5 белорусов рассказывают, как классно съездили на разные фестивали

Начало осени – самое время вспоминать, как было здорово на летних музыкальных фестивалях, и планировать, куда рвануть в следующем году. Поэтому мы попросили 5 минчан похвастаться, как они ездили за границу, и дать советы всем остальным.

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

Леся

 

(Flow, Пикник «Афиши»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фестиваль Flow я хотела поехать довольно давно, так как мои друзья с The-Flow.ru ездят на него уже не первый год, расхваливая его так, что только социофоб не будет завидовать. Фестиваль занимает большую территорию бывшей ТЭЦ, на которой очень удобно расположено все: от самих сцен до фудкортов и зон отдыха. Если сравнивать с Пикником «Афиши», на который я тоже ездила этим летом, то разница велика: Пикник, как мне объяснили позже, все же более развлекательное мероприятие, нежели музыкальное. Там много маркетинговых уловок от спонсоров в виде бесплатных ништяков, за которыми выстраивались очереди больше, чем на артистов. Для меня это было немного странно. Я на такие мероприятия хожу ради музыки, и как-то огорчает, что в очереди за халявным резиновым браслетом стоит больше людей, чем возле сцены, где выступают артисты. На Flow все наоборот: ты только и делаешь, что ходишь от сцены к сцене. Хорошо, если ты успеваешь перекусить на фудкорте или забежать в туалет (ни там, ни там, кстати, почти нет очередей, в отличие от отечественных фестивалей).
 
Мы начали брать билеты и смотреть жилье где-то недели за три-четыре до фестиваля – и это уже было поздно. Выбор квартир на Airbnb был совсем маленький и по адским ценам, а билеты на самолет в такое неудобное время, что пришлось брать автобусы. Квартира на шесть человек в центре Хельсинки нам обошлась в 150-160 долларов на 4 суток с человека. Каждый год я оформляю годовую рабочую мультивизу, делаю ее не первый год, поэтому уже проблем не возникает. В литовском посольстве ее делают за неделю (5-7 рабочих дней), все просто и быстро. Я делала визы в разных посольствах (около шести стран), по срокам быстрее всего в литовском, по документам – в польском, по записи на получение визы – в эстонском.
 
Публика абсолютно разная, все дружелюбные, каких-то конфликтов за три дня я не наблюдала. Не сказала бы, что есть какая-то принципиальная разница между публикой у нас на концертах и там. Везде люди приходят ради музыки и исполнителей, везде есть те, кто адекватно себя ведет, но есть и агрессоры – без этого никуда. Ехала я ради Anderson.Paak, и он, собственно, больше всего и запомнился. Очень легкое, крутое, фанковое выступление, очень искренний артист и его бэнд, танцевала, что было сил. Еще осталась в диком восторге от Kaytranada – таких крутых сетов особо нигде не услышишь. До сих пор считаю, что это мне компенсация за отсутствие хороших вечеринок в Минске. 
 
 

 

 

 

 

 

В остальных заведениях, кроме всемирных фастфудов, вы вряд ли сможете поесть меньше, чем за 15 евро, и это норма для Хельсинки

 

 

 

 

 

 
Фестиваль проводится недалеко от центра, 5 км пешком где-то, можно доехать на трамвае или метро. Общественный транспорт в Скандинавии славится дороговизной, поэтому одна поездка обойдется в 2,7-3,2 евро, а проездной на день в 8 евро. Если вы найдете заведение, где можно поесть на 10 евро, то вы счастливчик. Есть одно такое заведение недалеко от вокзала, до 4 вечера у них есть ланчи, где ты платишь 9,7 евро и набираешь себе все, что хочешь. На фестивале есть фудкорты с абсолютно разной кухней – начиная с фо и заканчивая фалафелем и бургерами. Можно купить пиво и вино (за большие деньги). Есть удобная штука: если покупаешь что-то в металлической банке, то можно вернуть 1 евро за банку, если сдать ее в специальном пункте на фестивале.
 
В городе есть еще рынок в самом центре на набережной, где можно за 12 евро купить огромную тарелку жареных овощей с большим куском лосося. Очень вкусно и для такой порции вполне вменяемые деньги. В остальных заведениях, кроме всемирных фастфудов, вы вряд ли сможете поесть меньше, чем за 15 евро, и это норма для Хельсинки. Советовала бы всем посетить музей современного искусства Kiasma, там весьма интересные экспозиции, да и по размерам внушительный. Билет на взрослого стоит 12 евро, студентам – 8. Еще есть классный блошиный рынок недалеко от Камппи, купила там себе чудесную плиссированную юбку за 2 евро, нашли крутые книги и прочие классные вещи. Всем советую.
 
