит Англичанина – кажется, самое близкое к клауд-рэпу образца Clams Casino, что он делал для «ЛСП». На припеве, где автотюновое забытье Савченко накладывается на мерцающие неоновые синтезаторы, песня даже кажется хорошей.
30
(Сингл, 2012, ЁП, 2014)
«ЛСП» иногда в текстах сваливались в подростковые драмы. Скорее всего, потому что для тех эмоций, которые они хотели выразить, пять лет назад еще не было достаточно опыта. Это спустя несколько альбомов эти же намерения выведут «ЛСП» в главных панков в стране, но в 2012-м, пусть и эффективно, но «Номера» звучали как насупленная группа «Звери» в дабстеп-ремиксе или интересная версия группа «Аматори». Но если хорошо прислушаться в 2017 году, «Номера», наверное, куда ближе к «Black Siemens». «В паре ультрамодных кед, под эксклюзивный тек-хаус, вдыхая суперлегкий Кент, все аккаунты проверил, сообщений нет» (SOOOOO 2012) – это словоохотливый батя «в мертвых найках, в белой майке». Только если Фараон отправлял нас в будущее, «Номера» заплутали где-то в школьном прошлом.
29
(Tragic City, 2017)
Известная в рэпе тропа самоуверенного бахвальства насчет телок. Если текст сложно назвать оригинальным, то можно отметить общую атмосферу. Олег выступает этаким сутенером-факиром, у которого в шляпе блондинки, брюнетки, шатенки и половинки. Также мы узнаем про кодекс чести артиста («Я беру двух, хотя мог бы шесть»). Все звучит складно, а аранжировка словно изъята из потерянного уровня в Hotline Miami. Бонусом Рома Англичанин выходит с полноценным фитом.
28
(Видеть цветные сны, 2011)
Атмосферный и структурированный электро-поп-трансформер, который плавно перестраивается по ходу песни. В начале сосредоточенный и самоуверенный ритмичный марш к финалу поломается, и робот покажет эмоции, заливая свои схемы восьмибитным плачем. Ранние поклонники «ЛСП» никогда не забудут, каким Олег мог быть милым и уютным, проговаривая слова «беленькие шорты», «девчонка», «улыбка», «морожко», «всех люблю я», «на-на-на-на».
27
(Tragic City, 2017)
Лучший альбом «ЛСП» заканчивается на мажорной ноте. Пусть не оригинальной аранжировкой, но текстом и настроением. За всем трагизмом в итоге все равно остается уверенность. В своих решениях, в своем творчестве, в деле, которое выбрано. Можно отобрать у Олега что и кого угодно, но он все равно останется полностью укомплектованным. Более того, очень приятно слышать повзрослевшие отголоски интонаций «ЛСП» , которые были на «Видеть цветные сны». Олега, который может харизматично и симпатично дурачиться («а вообще, хотелось бы кончить в вечность»).
26
(Виселицца, 2014)
Переложение «Фауста» для 2010-х годов: молодой повеса (судя по удивительной строчке Савченко «Всё капризнее сердце /Мой герой всё старше», повествование он ведет, хоть и не соблюдая онегинскую строфу, но с оглядкой на нее) год за годом пытается продать душу дьяволу, но дьявол как-то все никак не появится. Если текст Савченко прямо-таки разит «Королем и шутом», то музыка Англичанина наводит на мысли о Crystal Castles. Сумма получается на удивление действенной: вместе с еще лучшим кавером на «Дурака и молнию» песня заставляет всерьез жалеть о том, что «ЛСП» больше толком и не ходили на территорию театрализованного русского рока для пьяных подъездов и нестиранных балахонов – их приемы там работают блестяще.
25
(Romantic Colegtion, 2015)
Ремейк небольшой лоу-фай-аудиокниги 2009 года о любви, убийстве и убийстве любви. Волнистая эфемерная электроника старого приятеля Савченко минского продюсера Deech все десятилетие что-то обещала, да так и не выросла ни во что серьезное, но в качестве фотообоев к повести в духе Достоевского она замечательно хороша.
24
(Magic City, 2015)
Самая удачная из трэп-песен «ЛСП», полностью построенных на каламбурах: понравившаяся Савченко стриптизерша в ней оказывается сверчком, досконально знающим свой шесток (как легко догадается натренированный слушатель, в последнем куплете им окажется член рэпера). Причины тому вполне банальные: хорошая мелодия, связная и не подразумевающая моральных кульбитов история, замечательно красивая аранжировка. Вредит «Шесту» разве что контекст: в 2015-м как назло вышли гораздо более талантливые и песня про тверкающих пчелок, и песня про влечение к женщине из клуба.
