Что посмотреть, почитать и послушать в эти ни на что не похожие выходные.
Похороны
Абель Феррара
October Films
Не успев толком остыть после победы на Венецианском кинофестивале, в минский прокат в первых числах октября выходит картина «Джокер»; ещё через месяц на Netflix покажут новый фильм Мартина Скорсезе «Ирландец». Эти два фильма – без сомнения, два самых хайповых релиза осени; их объединяёт ещё и тот факт, что в обоих случаях режиссёры снимали кино так, будто Новый Голливуд никогда не заканчивался: Тодд Филлипс сделал из «Джокера» один большой оммаж «Таксисту» и «Королю комедии» Скорсезе, а сам Скорсезе собрал в первом гангстерском фильме за десять лет всех любимых актёров-пенсионеров (Де Ниро, Джо Пеши, Харви Кейтела, а также новичка в своей фильмографии Пачино) и совершил отчаянную попытку обратить время вспять с помощью компьютерной технологии омоложения лиц. Больше всего здесь смущает то, что киноманское сообщество (и, выходит, жюри в Венеции) относится к этим усталым попыткам сыграть на былой славе так, будто на их глазах происходит возрождение позабытого «настоящего» кино. На самом деле, если перестать игнорировать историю киноискусства, то окажется, что все эти порождённые Новым Голливудом прямолинейные шекспировские трагедии с бандитами и серьёзные экзистенциальные драмы с городскими сумасшедшими оказались морально устаревшими и вгоняющими в скуку ровно в тот момент, когда весь жанр положили на лопатки и расчленили безумцы-постмодернисты из 90-х. Одной из самых эффектных картин, насилующих труп жанра искренней гангстерской саги, тогда стало кино «Похороны» Абеля Феррары.
«Похороны» начинаются с, собственно, похорон одного из трёх братьев-ганстеров, но это не история о возмездии и не история о семье и даже не экзистенциальная драма. Очень быстро становится понятно, что линейная драматургия режиссёра Феррару и его постоянного сценариста Николаса Сейнт-Джона вообще мало интересует; что они сознательно рисуют полную хаоса картину, состоящую из случайных вспышек насилия, острых беспричинных неврозов и запутанных до шизофренической степени моральных метаний всех без исключения неглавных героев. Не в последнюю очередь благодаря талантам отборных характерных актёров (в фильме снимались Кристофер Уокен, Крис Пенн, Бенисио дель Торо, Изабелла Росселлини), в этой истории о банальных бандитах-психопатах находится больше подлинно человеческого, чем чуть ли не во всех классических гангстерских сагах, где сюжеты о преступной жизни выступали аккуратными метафорами для «универсальных» «человеческих» историй.
Исполнитель роли второго плана в «Похоронах» Винсент Галло однажды заявил, что Абель Феррара во время съёмок этого фильма был «под такими жёсткими дозами крэка, что на площадке вообще не появлялся», а вместо этого пытался обчистить бумажник Галло в гримёрке. Мы судить творческие методы мастера, конечно, не берёмся, а лишь скажем, что в нашем мире слишком часто бывает так, что подлинно новаторские произведения со стороны выглядят как случайное слепое блуждание или некомпетентная работа и оказываются несправедливо проигнорированы в пользу сшитых по старым лекалам банальных поделок.
