1 августа в третий раз пройдет европейский фестиваль пива и еды A-Fest. На сцене в Лошицком парке перед многотысячной толпой выступят электро-поп дива Софи Эллис-Бекстор, француз Ян Десталь (ex-Modjo), белорусы “Без Билета” и другие артисты. Накануне крупнейшего летнего опен-эйра мы встретились с белорусским хэдлайнером A-Fest Наташей Куницкой, больше известной как Mustelide, чтобы расспросить ее о концертах в Минске и Берлине и непростой судьбе местных музыкальных фестивалей.
Фото предоставлено артистом
Привет. Наш первый вопрос, наверное, самый частый из тех, что задают артистам. Как ты докатилась до того, что музыка стала “работой” жизни?
Я перепробовала много всего, бралась за все, что подкидывала жизнь. "Почему бы и нет?" - мой жизненный принцип. На свой первый синт я заработала на Жданах, когда мне было 16. Многие даже к 40 годам не знают ничего о своем призвании. Я тоже была в поиске какое-то время, при этом музыка была всегда рядом в виде всяких бэндов, проектов, образовательных международных программ, курсов. В итоге пазл сложился, и я поняла, что мой лучший скил - это написание музыки. Я поняла, что это занятие приносит больше всего кайфа, ну, и даже денюжку какую-то. В итоге решила бросить офисную работу, которую вообще считаю ядом, рискнуть и сделать музыку своим главным занятием. Слава богу, получилось.
Где ищешь вдохновение для творчества?
Если честно, особо вдохновляться мне не нужно. Просто интересно делать музыку, это как занимательная игра. Я заметила, что способ воспроизведения и восприятия информации для меня самый простой и естественный именно через музыку. Не знаю, почему так, что-то с мозгом связанное, наверное.
От творческого кризиса никто не застрахован?
Да, бывает, музыкальная апатия накрывает. Я пыталась анализировать этот процесс и нашла несколько отмазок. Первая - написание музыки очень интимный процесс, и мне в последнее время не хватает личного пространства и комфортной обстановки для этого. Когда есть стабильный угол, где все готовенькое и красивое ждет меня, и не давят никакие срочные дела, тогда идеальная обстановка для творчества. Могу по 9 часов сидеть, не вставая, забывая о пище и других, извините, нуждах. Очень увлекаюсь. Отмазка номер два - это те ожидания, которые я сама перед собой создаю. Сделать круто, сделать скорее, успеть первой, не “протупить” со сроками следующего альбома, удивить себя и т.д. В итоге музыка превращается в какой-то экзамен. От экзаменов, как правило, воротит, а прокрастинация процветает.
Часто тратишь так время, а результат разочаровывает?
Да, бывает, конечно, что и не нравится, но я это, к счастью, понимаю не в конце создания трека, а в самом начале. Просто не делаю дальше, если не прет, зачем время тратить. Поэтому все песни, которые доделаны, мне нравятся. Невыпущенные треки у меня тоже есть, просто поленилась их закончить.
Как город влияет на процесс создания музыки?
Мой город всегда со мной внутри. Но путешествовать при этом обожаю. И сложно даже выделить одно любимое место. Все новое и города, в том числе, приводят меня в восторг. Есть также конкретные поездки, после которых я написала некоторые песни. Естественно, я пишу обо всем, что вокруг и внутри.
Ты много времени проводишь в Берлине. Что заставляет возвращаться в Минск снова и снова?
В Минске у меня все еще база. В виде родителей и сестры, прописки, моего оборудования и того ностальгического чувства, сжимающего грудь, когда бродишь по району, где вырос. Это место, где не нужно напрягаться, где все знакомо и понятно. Хоть и скучно и некрасиво часто. Но местами и очень даже клево.
Что это за районы/улицы, которые ты считаешь “клевыми”?
Мой отчий район Юго-Запад прежде всего, все дворы на проспекте Газеты Правда и Голубева. Улица Карла Маркса. Комсомольское озеро. Ну, и новая шумная Октябрьская. В целом, обожаю таскаться по Минску одной, особенно на велике.
Есть в Минске места, которые напоминают тебе Берлин или другие крупные европейские столицы?
Все эти новые тусовые места: “Корпус 8”, пространство “Верх”, улица Октябрьская, Галерея “Ў”. Эти места похожи во всех городах и странах, потому что делаются людьми в поиске, людьми, стремящимися к свободе и экспериментам, незашоренными инициативными ребятами.
Фото предоставлено артистом
Где приятнее выступать, дома или за границей? Почему?
Мне нравится выступать там, где организаторы ведут себя профессионально и трепетно по отношению к артисту. И там, где на концерт пришли люди “в теме”. Эти условия не зависят от точки на карте, по моим наблюдениям. Везде есть свиньи, а есть классные и чуткие ребята.
Каким своим выступлением ты по-настоящему гордишься?
Первый концерт Mustelide. Потому что не облажалась.
Какой формат выступлений тебе ближе? Фестивали на открытом воздухе или маленькие клубные концерты?
На большинстве фестивалей ничего так. Хотя мне больше по душе темные, клубные концерты. В формате норы. Чтобы свет был психоделичный и дым.
Чем хороши именно крупные летние фестивали?
На действительно хороших фестивалях создается параллельная реальность, где позволено делать все, что просит подсознательное, где забываешь о насущных проблемах и суете, где погружаешься в теплый поток музыки. Если я не чувствую, что нахожусь на другой планете, считаю фестиваль неудавшимся.
Какие тенденции нужно перенимать белорусским организаторам?
На по-настоящему клевых фестивалях все уже давно поняли, что на музыкантов молиться надо, что они - главные герои всех фестивалей и вечеринок, независимо от их известности. И это очень чувствуется на всех этапах организации. Хотелось бы чаще видеть такое же отношение и в Беларуси.
Можно ли сказать, что публика в Беларуси более благодарная и открытая?
Мои самые любимые слушатели - белорусы, интеллектуальные, тонкие. Они всегда отдушина для меня, даже при наличии организационных фейлов.
Фото предоставлено организаторами A-Fest
На белорусских фестивалях, к счастью, все чаще имена наших артистов идут наравне с популярными европейскими исполнителями. Те же Brutto, “Петля Пристрастия” или “Без Билета” уверенно держат многотысячную толпу. А могут ли белорусские артисты стать хэдлайнером фестиваля где-нибудь в Германии или Испании?
Вполне. Особенно, если есть своя аудитория в Европе. Например, у Super Besse есть, вполне вижу их хэдлайнерами.
11 августа ты выступаешь на A-Fest. По самым скромным подсчетам, в прошлом году фестиваль пива и еды собрал больше 100 000 слушателей. Тебя это не пугает?
Я особо не волнуюсь перед количеством слушателей, скорее перед качеством. Что будут люди не на моей волне, с которыми будет сложно наладить музыкальное взаимопонимание. Надеюсь, к A-Fest это не относится.
Фото предоставлено организаторами A-Fest
Кого из исполнителей A-Fest ты сама с удовольствием послушаешь?
Akute знаю и уважаю. У “Без Билета” знаю старые песни, красивые, надо послушать новое.
Будут на ли A-Fest новые композиции? И какие планы после?
Будут незарелизенные треки, да. А вообще мои песни - это каждый раз какая-то новая история даже для меня самой. А планов много. Я одновременно работаю над тремя своими новыми релизами. Все концептуально разные. Поэтому, наверное, не могу все никак закончить. Еще делаем кое-что совместное с музыкантами из других стран.
Фото: pixabay.com, Universal Pictures International