23
(Я Всё Понял промо, 2007)
Лучшая песня с самого первого мини-альбома «ЛСП» – пьяный, кособокий, но на удивление обаятельный R’n’B-номер про то, что Олег Савченко уже в 18 лет читал рэп «за*ись» (на самом деле нет). Начинается с волшебной строчки «Всем привет, вот и я – один очень хитрый свинья», которая, конечно, со временем еще пробьет себе дорогу в закрепленные записи фанатских твиттеров.
22
(Tragic City, 2017)
Песня о том, как Савченко охомутала и женила на себе девушка, только чтобы прямо после свадьбы выяснилось, что, чуть выпив, он начинает бредить девушкой из совместной песни с Оксимироном. Самое близкое и рискованное приближение «ЛСП» к формату даже не радио, а сразу шашлычных: ясно и подробно рассказанная история из латиноамериканских сериалов времен детства музыкантов, превосходная сладенькая аранжировка Англичанина, где находится место даже саксофону. В моменты вроде строчек «Думаешь, это мечты? / Почему тогда я дарю тебе цветы / И кольцо с камнем?» над группой нависает тень раннего «Ляписа Трубецкого», так же балансировавшего на грани между пародией и искренним идиотизмом.
21
(Magic City, 2015
В 2015-м еще не все поклонники жанра понимали, что Pharaoh превратится в громадный dead-dynasty-феномен, и реакция на эту коллаборацию вначале была скорее насмешливая. Хорошо, что песни «ЛСП» не делают их фанаты. Эффективный трэп-бэнгер и концертный фан-фаворит, который в очередной раз в дискографии«ЛСП» показывал, что Олег знает и понимает лучше. А также, что у Олега забавное поэтическое самовосприятие («Я тип как новый Есенин – е*у девок и стихи им читаю»).
20
(Magic City, 2015)
Леденящий автотюновый соул, больше похожий на философский пост Вконтакте, чем на песню. Чтобы как-то расцветить очевидно скучный материал, Савченко использует все вокальные приемы, какими владеет: слова он и цедит, и тараторит, и выплевывает, и пропевает, да так интенсивно и удачно, что выжимает из песни максимум. Если вас интересуют переживания интеллигентного старшеклассника, которого угораздило стать рэп-звездой, то не проходите мимо.
19
(Сингл, 2013, ЁП, 2014)
Похмельный боевик и один из главных русскоязычных бриллиантов в популярном в 2013-м молодежном жанре «бростеп». Спустя пять лет бростеп в поп-песнях стал утомительным штампом, но «Коктейль» по-прежнему звучит свежо. Не только благодаря запоминающимся хукам («бармен, родноооой»), но и неожиданной заменой кульминационного дропа на проигрыш акустической гитары. Акустической гитары. Смелый и незабываемый сонграйтинг.
18
(Мне Скучно жить сингл, 2014)
Кульминация заигрывания «ЛСП» с EDM. Традиционно танцевальная обертка для тупого веселья группу никогда не интересовала, в руках «ЛСП» жанр превращается в неостановимый поезд мрачного (а как лучше перевести выражение dead-eye на русский?) отчаяния. По воспоминания Оксимирона, название «Мне скучно жить» придумал Рома Англичанин, для которого это был девиз по жизни и значительный вклад в мироощущение песен группы.
17
(Виселицца, 2014)
Простоватый, но зажигательный Daft Punk для минских светских львиц. Совершенно не злобная песня, как может показаться, если написать на бумаге слова припева. Возможно, это звучит так обаятельно, потому что Олег пропевает ее именно как сучка. Ratchet-королева с вызывающим характером, но большим сердцем. Поберегись, Кристина Си. И, возможно, тут самое положительное использование термина «сучка» не только в дискографии «ЛСП» , но и в принципе в русском рэпе. Всем, хочется верить, очевидно, что за образом Савченко скрывается хороший человек, но, возможно, и феминист (лол).
16
(Ёп, 2014)
Остроумное упражнение на поле танцевальной музыки: похабный бростеп-бас, которым в год написания песни продюсеры обычно награждали публику на припевах (многие ли знают в 2017-м, что такое «дроп»?), тут передвинут в куплет, а припевом наоборот сделана ласковая техно-часть. Заканчивается все драм-н-бас-кодой, которая звучит, как ответ на вопрос, поставленный песней: ну как зачем, чтобы баловаться с музыкой, конечно же.