Единственный неприятный момент со звуком, который я видела, был на выступлении Laura Mvula, у которой в середине выступления что-то произошло с микрофонами и вообще выводом звука, она расплакалась, и выступление закончилось. Был один момент, который, думаю, запомнился многим, когда во время выступления Thundercat мы с моим молодым человеком сидели в первом ряду, возле тента для артистов: я поворачиваю голову и вижу человека, который очень похож на Kamasi Washingtona (его выступление было только через 2 часа), толкаю в бок парня, говорю, мол, смотри, похож на Камаси. И тут он берет саксофон и выходит на сцену, просто вот так, спонтанно. Непередаваемо.
 
Я бы посоветовала не жадничать и поехать. Оно того стоит, правда. Если вы с ума сходите от музыки разных жанров, то это вообще катастрофическая ошибка – отказываться от фестивалей.
 
 
 

 

 

 

 

 

 

Валера

 

(Open'er)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
На Open'er и Пикник «Афиши» я решил ехать примерно в одно время. В первом случае хотелось с пользой провести накопившийся отпуск и съездить в любимую Польшу, а во второмпосмотреть, как там в Москве с фестивалями, ну и Москву саму, конечно. Причем билет на Пикник я купил за полчаса до отъезда на Open’er.
 
До Open'er мы добирались на машине, а жили в кемпинге, поэтому подготовка состояла только в том, чтобы проверить состояние палатки, коврика и спальника и успеть купить билет с кемпингом. Естественно, лучше покупать билеты на фестиваль сильно заранее, чтобы выиграть в цене. Причем на Open’er из года в год есть, что послушать, поэтому можно брать early-bird-билеты аж зимой, а потом потихоньку как-то планировать дорогу и все такое. Максимально упростить процесс оформления визы можно, получив карту поляка. Там и с дорогой будет проще и дешевле, так как на ж/д-сообщение скидки, и с получением визы не нужно будет бегать вообще. Но это такой специфический совет, конечно.
 
Если есть машина, права (в идеале – у нескольких пассажиров) и где переночевать по дороге, то оптимально, наверное, ехать на Open’er на машине. Но можно доехать и без ночевки – это если права одни на всю машину. Про дорогу туда сказать ничего не могу, но дорога обратно от палатки до двери заняла часов 12, это притом что на одном из отрезков дороги была какая-то жуткая пробка.
 
 

 

 

 

 

 

Публика очень модная и выглядит невыносимо свежо. Они умудряются быть красивыми и свежими даже утром в очереди в душ

 

 

 

 

 

 
Я всегда жил в кемпингах, но даже если в следующем году будет вариант с квартирой, то не уверен, что променяю палаточки, траву, солнышко и ночные крики на недвижимое жилье. Потому что, во-первых, до города наверняка будет очень лениво добираться. В палатку от самой дальней сцены можно дойти минут за 20 и сразу же в нее рухнуть, а чтобы добраться до города, нужно ждать автобус, ехать в нем уставшим, а потом, если не повезло снять жилье в Гдыне, еще пилить на электричке. Есть, конечно, вариант тусоваться до утра на фестивале и только потом ехать в город спать, но тогда сложно выделить время, чтобы посмотреть какой-нибудь из городов и сходить на море.
 
Единственное неудобство жизни в кемпинге – часов с семи в палатке начинает невыносимо парить, то есть если ты не выспался до семи, тебе конец. Хотя проблему можно решить с помощью тентов. Особенно если ты на фестивале не один, можно поставить три-четыре палатки рядом по кругу, в центре поставить тент, а после семи утра вылазить на коллективный сон. Все остальные бытовые вопросы в кемпинге тоже решаемы, главное, чтобы не было дождя или он был хотя бы краткосрочным. В этот раз в последний день во время бури у нас сдуло палатку и залило все вещи в ней – спасло то, что была свободная палатка.
 
Правда, в душ утром огромные очереди, но, если ходить туда прямо перед концертами или сразу после них, то очередей вы практически не увидите. Ну и с солнцем нужно быть аккуратным: в один из первых дней я стоял в очереди в душ около двух часов и дичайше спалил ноги. Еще интересно, что многие иностранцы приезжают на фестиваль без всего, с чем приезжают в кемпинг, покупают все где-нибудь на месте и не забирают обратно с собой. Благодаря этому можно обзавестись запасными штырями и дугами для палаток, надувными матрасами, да и самими палатками.
 
