«Покупатель теряет чувство реальности»: что не так с минскими распродажами

За последний год-полтора стало ясно, что белорусские магазины сильно озаботились скидками и распродажами в разных форматах. Редакция «Как тут жить» вспоминает, как все начиналось, и ждет, что же будет дальше.

 
 
 
 
Распродажи любят все. Например, перед Рождеством и Новым годом американский ритейл зарабатывает до трети годовой выручки, а во Франции за несколько недель зимней распродажи продают от трети до половины годового объема товаров. Магазины устраивают распродажи не только ради прибыли, но и чтобы привлечь новых покупателей: когда на витрине магазина люксовой марки висит объявление о скидках, туда не страшно зайти и не очень богатой студентке. Потом она вырастет, заработает много денег и вернется в этот магазин за одеждой и без скидок.
 
 
 
 
 
 
 

Торговые центры

 
В БЕЛАРУСИ ВСЕ ВСЕРЬЕЗ НАЧАЛОСЬ В НОЯБРЕ 2013 ГОДА, когда в только открывшемся «Арена-сити» объявили новый вид распродаж: во всем торговом центре на три дня обещали «сумасшедшие», как писали в пресс-релизах, скидки. В анонсах большими буквами указывали, что теперь и в Беларуси будет «шопинг по-европейски». На деле оказалось, что во многих магазинах максимальные скидки – это 20%, и то не на весь товар, а только, допустим, на небольшой стойке. Людей было много – на фудкорте почти негде было сесть. В магазине «Кравт», например, была длинная очередь, в которой в основном стояли девушки с тушью в среднем за 150 000 рублей, чтобы купить ее со скидкой 15%. Продавцы тогда говорили, что и им все не очень понравилось: «К нам раньше зайдет человек пять в день, но мы знали, что наши люди. А сейчас в магазине проходной двор, но продаж – ноль». Некоторые называли и конкретные цифры: «У нас обычно выручка миллионов 15 в день. Сейчас мы делаем 25. Но если учесть, что у нас на все 20%-ая скидка, то больше от этой акции мы вряд ли заработаем».
 
В феврале 2014 года в «Арена-сити» провели такую же распродажу – на афишах написали про скидки до 70%, на деле все оказалось так же, как и пару месяцев назад.
Парень купил в магазине джинсы со скидкой дороже, чем без нее. Потому что в магазине просто переклеили ценники
После этого в ноябре того же года другой крупный торговый центр, «Галилео», тоже решил удивить щедростью и провел 14 ноября «Черную пятницу». Скидки, как водится, обещали «до 70%», на деле в большинстве магазинов они составляли около 20%. Именно тогда произошел один из самых смешных и грустных случаев в истории белорусских распродаж – парень купил в магазине Colins джинсы со скидкой дороже, чем без нее. Потому что в магазине просто предварительно переклеили ценники: «Джинсы стоили раньше 799 000 рублей, скидка составила 177 550, с меня взяли 621 450. Дома на джинсах под ценником «799 000» обнаружил ценник «599 000». В результате джинсы мне продали с учетом скидки дороже, чем без скидки в обычный день! Это чудо!»
 
В общем, доверие к таким распродажам в торговых центрах было сильно подорвано. Особенно если учесть, что в феврале и ноябре, когда эти акции устраивались, в магазинах и так были 15-20%-ые скидки на сезонные коллекции.
 
 
 
 
 

Государственные магазины

 
Вот где-где, а в государственных магазинах ценники во время распродаж не переклеивают. По крайней мере, ни одного случая в прессе зафиксировано не было. Интересно, что проводить массовые распродажи в наших универмагах стали в то же время, что и «шопинги по-европейски» и «черные пятницы» в торговых центрах: впервые единый день скидок в минских универмагах прошел 24 ноября 2013 года, скидки в ГУМе, ЦУМе, «На Немиге» составляли небольшие, но честные 15%. Акцию повторили всего через несколько недель. Люди стояли возле ЦУМа еще до открытия, при том что ЦУМ в этот день и так начал работу на час раньше. Через три месяца такие дни скидок на все товары в ГУМе решили устраивать в последний четверг каждого месяца (к нему потом присоединились и остальные универмаги). Правда, у многих возникал вопрос: почему скидки – всего 15%, а не 70% (в таких вопросах еще любят добавлять «как в Вильнюсе»). В ГУМе это объяснили так: «В Литве поставщики или производители ставят на свой товар торговую надбавку в 100%, а порой и выше. То есть изначально закладывают ее в цену. А у нас средняя торговая наценка — 30-35%, и то не везде».
 
В таких условиях покупатель вообще теряет чувство реальности
Сейчас скидки в универмагах проходят не раз в месяц, а намного чаще: например, в мае было 9 дней, когда универмаги устраивали скидки 15-17%. И, хотя скидки не очень большие, не все руководители магазинов этому рады. Вот что пару месяцев назад рассказал один из них: «У нас есть новая коллекция, есть старая. Дни скидок, которые проходят повально, никак этот фактор не учитывают. В результате мы вынуждены продавать новую коллекцию со скидкой. Это же абсурд! В таких условиях покупатель вообще теряет чувство реальности. Справедливо было бы давать скидку так, как это происходит в европейских магазинах: вот штаны из прошлогодней коллекции или в конце сезона – мы дадим скидку, чтобы товар не залежался. Мы теряем деньги на пустом месте».
 