15
(Tragic City, 2017)
Романтический поп-номер о том, что неожиданный армагеддон как минимум позволит влюбленным умереть в один день. К Савченко возвращаются все его силы: удачная поэзия быта («нас с утра разбудил мой растреклятый мобильный» – в «растреклятом» так и слышишь треньканье и трели звонка), нежное ломкое пение и не замазанное дешевым цинизмом умение показывать любовь не идеальным, но надежным укрытием от тоски и отчаяния жизни. Англичанин дает очередной урок парадоксального и крайне эффектного монтажа стилей: акустическая баллада переходит в R’n’B, затем превращается в джук и тихо затухает в виде эмбиент-зарисовки. Выходит, может быть, слишком песня Леонида Агутина, но много ли на русском языке поп-песен лучше тех, что были у Леонида Агутина?
14
(Виселицца, 2014)
Открывающая песня первой сделанной совершенно сознательно и именно как «альбом» совместной работы Савченко и Англичанина. Англичанин создает инструментал посередине между дэнсхоллом, Rustie и просто стадионным EDM – выходит штука, может быть, слишком ясно выдающая год своего сочинения, но вырвиглазная и яростная. Вокальную часть в припеве Савченко исполняет, как будто это поп-панк, и, конечно, если у каждой эпохи должен быть свой собственный формат поп-панка, то в середине 10-х выше «Метеоритного дождя» было не прыгнуть.
13
(Ёп, 2014)
Эротическая баллада про то, как сильно людей 1989-го года рождения перепахал сериал «Покемон». Именно с «Пикачу» началась в целом провальная практика Савченко уснащать свои песни вереницами придурковатых культурных аллюзий и каламбуров: история девушки, которая тайком от своего парня иногда занимается сексом с человеком, которому совершенно ничего про нее не хочется знать, полностью рассказана в пространстве понятий детского мультика. Еще один косвенный триумф Савченко в том, что до Pokemon Go на момент сочинения песни оставалось еще три года.
12
(Romantic Colegtion, 2015)
Небольшой поп-фанк-шедевр, сделанный, конечно, на волне всеобщих восторгов Daft Punk и Фареллом Уильямсом, но от того ничуть не менее действенный. Если гитарная работа не тянет даже на подражание Нилу Роджерсу, то оригинальный, как бы усеченный бас запомнится даже знатокам жанра. Экономящий слова и энергию Савченко рассказывает историю съема в клубе чрезвычайно эффектно («только можешь не строить недотрогу: смешно и не выходит ни хрена») и, как в лучшие свои поп-моменты, превращается в максимально точный перевод Дрейка на русский.
11
(Ёп, 2014)
Электро-регги про смерть лучшего друга, встраивающее мультфильм про «Простоквашино», комментарии Вконтакте и синтетические наркотики в яркую картину одиночества и потерянности. Песне идет страшно на пользу то, что в ней мало слов, мало финтов и мишуры, на которую Савченко с годами стал полагаться все больше. Хорошо сочиненный мрачный поп не нуждается в расковыривании деталей: если чувство правдивое, реальность не поленится добавить на полотно те краски, о которых позабыл в свое время художник. Летом 2017-го песня «Потерян и не найден» весь свой три года назад запланированный вес добрала с горкой.
Топ-3 раритета ЛСП
Детально продуманная кодеиновая фантазия песни юмористического рэппера Sil-a. Холодная и колкая неоновая аранжировка звучит, как саундтрек к мрачному графическому сну – это самая уместная возможность рассказать не относящуюся к реальности фантазию и не выглядеть болваном. Как использован автотюн в кульминации – так не умеет никто из русскоязычных артистов. Продуман даже бас, который звучит, словно песня правда играет в салоне дорогой тачки. Сон закончится резкими клавишными, но песня реальнее некуда.
Ты сама нежность (Young Bumer)
(Неизданное демо)
Кислотно-автотюновый подхалим Олег и рэпер Янг Бумер в невыпущенной демке отрабатывают плавящуюся футворк-аранжировку. С нежностью бульдозера, набитого плюшевыми медведями, укатывают в уши комплименты, которые хотели бы услышать девочки из вселенной творчества певицы Максим, трудный возраст которых пришелся на середину нулевых. Поп-фантазия, которую хотелось бы услышать когда-нибудь и в виде официально выпущенной песни.