Публика очень модная и выглядит невыносимо свежо. Причем даже те, кто живут в кемпинге, выглядят не так, будто бы они живут в кемпинге. Они умудряются быть красивыми и свежими даже утром в очереди в душ. Одну безумно красивую девочку я видел у умывальников чуть ли не каждый день, и каждый день она была безумно красивой. Я бы не удивился, если бы возле умывальников поставили фейс-контроль, и я бы его не прошел, а все остальные на меня бы косо смотрели. 
 
Там очень много русскоязычных и много белорусов, причем в такой огромной толпе они практически не выделяются, русский язык чаще можно услышать в кемпинге, чем на фестивале. Хотя вот на специальном большом белом автобусе, на котором можно писать, русского языка много.
 
Больше всего запомнились Savages и Grimes. Savages показали настоящий панк-рок и очень круто выложились, а Grimes красиво смущалась и затопила энергией всю тент-сцену. Ее чуть не до слез засмущали непрерывными громкими аплодисментами, как Daughter в прошлом году. Еще невероятными были Sigur Ros. Я шел мимо них в кемпинг, по пути о кого-то споткнувшись, и совсем не планировал на них оставаться, но встал как вкопанный перед сценой и не мог пошевелиться. Уже начинало светать, над сценой летали клинья птиц, на сцене творилось какое-то волшебство, и в какой-то момент мне показалось, что упал метеорит –  хотя это, наверное, кто-то из ракетницы шмальнул. Выступало много рэперов, среди них был Скепта, которого я пропустил (как и на Пикнике «Афиши»), потому что сначала я стоял в огромной пробке, а потом бежал в кемпинг оставлять GoPro. Зато попал на Винса Стейплса, он говорил неразборчиво, как в телесериале «Прослушка», и ему зрители пели народную польскую песню «Сто Лят», потому что у него был день рождения.
 
 
Постфестивальная депрессия у меня началась немедленно после последнего концерта, потому что меня ожидала долгая дорога и сразу же работа. В кемпинге по дороге к умывальникам было сложно не расплакаться, потому что люди, с которыми я дважды в день чистил зубы, стали мне родными. Неделю или две в Минске я звонил всем подряд и звал тусоваться и вообще был воодушевлен.
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Паша

 

(Sziget)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Sziget – это один из крупнейших фестивалей в Европе, он проходит на острове прямо в Будапеште. Это был осознанный выбор проведения отпуска, не люблю лежание на пляже.
 
Я купил билеты еще в ноябре прошлого года в первой волне, со всякими плюшками вроде майки и плаката. Был на Sziget в прошлом году, очень понравилось, решил и в этом съездить. Можно ли покупать в последний момент? Все зависит от феста, но вообще не стоит. Обычно билеты заканчиваются сильно раньше (к примеру, на Rockwerchter в июле закончились с марта). Дорога, жилье – это уже от финансов зависит. Если хочется сильно сэкономить, то чем раньше, тем дешевле и больше вариантов.
 
Визу получил в литовском визовом центре. Быстро и просто. Собрал документы, принес, примерно через неделю забрал. Упрощать особо нечего, главное, по списку на сайте все документы собрать. До Sziget проще всего добираться самолетом (из Минска – подороже, из Вильнюса и Варшавы – подешевле). Все-таки по расстоянию прилично, наземным транспортом – примерно сутки на машине, довольно утомительно. Хотя все зависит от компании и маршрута, конечно.
 
Дешевле жить в кемпинге, удобнее – кому как. Мне в кемпинге понравилось больше. Не паришься, что тебе нужно ехать домой в два-три часа ночи, до палатки в любом случае доползешь. Плюс утром фестиваль не такой, как вечером, ленивый и медленный, своя атмосфера.
 
 

 

 

 

 

 

На острове полиции нет, поэтому всем все равно, если вы никому не мешаете и нормально себя ведете

 

 

 

 

 

 
Публика – все грязные и вонючие, потому что живут в палатках неделю. Шутка. Просто обычная молодежь в основном, хотя много и зрелых, и пожилых людей. Ни разу не видел драк или даже сильных конфликтов. Ну, бывают бухие, под веществами, но вполне адекватно себя ведут. При этом там нет полиции, есть какая-то охрана, но их довольно мало и они просто смотрят за порядком. Про вещества в стране это нелегально, но на острове полиции нет, поэтому всем все равно, если вы никому не мешаете и нормально себя ведете.
 