Никита Лаврецкий
Сериал I Love David
Adult Swim
В июле культовый комедийный дуэт Тима Хайдекера и Эрика Верхайма запустил свой собственный стриминговый телеканал Channel 5, где без остановки крутят серии из десятка их прошлых телевизионных и онлайн-проектов. Кроме старого контента на Channel 5 вышло и четыре новых сериала: дэдпен-пародия на медицинские передачи «Our Bodies», пародия на телевикторины «Tim & Eric Qu?z», монтажный сборник скетчей-бисайдов «SCUM» и документальное шоу о жизни музыканта-аутсайдера Дэвида Либе Харта «I Love David». Увы, сразу стоит сказать, что по большей части эти проекты не оказались никакими свежими экспериментами с формой комедии, благодаря каким когда-то прославился дуэт, а скорее продолжили движение в русле их стыдливого юбилейного спешла, выпущенного в 2017 году. На сей раз неудачи объяснить можно одним простым фактом: сами комики ни к режиссуре, ни к сценариям здесь отношения не имеют, а за все четыре проекта отвечает Вера Дрю – монтажёр некоторых предыдущих проектов дуэта (тогда она была известна под мужским именем Дрю Кодрик). И не содержащее в себе вообще ни одной шутки шоу «Our Bodies», и фанатская нарезка «SCUM», и тщеславная викторина «Tim & Eric Qu?z» – всё это и правда, пусть и сложно скроенные, и сколь угодно визуально яркие, но именно что монтажёрские проекты, а не работы комиков. Впрочем, одно новое шоу здесь всё-таки заслуживает внимания – снятая в качестве практически искреннего подарка давнему коллаборатору-аутсайдеру, безумному кукловоду и поэту-песеннику Дэвиду Либе Харту передача «I Love David».
В худшие моменты «I Love David» предсказуемо превращается в скучные минуты, проведённые в компании банального городского сумасшедшего (рассказывающего об инопланетянах (не обошлось без похищений и экспериментов на борту НЛО) и куклах (Джим Хенсон был, разумеется, его учителем в воскресной школе) Либе Харта практически не заткнуть, а создатели шоу явно переоценивают любопытство, которое способна вызывать его эксцентричность), зато в лучшие моменты (например, в той серии, где Дэвид приходит в любимый магазин немецких колбас и долго выбирает нарезку – по собственному признанию, он очень гордится своими немецкими корнями) оказывается очень красочным (Вера Дрю – действительно выдающийся монтажёр) и душевным портретом рядового жителя одноэтажной Америки, какой по эту сторону от вселенной прекрасного сериала «Баскетс» мало где увидишь (напомним, что «Баскетс» тоже целиком снимал соратник Тима и Эрика Джонатан Крисел).
Никита Лаврецкий
Игра «Control»
505 Games
Вы играете за Джесси Фейден – сотрудницу ФБК (Федеративного Бюро Контроля) и в начале игры попадаете в главный офис Бюро, где вас с порога назначают директором. Попутно вы узнаете, что предыдущего директора прямо перед вашим приездом убили, в здании творится какая-то мистическая чертовщина, а еще вам нужно провести собственное расследование, чтобы выяснить, что произошло с вашей родней.
«Control» – новый проект финской студии-разработчика Remedy. Примечательна студия тем, что за свое 24-летнее существование смогла выпустить всего лишь 6 проектов, зато 3 из них стали культовыми: первые две «Max Payne» и «Alan Wake». Как и все предыдущие игры Remedy, «Control» – шутер от третьего лица, причем здесь главную героиню наделили суперспособностями: она может левитировать и обладает телекинезом, который и щит от врагов поставит, и позволит бросить в противников чем потяжелее. Именно телекинез стал главной геймплейной фишкой игры: эта способность здесь ощущается очень живо, бросаться предметами физически приятно, телекинезом порой чаще пользуешься, чем многофункциональным пистолетом, который здесь тоже есть. При этом противники здесь дикие: они постоянно меняют позицию, бросают гранаты и всячески пытаются вас выкурить из-за укрытий, и это при том, что привычной системы укрытий а-ля «Gears of War» здесь нет, потому приходится постоянно двигаться и применять все имеющиеся способности. А еще в игре невероятная физика, поэтому когда используешь телекинез, почти все вокруг рушится, ломается, крошится и летит в щепки – зрелище то ещё.