Лучший выход Олега Савченко с фитом на чужом треке. Песня особо не была замечена, что абсолютно безумно. Такого элегантного и обаятельного подката («Да, я подонок, но любвеобильный подонок») в дискографии «ЛСП» , а, может, даже просто в русском рэпе, просто не было. В 2017 году, когда главные хиты лета – это испаноязычный блокбастер« Despacito» и « Wild Thoughts» с сэмплом из Сантаны, «Летаем» звучит как ультрасовременная золотая классика.
10
(Видеть цветные сны, 2011)
«ЛСП» были одними из первых русскоязычных артистов, которые поняли гигантский потенциал того, что Канье Уэст сделал на альбоме «808’s & Heartbreak». Практически курортная танцевальная песня для тех, кто бездельничает в большом городе («После обеда обычно гуляю по парку с плеером»). Вселенная, в которой хотелось жить в 2011 году, и хочется до сих пор. Напевая слово «ламбада» как «лабуда», Олег, конечно, кокетничает. Он понимает, что это радиохит, который звучал бы на радио, которое правда хотелось бы слушать.
9
(Romantic Colegtion, 2015)
Даже романтическую песню с однозначно милым текстом («Я оглянусь назад и засмеюсь, представив, что ты его полюбила»), «ЛСП» могут сделать характерным образом грустной. «Силовое поле» – красивый заторможенный аренби, который через куплеты и бриджи с вниманием к деталям (после каждого «пули пролетят м.имо» на вас летит автоматная очередь) доставляет к кульминационной коде и заканчивает струнным сэмплом, намекая, наверное, на хрупкость. Эта песня – отличный пример, как работает творческое доверие Савченко и Англичанина. Слушая песню, сложно предугадать, куда сделает шаг текст Олега или где развернется аранжировка. Но итоговый результат синхронен и взаимен, они почти заканчивают друг за другом предложения.
8
(Tragic City, 2017)
История в духе Ника Дрейка: за три месяца до смерти Романа Англичанина его друг Олег Савченко зачитывает поверх твинпиксовских потусторонних саксофонных стонов стихи Англичанина о том, что его тело болит, и эта боль застилает собой все радости мира и лишает даже надежды на успокоение после смерти. Текст не содержит особых удач, но хорошо спетый и в сочетании с превосходным битом и судьбой Англичанина он наполняется самыми настоящими кровью и слезами. Если в будущем песня не войдет в русскоязычный эмо-канон, то на планете можно смело ставить крест.
7
(Tragic City, 2017)
Одно из главных поп-чудес «ЛСП»: несмелый синтетический R’n’B, похожий звуком на черновик группы Chromatics, а вереницей избыточных мелодических хуков – на лучшие вещи композитора The-Dream. Как обычно, едва Савченко избавляется от натужного цинизма старшеклассника (а в песне есть вполне серьезно спетые строчки «ты смогла вырастить виноград там, где цвела полынь»), боль и сладость сливаются воедино сами по себе, без дополнительных понуканий. Заземляющая двусмысленность «я хочу тебя…узнать» не может перевесить почти фетовскую чувствительную печаль: «И сейчас чуть боюсь / Что когда твою тайну раскрою / Утроится грусть».
6
(Magic City, 2015)
Самая недооцененная песня с альбома «Magic City». Используя музыкальные тропы, которые в американском рэпе появляются, когда надо сделать освежающий летний блок-пати-хит (звучит, наверное, как совместка Migos и Flo Rida), Олег выступает в своем любимом мрачно-нигилистическом жанре. Но с какой улыбкой! Так жизнерадостно о бессмысленной скучной жизни и неминуемой смерти вам не рассказывал никто. Это моя вечеринка!
5
(Сингл, 2013 ЁП, 2014)
Никто никогда не думал, что миру не хватает драм-н-бас-ремикса на «Короля и шута». Или что драм-н-бас-ремикс песни « Короля и шута» может звучать настолько хорошо. «ЛСП» удачно перенесли фэнтези-вселенную гоблинов и чудаков из леса в стены скоростного наркотического клуба. Спустя несколько лет никого уже не удивят эмо-рэперы, которые переписывают свои подростковые увлечения в новую игру, но версия подростковых увлечений Савченко звучит круто и смело до сих пор.