Больше всего в этом году запомнились Die Antwoord, Perturbator, Kaiser Chiefs, Parov Stellar, CHVRCHES, Muse, The Neighbourhood, Crystal Castles, Bring Me The Horizon.
 
Будапешт – отличный город, обязательны к посещению руин-бары и бани. Есть можно где угодно: еда – где-то 5 евро, пиво или вино – 2 евро. Передвигаться – общественным транспортом: можно купить фестивальный CityPass, с которым весь транспорт бесплатный на все время проведения.

 

 

 

 

 

 

 

Оля

 

(Atlas Weekend)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вообще, я хотела поехать на Open’er, но не успела сделать визу, поэтому пришлось искать безвизовые варианты. На Atlas Weekend решила поехать, потому что он подходил по датам, недалеко и лайнап был очень даже ничего. На фестиваль и я, и мои друзья ехали впервые. Отзывов никаких не читали, да и зачем. Едешь ведь ради музыки. Я на большой фестиваль ехала впервые и не совсем понимала, что мне нужно брать с собой. Об этом я позже пожалела, потому что два дня шел сильный дождь, и, чтобы спасти мои новые бежевые замшевые кроссовки, пришлось надевать на них пакеты, которые, впрочем, не очень помогли. Без дождевика тоже было не сладко. Хорошо, что в рюкзаке у меня были джинсы, поэтому на один вечер юбка стала моим головным убором и плащом.
 
Если фестиваль проводится в городе, я предпочитаю отказаться от кемпинга. Когда ты знаешь, что можно принять нормальный душ, аккуратно одеться, оставить вещи в надежном месте, мысли о кемпинге в голову даже не приходят. Я не большой любитель хостелов, все же стараюсь искать жилье у друзей и знакомых, ну или на airbnb.
 
Публика в большинстве своем типичная для такого фестиваля  молодежь от 17 до 30. Очень много модных, но не так много по-настоящему интересно одетых людей. Культура фестивальных луков еще не дошла до наших широт, но, я думаю, что со временем мы наверстаем. 
 
Самое запоминающееся: Ваня Дорн в красном спортивном костюме и с целым оркестром за спиной и Саша Васильев с любимыми когда-то песнями и самым сексуальным голосом на свете.
 
 
 

 

 

 

 

 

Два дня шел сильный дождь, и, чтобы спасти мои новые бежевые замшевые кроссовки, пришлось надевать на них пакеты

 

 

 

 

 

 
 
На фестивале был неплохой фудкорт, до сих пор не могу забыть «Моцарелла Наггетс». Но на территории фестиваля мы ели мало, потому что все это был не самый дешевый фастфуд. Еще пили сидр, слишком много сидра.
 В самом Киеве мне очень нравится Vegano Hooligano на Бессарабском рынке. Кажется, там я съела пока что самый вкусный фалафель в жизни. И тарелкой вкуснейших вареников за $1,5 в «Пузата Хата» тоже не советую пренебрегать. 
 
Что касается развлеченией, даже ничего и не вспомню. Обычные промо-фото-споты от партнеров, ничего больше. На фестивале с пятью сценами грех заниматься чем-то другим, кроме прослушивания музыки. Запрещенные вещества проносить, понятное дело, нельзя. Но я думаю, что кто хотел, тот пронес. Не скажу, что там был очень строгий досмотр. А вот алкоголь на зависть белорусам лился рекой. Любой.

 
 

 

 

 

 

 

 

Влад

 

(Orange Warsaw, концерты Бейонсе и Рианны, «Ласточка»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Я пять предыдущих лет выбирался на летние фестивали, и сбавлять темп намерений не было. Первые планы на лето начали выстраиваться в декабре, когда мне коллеги подарили билет на концерт Рианны в Варшаве. Потом одна подруга подбила меня взять билеты на новый тур Бейонсе, кто такое пропускает вообще? На все фестивали я поехал ради музыки: на Orange Warsaw – ради Ланы Дель Рей и MØ, на «Ласточку» – ради Icona Pop и на OFF! – ради the Kills. The Kills в последний момент отменили, и я не пошел на сам фест, а просто решил пробухать зарплату в Катовице.
 
На моей памяти на глазах раскупались RockWerchter, Primavera, Open'er – крупные суперфестивали, а менее масштабные фесты волнам ажиотажного спроса не так подвержены, мне кажется. Вот на Бейонсе мы билет с подругой покупали действительно на скорость, оперируя двумя телефонами, компьютером, планшетом и ворохом банковских карт. С транспортом у меня в этом году не было головной боли, потому что все западные мероприятия было решено ехать на машине, а в Москву сейчас и в последний момент уехать можно без проблем.
 