Выглядит игра фантастически: в Бюро преобладает архитектурный жанр брутализм, но выполнен он в игре со вкусом: яркие цвета мистических явлений, которые тут и там разбросаны по зданию Бюро, грозно окрашивают угловатые залы, коридоры и лаборатории – все это вызывает мистический трепет и прямо-таки эстетическое удовольствие. В играх Remedy часто встречается куча недочетов: в «Alan Wake» была кривая экшен-составляющая, а предыдущий проект разработчика – «Quantum Break», смесь шутера от третьего лица и сериала, – вышел таким неоднозначным, что в народе его принято называть «Quantum Что?..». В «Control» минусов два: это крайне неудобная карта, из-за которой очень легко запутаться на уровнях и сюжет. Несмотря на всю мистику и кучу разбросанных по игре текстовых материалов, за ним попросту не интересно следить, а в конце оказывается, что все сюжетные загадки оказываются пустышками. И тем не менее, «Control» – это одна из самых необычных и захватывающих экшн-игр года.
Денис Саганович
Комикс «Boku wa Beatles»
Кайдзи Кавагути и Тэцуо Фудзии
Manga Rock
В минском прокате (да и в интернете, чего уж греха таить) показывают фильм «Yesterday» Дэнни Бойла и Ричарда Кёртиса, в котором музыкант-неудачник делает блестящую карьеру, исполняя песни «The Beatles» в параллельной вселенной, где все забыли о существовании группы «The Beatles». Эта сюжетная завязка должна звучать умеренно банально для любого сколь-либо насмотренного зрителя, но особенно неинтересно она звучит для людей, знакомых с японской поп-культурой, ведь в аниме и манге жанр «исэкай» (буквально «другой мир» – то есть любые истории с попаданием в странные и в разной степени видоизменённые параллельные вселенные) один из самых популярных и востребованных. Нет ничего удивительного в том, что несколько лет назад и идею с миром без «Битлов» японцы (второстепенный классик Кайдзи Кавагути и сценарист-дебютант Тэцуо Фудзии) обыграли на порядок толковее и интереснее, чем это сумели сделать совсем не предназначенный для легкомысленных ромкомов режиссёр Бойл (его герои излучают анти-харизму, а безумные кислотные цвета и монтаж напрочь отвлекают от самих героев) и сильно подуставший сценарист Кёртис (если бы сценаристом, режиссёром и главным актёром в фильме «Yesterday» выступил, как и планировалось изначально, Макензи Крук, то наверняка всё вышло бы в сто раз обаятельнее и остроумнее – если не верите, посмотрите чудесный романтический сэдком Крука «Detectorists»).
Фильм «Yesterday» совсем не уделяет внимания технике музыкального исполнения и делает песни «The Beatles» просто магическим артефактом, сводящим с ума толпы независимо от каких-либо обстоятельств (во время кульминационного стадионного выступления на сцене вместе с главным героем находятся сессионные музыканты-ноунеймы, взявшиеся буквально из ниоткуда); а манга «Boku wa Beatles», во-первых, главными героями имеет уже слаженно играющий молодой кавер-бэнд, со своей харизмой вокала и игры на инструментах претендующих на первое место в конкурсе групп-трибьютов «The Beatles», а во-вторых, львиную долю сюжета посвящает преодолению технических препятствий (в Японии 1961 года, в которую попадают герои и из которой без особой визы не выехать, достать правильные гитары – уже большая головная боль). В то время как фильм напрочь игнорирует значение духа времени для успеха группы (после позорного выступления сингер-сонграйтера на локальном ТВ его уж через пять минут ждёт на кухне офанатевший Эд Ширан), манга делает дух времени сознательным предметом исследования (на первом концерте группа оказывается освистана, потому что, видите ли, в 1961 году нормальные японцы пришли танцевать под гавайские ритмы, а вы со своим никому не нужным роком можете катиться куда подальше). Наконец, центральная этическая дилемма, связанная со строительством карьеры на украденных хитах, в кино превращена в совсем уж наивную, банальную арочку (оказывается, не нужно ничего воровать и плохо себя чувствовать, а нужно быть самим собой и всё у тебя сложится!), а японцы из манги разваливают группу, ссорятся и ведут философские споры вокруг одной вдохновляющей идеи: мол, им нужно стать самой популярной группой в мире только ради того, чтобы сразиться на мировой арене с настоящими «The Beatles», которые благодаря своей гениальности в ответ на прорывные хиты из параллельной вселенной неминуемо напишут ещё более неслыханные и поразительные новые песни.
