Вы как хотите, но в смысле премьер в минских кинотеатров октябрь – лучший месяц этого года.
Чёрный клановец
Режиссер Спайк Ли
Focus Features
Focus Features
Focus Features
70-е, чернокожий полицейский, которого белые коллеги решили живьем замариновать нудной бумажной работой, наконец получает повышение: кому-то нужно сходить на нелегальную сходку негритянских террористов, и белые офицеры для такого плохо подходят. Вернувшись со сходки, полицейский первым же делом звонит по объявлению в Ку-клукс-клан и записывается, для симметрии, и туда.
Для американской прессы «Клановец» – сложный фильм. Поставленный по совершенно реальной анекдотической истории, фильм приделывает к ней вымышленную последнюю треть и смазывает акценты в трети первой: в нашей реальности черные активисты совершали теракты, а белые супрематисты просто устраивали идиотские шествия после работы. Однако, как эта же пресса передает, людям, не вовлеченным в контекст, все это должно быть совершенно фиолетово: это очередной энергичный и веселый дидактический фильм классика энергичных дидактических фильмов Спайка Ли о том, что все люди – братья, а кто не согласен, тот дурак. В главной роли снимается очень красивый сын Дэнзела Вашингтона, ну а за белых неумех отдувается самый лучший белый человек на свете Адам Драйвер.
Звезда родилась
Режиссер Брэдли Купер
Warner Bros. Pictures
Warner Bros. Pictures
Warner Bros. Pictures
Носатая кабацкая певица обнаруживает, что к ней подкатывает пьяный бородач. Слово за слово, и бородач оказывается кантри-звездой и первым оценившим ее по достоинству человеком. Еще немного погодя и сама певица оказывается вовсе даже и не кабацкой, а такой, знаете, как бы Леди Гагой, только от мира кантри.
Самый первый фильм «Звезда родилась» вышел в 1937-м, и с тех пор каждая большая голливудская эпоха имеет свою версию этой нехитрой истории. В 50-е это был сложнопостановочный мюзикл, в 70-е – новоголливудская реалистическая драма с кокаином и рок-концертами, ну а нам вот достались кантри, нежные глаза Брэдли Купера поверх бороды и Леди Гага. Пресса передает, что эта версия лучшая из всех, дуэт Купера и Гаги – превосходный и сгодился бы любому романтическому фильму, а музыкальные номера – на заглядение. Судя по всему, это новое пополнение в рядах телеклассики на следующие лет 30: вдохновляющее кино со слезами на глазах, от каждого нового просмотра превращающееся во все более родное. Если вы такое любите, то это фильм месяца, конечно.
Мэнди
Режиссер Панос Косматос
RLJE Films
RLJE Films
RLJE Films
Очень грустный лесоруб под песню «Starless» King Crimson возвращается на побывку к жене, которая все свободное время проводит за чтением фэнтези-книжек в мягкой обложке, рисованием апокалиптических пейзажей и, судя по гардеробу, прослушиванием глэм-рока. Тем временем в районе появляются напрочь поехавшие сектанты, чей лидер имеет привычку при помощи трех всадников апокалипсиса на мотоциклах красть понравившихся женщин.
Выражение «фильм по комиксам», кажется, навсегда закрепилось за визуально неизобретательными и легковесными американскими экранизациями их дурацких детских книжек про супергероев. «Мэнди» показывает, как фильмы по комиксам выглядели бы, если бы Голливуд располагался где-нибудь во Франции: это бешеное, тягучее, вырвиглазное, смешное и страшное кино, в котором роль содержания выполняют причудливые экспрессивные карикатуры людей, природы и чувств. Режиссер, итало-греко-швед и сын известного жанрового постановщика 80-х, Панос Косматос почти в каждой сцене достигает выразительности работ комиксиста Жана Жиро, ну или, собственно, песни «Starless» King Crimson, при этом ни на секунду не позволяет фильму стать стилизацией, подмигивающей сноской на кем-то прежде созданные образы. На фоне этого буйства фантазии художников соединенной Европы Николас Кейдж вдруг оказывается сдержанным и даже чуть скучноватым актером.
Экстаз
Режиссер Гаспар Ноэ
A24
A24
A24
96-й год, французская танцевальная труппа репетирует, за неимением у них там во Франции музея Азгура, свои рейверские танцы в обычном школьном спортзале. Репетиция идет чудесно, покуда не выясняется, что кто-то добавил в винишко, которое решительно все танцоры пили во время перекура, психоделический наркотик.
В прошлом десятилетии Гаспара Ноэ продавали в качестве безумного, но вполне серьезного режиссера, и люди расшибали лбы, силясь понять, что конкретно означает изнасилование Моники Белуччи в грязном переходе. В нынешнем десятилетии он отметился изощренной порнографией и вот теперь сделал всамделишний танцевальный фильм, вторая половина которого относится к жанру примерно как кода «Космической одиссеи 2001 года» относилась к фильмам про полеты в космос. Пресса передает, что получилось волшебно: оказалось, что и танцы Ноэ снимает как бог, и даже кое-какую психологическую драму между героями успевает обрисовать, ну а когда доходит до галлюцинаций и наркотического бреда, разворачивается совсем на полную катушку.
Человек на Луне
Режиссер Дэмьен Шазелл
Universal Pictures
Universal Pictures
Universal Pictures
Американцы отправляют человека на Луну. Успешно.
Пресса передает, что на почве благообразного байопика о ключевом эпизоде американской истории последнего полувека, постановщик Дэмьен Шазелл опять снял «Одержимость», только вместо придавленного необходимостью стать знаменитым барабанщиком Майлза Теллера у него теперь – раздавленный смертью ребенка Райан Гослинг, а вместо Дж. К. Симмонса – земная гравитация и поломки техники. Место джазового сленга теперь занимают маловразумительные разговоры инженеров по рации, вместо стертых в кровь от палочек рук – заблеванный в тренировочной центрифуге скафандр, вместо теней Чарли Паркера и Луи Армстронга – советские космонавты, которые, если их не обогнать, слетают на Луну сами. Снова, короче говоря, хороший фильм.
Хеллоуин
Режиссер Дэвид Гордон Грин
Universal Pictures
Universal Pictures
Universal Pictures
Напряженная пенсионерка дни и ночи напролет ждет возвращения сумасшедшего убийцы Майкла Майерса, что вызывает насмешки даже близких людей – ну убил какой-то чудик 40 лет назад пятерых, подумаешь. Тем временем двое англичан-подкастеров уже везут в тюрьму строгого режима маску убийцы, а тюремный автобус уже готовится перевернуться и выпустить своих пассажиров на волю.
Оригинальный «Хэллоуин» заработал так много денег и ввел в американский мэйнстрим так много новшеств, что потребовалось четыре десятилетия, чтобы разглядеть в нем то, чем он с самого начала и являлся: инди-триллер, полагающийся на изобретательность (заимствованные из джалло ракурсы, заимствованная из нового Голливуда бытописательность, хичкоковский саспенс на ровном месте) просто по причине отсутствия бюджета. Сейчас такими фильмами кинорынок забит под завязку (см. выше в списке «Мэнди»), и нет ничего логичнее, чем дать возможность перезапустить с самого начала пошедшую не туда франшизу начинавшему как инди-экспрессионист режиссеру Дэвиду Гордону Грину. Пресса передает, что его «Хэллоуин» содержит несколько таких изощренных сцен, которыми был бы доволен и молодой Карпентер, а также удачно находит страх не в убийствах, а в ужасе столкновения обычных некиношных людей с запредельным злом.
Обложка: Universal Pictures