Думаю, не мне учить людей тому, как добираться до Москвы и Варшавы, где и что там есть и пить – это предмет для отдельных гайдов, и у путешествующих белорусов на эту тему есть наверняка сложившиеся предпочтения и суждения. Из Варшавы в Катовице мы поехали на машине, но друзья добирались туда и на самолете, и на автобусе, и на поезде. Кемпинг там прямо чуть ли не у входа, очень удобно: после окончания можно выбраться в барчики и вернуться спать в палатку без сумасшедших транспортных усилий. Общепит там в центре города устроен так, что выйти трезвым и голодным не получится даже при самом низком бюджете.
 
Жилье – другое дело. Взять вот Копенгаген: и так город не сильно дешевый, а на даты концерта Бейонсе еще весной был повышенный спрос. Мы, как лошки, тянули несколько месяцев и только за пять недель до концерта забронировали на airbnb квартиру, выбирая из «что осталось». Катовице тоже показался не сильно приспособленным к наплыву фестивального люда с полуживым airbnb и разбросанными по окраинам семейными мотелями, где самым приятным по соотношению цена-качество вариантом оказался четырехзвездочный отель.
 
Публика ни в Варшаве, ни в Москве особо не удивила. Вот на Лане Дель Рей девушки с венками на голове, а вот на FKA Twigs молодые люди в чем-то из Tsvetnoy – все логично, все на своих местах. Все шумели на хитах и скучали в телефонах на менее известных треках. Мне кажется, на белорусских выступлениях Ланы и Kasabian все было примерно так же. Немного удивила публика на Бейонсе в Копенгагене и Рианне в Варшаве: давайте посмотрим правде в глаза, у обеих сет-листы сейчас – стопроцентный сок, не то, что огонь – чистая лава. И вот мы стоим с подругой и просто ОРЕМ каждое слово из «Flawless», а вокруг нас большая часть танцпола внимательно изучает происходящее через камеры своих телефонов. Или взять «Work» Рианны – мне кажется, Рири сама дуреет на первых же аккордах с того, как эта песня качает. А стоят вокруг поляки, отдавшие десятую часть своей (родительской?) зарплаты на билет в фанзону, пришедшие за бог знает сколько часов, чтобы занять место под сценой, и не то, что жопой крышу прорубают, как следовало бы, а вообще выглядят умеренно заинтересованными.
 
 

 

 

 

 

 

История, как подруге на ногу кончил мужик на сете Дель Рей, до сих пор лучше встречается в любой компании, чем рассказы о том, как я потрогал грудь Флоренс Уэлч

 

 

 

 

 

 
И на Orange Warsaw, и на «Ласточке» была уличная еда всех мастей. Один знакомый описал что-то из «Ласточкиного» ассортимента как «вьетнамскую ссанину, от которой так же плохо, как от группы Hurts», но он единственный жаловался. По Orange я пробегался скорее в спешке и не особо глядел по сторонам, а на «Ласточке», кажется, всего хватало: и поп-ап от H&M, и фотокабинки от «Яндекса», и обучение канатаходству и слэклайну, и, господи, бассейн с зоной с шезлонгами – мне кажется, вполне себе набор для первого раза.
 
Депрессивное настроение меня довольно часто накрывает после любых поездок, не только фестивалей – и даже не знаю, как можно с этим справляться, наверное, лучше всего помогает планирование новой поездки. В этом году летний график был такой плотный, после одного концерта сразу другой, что, мне кажется, это выльется в одну большую волну тоски по возвращению из отпуска.
 
Однажды в Бельгии мы столько раз случайно пересеклись за фестиваль с одной девушкой из Питера, что решили добавиться «Вконтакте», четвертый год так в состоянии аффекта и дружим. Вообще, фестивали и круты этими встречами и факапами: история о том, как моей подруге на ногу кончил незнакомый мужик на сете Дель Рей на Super Bock Super Rock, до сих пор лучше встречается в любой компании, чем рассказы о том, как я дал пять Ферги или потрогал грудь Флоренс Уэлч.
 
Мой главный совет всем, кто едет на фестивали: закладывайте большой резерв времени вообще на всех этапах. Это то, чему я научился на собственных ошибках: не одна и не две группы были пропущены из-за пробок на подъезде, удаленных парковок, задержек транспорта и очередей на входе.
 
Ну а вообще главное – сохранять амбициозность, при этом быть готовым к краху вообще всех планов – так получается веселее всего, мне кажется.
 
 

Фото: Личные фото героев

Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