Единственное, что может здесь смущать, этот тот факт, что за пять томов из десяти манга сильно дальше низкоуровневых реалистичных перипетий так и не продвинулась, а следующие главы на английский переводятся довольно медленно. Так что эпичного стадионного противостояния между группами (либо, что тоже не исключено, ужасного экзистенциального провала японских подражателей) ещё придётся терпеливо подождать.
Никита Лаврецкий
Harry Haysom
В 2012-м четыре румына вынесли из музея картину позднего Пикассо – перекошенную уродливую мазню, стоющую уйму денег. Румын быстро поймали, но те уперлись и насчет картины так и не раскололись. Осенью прошлого года известной румынской журналистке пришла анонимка с адресом, где в лесу можно откопать картину. Журналистка поехала в лес и откопала. Эксперты музея, откуда картину украли, однако, быстро поправили ее: откопала она копию, а не подлинник. Возникла немая сцена, а камера отъехала назад и чуть вбок, чтобы поймать в кадр кругленького, лысенького голландского деда, который шутки ради нарисовал эту копию так же, как десятилетиями рисовал копии Шагала, Матисса, Миро, Пикассо и выдавал их за оригиналы. Большую часть жизни ему это великолепно сходило с рук.
Гигантский материал сайта «Atavist» про когда-то знаменитого мошенника, а теперь где-то даже и уважаемого артиста Гирта Ван Йенсена безуспешно пытается выдать своего героя за злодея, когда факты кричат о том, что он виновен разве что в излишней увлеченности своей профессией. С юности влюбленный в искусство, Йенсен за двадцать лет проделал путь от сотрудника галереи реалистического искусства, потом распорядителя коллекции современного искусства частного владельца, потом хозяина маленькой галереи и коллекционера-любителя, до человека, который мазал холст краской, топтался по нему сверху, обсыпал пылью, выставлял под палящее солнце для небрежной аутентичности засыхания краски, оформлял поддельную справку об авторстве знаменитого абстракциониста и продавал за тясячи долларов (на наши деньги, то есть, за десятки тысяч) другому такому же ушлому ценителю искусства. Иногда покупателями оказывались люди, знавшие знаменитых абстракционистов лично: они узнавали в мазне набросок, который своими глазами видели в мастерской автора, и были бесконечно счастливы удачной покупке. Когда все вскрылось, иски против Йенсена подали единицы покупателей: остальных нотариально заверенный псевдо-Шагал вполне устраивал – ведь если не признаться, что купил его у мошенника, то он так и останется подлинным, а там и вырастет в цене, глядишь.
Статья изо всех сил кивает на то, что все-таки Йенсен был так себе копиистом, чему свидетельством оказывается история с Пикассо, однако, из текста и так следует, что копии и стилизации под мастеров старой школы, вермееров и рембрандтов у Йенсена выходили просто не похожими на оригинал и не требовали даже экспертизы. Статья о мошеннике, наживающемся на доверчивых фанатах искусства, оказывается статьей о том, что весь рынок современного искусства – это по сути торговля бумажками с печатями и рецензиями уважаемых арт-критиков, к которым прилагается мазня, которую можно изобразить с любым ненулевым уровнем мастерства. Проколы Йенсена вообще не лежат в поле искусности стилизации – на таковую в его подделках за все годы так и не нашлось критиков – а полностью вызваны его непоседливостью, выпендрежем и самолюбованием. Легко представить, как ровно такой же Йенсен, только умеющий в нужный момент дать взятку музейному эксперту и поделиться прибылью с распорядителем небольшого аукциона, проживает жизнь без сучка и задоринки и к концу статьи оказывается в числе неумолимых противников Йенсена из нашей реальности.
Антон Серенков
Обложка: Adult Swim