Данных, сколько магазины теряют или зарабатывают в такие дни, в открытом доступе нет. А вот данные по стоковым ярмаркам есть. Первую стоковую ярмарку возле Дворца спорта, призванную разгрузить склады, устроили в сентябре 2014 года, продавалась там обувь и одежда белорусских производителей. Тогда за один день продали товаров на 1,6 млрд рублей. За два дня такой же ярмарки в мае 2015 – на 3,5 млрд рублей.
 
 
 
 
 

Магазины масс-маркета

 
Кажется, единственные магазины, у которых все без сюрпризов, по давно оговоренным правилам, – это магазины европейского и американского масс-маркета. Да, в Минск могут привозить не всю коллекцию – объясняют это результатами статистического анализа продаж. Но что распродажи начнутся и закончатся тогда же, когда и в магазинах сети в других странах, можно быть уверенным. Да и размеры скидок тоже обычно такие же, как и за границей. У крупных сетей к тому же есть и дисконт-центры, в которые после распродаж привозят оставшуюся одежду и обувь. Например, есть «Ромашка» на проспекте Победителей, 7, где висят прошлые коллекции Naf Naf, Mango, Hugo Boss, Jack&Jones и других марок, которые привозит компания Fashion House. Есть дисконт Adidas и Reebok на улице Богдановича, 78, где можно было найти, например, синюю куртку из коллекции Стеллы Маккартни для Adidas за 700 000 руб., хотя раньше на ценнике было написано, простите, 4 500 000 руб. То есть даже если какие-то отклонения от международных стандартов и есть в минских магазинах масс-маркета, то ничего ужасного все равно вспомнить не удается, все в рамках нормы.
 
Про распродажи в некоторых крупных и известных магазинах можно узнать, только если вы живете напротив них или каждый день гуляете где-то рядом
Единственное, что смущает: про распродажи в некоторых крупных и известных магазинах можно узнать, только если вы живете напротив них или каждый день гуляете где-то рядом. То есть сайтов или даже групп в соцсетях у них нет. Например, у Reebok в Беларуси сайта нет. И группы в соцсетях тоже не найти. В прошлогодней рекламной заметке на популярном белорусском сайте, были ссылки на сайты и группу в соцсетях Reebok, которые сейчас не работают. На сайте пишут, что веб-страница недоступна, а с группой вообще грустно: в ней сейчас 193 человека (сильно больше и не было) и еще 3 марта было написано, что «группа продается дорого». Участники продолжают спрашивать друг у друга, где найти определенную модель, в мае одна девушка спрашивала, есть ли что-нибудь на распродаже. Никто ей, конечно, не ответил и не ответит.
 
 
 
 
 

Частные магазины

 
В частном магазине владелец может вообще не устраивать скидок. Вот как прокомментировал отсутствие сезонных скидок владелец одного из магазинов в торговом центре Минска: «Мы сейчас много продаем по старым ценам просто. Могли бы, конечно, все переоценить и сделать распродажу. Так, наверное, было бы коммерчески более грамотно. В общем, скидки у нас очень редко бывают, но рано или поздно и у нас они будут».
 
Бывает, что небольшой магазин с модными марками и симпатичный сайт себе завел, и группу в соцсетях. Про скидки, допустим, на все кеды могут написать статус «Вконтакте», а на сайте поменять цены только на желтые и синие кеды, а, допустим, на белые оставить прежнюю цену, потому что лень уже менять. При этом пишут, что заказать товар с доставкой на дом можно прямо на сайте. Если вы придете в магазин, то вам, конечно, скажут, что белые тоже на скидке. Но в какой момент человек, зашедший на сайт, должен понять, что на эти проклятые белые кеды тоже есть скидка, совершенно непонятно.
 
У небольшого магазина – больше 125 000 подписчиков. Для сравнения: у двух популярнейших и влиятельнейших сайтов страны, – по 177 000 и 181 000 подписчиков соответственно
Такое поведение дико удивляет, особенно когда знаешь про пример какого-нибудь магазина вроде Look в «Московско-Венском», который постоянно проводит акции «скидка 150 000 рублей за репост». И вот у небольшого магазина – больше 125 000 подписчиков «Вконтакте». Для сравнения: у двух популярнейших и влиятельнейших сайтов страны, – по 177 000 и 181 000 подписчиков соответственно.
 
 
 
 
 
 

Как дальше жить

 
Уже прошло больше года с того времени, как белорусская торговля поняла, что напиши слово «скидки» с большим количеством восклицательных знаков – и люди к тебе пойдут. Причем это будут люди, которые к распродажам относятся с большой симпатией и самоотдачей. Как-то магазин детской одежды «Оранжевый верблюд» устроил 50%-ую скидку на все вещи с 11 до 12 часов. Акция должна была идти 4 дня, но закончилась через день, потому что посетители устроили драку за распашонки.
 
Через пару месяцев мы все снова увидим афиши с обещаниями настоящих, диких, немыслимых распродаж и черных пятниц. Осенью должен открыться огромный стоковый центр Leto, в котором тоже обещают хорошие скидки вообще на все. И тут начнется самое интересное: мы увидим, насколько наша торговля – от самых маленьких магазинов до самых огромных – усвоила, что покупателя лучше не обманывать и делать все, как у людей. 
 
 
 
 
 
 
 

Фото: pixabay.com

 

Поделиться
Сейчас на главной
Показать еще   ↓