4
(Magic City, 2015)
Прорывной в смысле массового восприятия «ЛСП» трэп-медляк о буднях людей, спаивающих женщин ради секса. Как ни странно, успех песни совершенно логичен: музыка в ней лучшая у «ЛСП» из числа сочиненных не Англичанином, ленивый и в то же время сосредоточенный флоу Савченко работает гораздо лучше, чем обычные для его трэп-выходов кривляния, ну а появляющийся на фите Оксимирон, этот Константин Кинчев своего поколения, хоть и вносит в песню абсурдную истеричность, но прекрасно встряхивает начавшее было клониться в дрему повествование.
3
(Tragic City, 2017)
Стадионная баллада с припевом, которому нужно подпевать, задрав в воздух зажигалку и раскачиваясь, гитарным соло (которым гитарист «Последних танков в Париже» подтаскивает «ЛСП» так близко к «Аквариуму» образца песни «Небо становится ближе», как это вообще возможно) и текстом о неизбежности смерти. Удачные лирические моменты («не смотри на меня, будто Владимир Познер») соседствуют с не слишком удачными (секс во время месячных комментаторы на Genius описывают как «Олег никогда не стесняется показывать реальность такой, какой она является», не зная, что такая же сцена является кульминацией совершенно ванильной книги «50 оттенков серого»), но общий эффект получается вполне оглушительный.
2
(Видеть цветные сны, 2011)
Явление миру «Олеги». Именно с этой песни с «ЛСП» познакомились большинство ранних фанатов группы. Песни такого уровня не то что на русском радио не отыскать было шесть лет назад, но и среди цитируемых модными медиа молодежных русских артистов. Так очевидно с поп-музыкой в то время побаивались заигрывать. Мечтательный баббл-текст в воздушной хаус-аранжировке. Небольшое, но громкое поп-совершенство. В англоязычной музыке в том году большим хитом был восьмидесятнический синт-боевик «Midnight City» артиста M83, аналогом которого на русском должен был быть именно «Маг». Слушая его в 2011-м, хотелось верить, что «ЛСП» вырастут в массово популярных артистов. То, что они сделали за последующие шесть лет, очевидно, даже больше того, на что можно было надеяться от артистов с белорусской пропиской. Назовите, кто работал больше и кто сделал лучше в десятых. Именно.
1
(Виселицца, 2014)
Рэпер Дрейк начинал восхождение к славе песней, где обращался к неназываемой слушательнице со словами «ты лучшая», только чтобы потом выяснилось, что говорит он эти слова всем девушкам, с какими встречается. Олег Савченко пошел дальше и сочинил гимн лучшему комплименту в истории, который к тому же он произносит вполне искренне. Нежный электро-поп «Лучше чем интернет» содержит все то, что он с разным успехом пытался и до сих пор пытается делать в своих песнях. Это и нравоучительная история со сложной моралью (смелость побеждает застенчивость, но деньги побеждают любовь), и иронический обзор бытовой стороны романтики (что в сущности могут добавить к «С утра до ночи ты мусолишь контакт / Но пишет лишь очередной долбо*» миллионы девушек, описывая свою любовную жизнь?), и незаметно воспаряющее к горьким обобщениям рассуждение о суетности всего (с годами Савченко выучит пару поэтических приемов, но ничего лучше замены просто смайлика на смайлик печальный так и не придумает). Англичанин, положивший значительную часть карьеры на то, чтобы никто не мог упустить из виду, насколько он техничный продюсер, тут пускает фоном едва заметные грустные хаус-клавиши и, не выходя из тени, доводит слушателя до слез.
Подлинная поэзия всегда несет вес, который вроде бы никак нести не должна и не может – лучшая метафора в жизни Савченко, уподобление скоротечной любви попавшему в спичечный коробок майскому жуку, переворачивает песню еще раз, возможно, даже без ведома автора. Ну а на что жук еще годен, кроме как быть игрушкой весны? Признательность, симпатия, любовный жар и томление ожидания – все это редкие гости в песнях «ЛСП». Но появляясь, они оказываются каждый раз главными наградами одинокого, измученного жизнью, страхом смерти и самим собой человека. «Лучше чем интернет» поэтический мир группы стягивает воедино одним изящным узелком: любовь – это не просто так. Если Дрейка в «Best I Ever Had» интересовало только чуть-чуть побаловаться с форматом любовной песни, то амбиции «ЛСП» простираются гораздо дальше: жизнь – заочно проигранный бой, ну и что?
Фото: vk.com/lspolegi